[:ru]
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости дальнейшего развития туристской отрасли и сельского хозяйства.
Везде хорошо, а дома лучше
Туристический сезон, казалось бы, позади. Но сегодня самое время поразмыслить: а приносит ли нам прибыль такое дело, как туризм? И что могло бы принести?
В нынешнем году значительная часть казахстанцев вынуждена была отдыхать в пределах своей страны. Причины тому были самые разные. Тут вам и скачки курса иностранной валюты, и сообщения об участившихся терактах в «курортных странах», и многое другое.
Все это заставляет по-новому взглянуть на туристический потенциал родного Казахстана, изобилующего неизведанными или малоизведанными уникальными природными уголками. На его бесконечные просторы и великое ландшафтное разнообразие.
К примеру, только в одной Алматинской области можно увидеть высокие лесистые горы, бескрайние степи, полупустыни и пустыни, горные и равнинные реки, а также большие озера, пребывание на которых создает впечатление присутствия на морском побережье. Причем в полном смысле. Так как вода в них чистая, теплая и соленая. А волна порой бывает такая, что нахождение в воде может быть опасным для жизни. Для полного счастья лишь пальм не хватает.
Это, конечно же, Балхаш (его восточная половина) и Алаколь. Что касается последнего, то говорят, что он в этом году принял рекордное количество отдыхающих. И это, несмотря на отсутствие пригодного для нормального автомобильного движения твердого дорожного покрытия по пути к нему.
Важно отметить, что еще с советских времен в тех краях не было нормальной дороги. Это значительно усложняет доступ отдыхающих к дальним уголкам алакольского побережья и другим водоемам алакольской озерной системы. А значит препятствует полноценному развитию внутреннего туризма.
Другой подход
Тем нем менее, одной из приоритетных задач, поставленных перед правительством, стало развитие не только внутреннего, но и международного туризма. С высокой трибуны не раз звучало о том, что наш туристический потенциал довольно высок и что при правильном подходе к отрасли она начнет развиваться и приносить прибыль казне. Но, чтобы сказка стала былью, нужно тщательно изучить международный опыт, дабы эффективно использовать свой потенциал и направить работу в правильное русло.
По данным Всемирной организации туризма, общая выручка государств, постоянно принимающих гостей со всей планеты, приближается к триллиону долларов в год. Однако доля Казахстана в этом пока еще всеьма небольшая.
Анализ туристической деятельности и международного опыта работы данной отрасли показывает, что рейтинг привлекательности для туристов зависит вовсе не столько от туристического сервиса (хотя от него тоже), а от популярности и международного имиджа страны. Взять, к примеру, те же США. Весь мир твердо убежден, что они круче всех. Тех, кто не мечтает в них побывать хотя бы раз в жизни, абсолютное меньшинство в сравнении с теми, кто спит и видит себя перед статуей Свободы. При этом никто в Штатах даже не попытается вас ублажить, как это с вами сделают в той же Турции. Ни США, ни Испания, ни Франция не предлагают никаких «все включено». Никто в этих странах не будет выкладывать вам на кроватях белых лебедей из полотенец и «стелиться» перед вами, чтобы обслужить в ресторане за две минуты. Там функционирует великая масса не принадлежащих транснациональным корпорациям отелей, ресторанов, кафе, магазинов, частных пляжей, боулинг- и гольф-клубов, сувенирных лавок, фирм такси, трансферных компаний и т.д. И стоимость услуг всех этих субъектов малого и среднего бизнеса весьма не дешевая. И, тем не менее, турист туда, что называется, валом валит и оставляет там намного больше денег, чем в странах, специализирующихся именно на туризме.
Помимо всего прочего огромные доходы получают торговля и парки развлечений. Все это пополняет и счета владельцев заведений, и государственную казну. К примеру, годовой бюджет национального туристического центра Maison de la France составляет 60 миллионов долларов. Деньги, как говорится, к деньгам.
В последние несколько лет и Казахстан активно раскручивает свое имя, пытаясь увеличить число приезжающих иностранцев. Стратегия брендинга государства явила миру как минимум три «громких» проекта: «Зимняя Азиада–2011», «Всемирная зимняя универсиада–2017» и «ЭКСПО-2017». Появились дорогостоящие символы нового имиджа нашей страны, являющиеся, по сути, частью целостной рекламной кампании, призванной представить наш туристический потенциал за рубежом и привлечь иностранных инвесторов в отечественную туристическую отрасль.
Только следует иметь в виду, что въездной туризм — вещь на порядок более серьезная, нежели грандиозные, но все же разовые мероприятия. Это инвестиции (желательно, конечно же, иностранные) на долгосрочную перспективу, это налоги, рабочие места и т.д., но только в том случае, если подходить к этому вопросу с точки зрения соблюдения в том числе государственных интересов, а не интересов одного лишь инвестора.
О развитии туризма на днях говорил президент страны Нурсултан Назарбаев во время своего визита в Акмолинскую область.
— Ежегодно область посещают сотни тысяч туристов, в том числе благодаря государственной поддержке Щучинско-Боровской курортной зоны, — сказал он. — Следующим летом в Астане пройдет важное историческое событие – международная выставка «ЭКСПО-2017», участие в которой примут представители более 100 стран мира. Многие из них посетят не только Астану, но и туристические объекты региона.
Обращаясь к гражданам, глава государства отметил, что за годы независимости государство смогло обеспечить стабильный экономический рост и высокие социальные стандарты. Президент Казахстана подчеркнул, что наряду с развитием туризма необходимо развивать и агропромышленный сектор.
— Сегодня объемы инвестиций в Казахстан составляют более 250 миллиардов долларов США, — сказал он. — С 1995 года доходы казахстанцев выросли почти в 40 раз. Повышение благосостояния населения способствовало увеличению продолжительности жизни с 67 до 72 лет. Рост рождаемости составил 60 процентов. При этом размер детских пособий увеличился более чем в 7 раз. Только в рамках Продовольственного пояса столицы привлечено инвестиций почти на 85 миллиардов тенге для реализации более 100 проектов, — сказал он по этому поводу. — За последние 15 лет приобретено более 10 тысяч новых тракторов, зерноуборочных комбайнов и посевных комплексов.
[:]