Октябрь прошел под знаком сирийского кризиса: Россия начала наносить авиаудары в Сирии, усилился поток сирийских беженцев в Европу, 2-4 октября в г. Астане прошел второй раунд переговоров представителей сирийской оппозиции, египетское отделение террористической группировки ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) взяло на себя ответственность за крушение российского самолета в Египте, Путин признал, что это был теракт.
Условия для цивилизационного разлома
Вслед за кремлевскими идеологами и чиновники заговорили о том, что с террористами надо бороться на дальних подступах, чтобы они не пришли в ваш дом. Например, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил: «Мы защищаем народ России от угрозы терроризма, потому что лучше это делать за границей, чем бороться с терроризмом внутри страны».
Это лишенное всякой логики утверждение должно насторожить казахстанских идеологов как рискованный способ борьбы с терроризмом – как бы такое начинание не вернулось бумерангом по россиянам, и для такой опасности есть все основания. Наивно полагать, что бомбежкой можно уничтожить терроризм или террористов, которые могли бы прийти в Россию взрывать и убивать. Ведь взрывать и убивать могут и «свои» террористы и смертники, в том числе и те, кто воевал в Сирии и вернулся на родину. Воюющих казахстанцев на стороне ИГИЛ тоже немало.
Ситуация в мире и регионе меняется, и меняется не в лучшую сторону. Ночью 3 ноября личному составу частей Ташкентского гарнизона министерства обороны Узбекистана и правоохранительным органам столицы объявили о введении казарменного положения. 15 октября группировка «Исламское государство» (ИГ) внесена в перечень террористических организаций в Казахстане. В Кыргызстане заговорили о необходимости проведения религиозной реформы.
Самое странное то, что все эти события создают впечатление дежавю: как будто это уже было и все повторяется. Ведь никто не отменял религиозные войны – они были и есть со времен появления религий, а после 11 сентября 2001 года мировым трендом стала борьба с «исламским терроризмом».
В советское время это называлось идеологической войной, и все ее средства и технологии были досконально изучены. Хотя в то время был иной идеологический формат, но суть миссионерства, религиозной экспансии была достаточно известна.
Но после распада Союза наши идеологи начисто позабыли риски такой экспансии, приняли «самый демократичный» закон о религии от 1992 года и запустили в Казахстан религиозные организации всевозможных мастей, а вместе с ними и «идеологических диверсантов».
И началась война за умы наших граждан. Даже борьба Запада с «исламским терроризмом» не стала сигналом для пересмотра религиозного законодательства: в школах, кинотеатрах шли собрания Свидетелей Иеговы и др., молодежь отправлялась на учебу в зарубежные религиозные заведения и т.д. И зародилась мировоззренческая «каша» – необходимое условие для цивилизационного разлома.
Это было в русле плана «заговора»: построить в голове у каждого «калейдоскоп» (мозаичное сознание). В этом случае переворачивается с помощью информационного воздействия «картинка» и восприятие человека меняется. В итоге количество людей в Казахстане, способных думать и анализировать, стремительно сокращается и растет число «учеников», получающих информацию от священнослужителей, из религиозных источников и живущих по религиозным законам, а не по законам светского государства. По этой причине у нас допустили цивилизационный разлом.
Разлом между «чистым» и «степным» исламом
Этому способствовала и политика государства – вместо библиотек, домов культуры, научных центров появились огромное число мечетей, церквей, храмов, синагог. Религиозность стала «модой» не только среди вчерашних атеистов, но и студенческой молодежи и школьников.
Наши государственные мужи не обратили внимания и на всевозможные прогнозные книги, вроде «Столкновение цивилизаций», «Великая шахматная доска» и др. Не говоря о закулисье всевозможных сект, террористических организаций и т.д. Ведь некоторые из них создавались спецслужбами для определенных целей. За тем же «Талибаном» или «Аль-Каидой» в свое время стояло ЦРУ. ИГИЛ придерживается того течения ислама, которое в свое время Казахстан запустил в республику. По некоторым данным, ИГИЛ создано для раскола ислама и усиления позиций западных стран.
И за каждым религиозным верованием – свой Бог, своя истина. У салафитов – истина в Саудовской Аравии, Пакистане и т.д., у Ахмадийской общины – в Пакистане и Лондоне и т.д. Именем Бога совершаются преступления, войны, религиозными убеждениями оправдывается насилие.
В последние годы у нас появились явные признаки цивилизационного разлома: меняется не только одежда, но и свадебные, похоронные обряды, предпочтения в еде, отношение к музыке, искусству, образованию и т.д. Например, у Свидетелей Иеговы не только своя еда, но им не положено садиться за общий стол с «несвидетелями». У кришнаитов тоже своя отличительная кухня и т.д.
Ныне участились случаи похорон в день смерти, как принято в арабских странах из-за жары, а торжества проводятся без музыки и танцев. Под категорию «харам» подпадают многие виды искусства, традиции, обычаи. Например, те же садака, беташар, казахская музыка и т.д. Национальная одежда вытесняется арабской. А ведь камзол, саукеле и другие аксессуары национальной одежды имели доисламскую историю и дожили до наших дней. Уже раздаются голоса: зачем мусульманам изобразительное, музыкальное искусство или балет, мол, это запрещено исламом, что светское общество – это безбожное общество и т.п. Разлом проявляется и в социальных сетях как конфликт между «тенгрианцами» и «исламистами».
Как пишет культуролог Зира Наурзбаева: «У нас же в Казахстане без всяких теологических дискуссий десятки молодых музыкантов-народников, принявших различные формы ислама, ушли из профессии, а некоторые до сих пор в музыкальных учебных заведениях, вместо того, чтобы учить студентов игре на домбре или пению, проповедуют в студенческой аудитории о сатанинской природе казахской традиционной музыки. Но ведь речь идет не только о легкой музыке, но и о музыке серьезной, той, которая с древнейших времен высоко оценивалась всеми культурами. Речь идет не о цензуре, а о фундаментальном отказе, запрете музыкального искусства в большинстве богословских и правовых школ ислама. Откуда в исламе негативное отношение к музыке? Заявляющие, что музыка является харам, запрещенной для мусульманина, не могут обосновать свое мнение ссылкой на Коран».
Появилась неизвестная ранее потребность в «богоискательстве», которое довело дело до «чистого» ислама, а это уже ревизия и конфликт с традиционным укладом и «степным» исламом.
Соответственно меняется место женщины в семье и обществе. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – отъезд казашек с семьями или без семьи в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.
16 июля в Бишкеке прошла спецоперация, где были ликвидированы четверо террористов и задержаны семеро членов группировки. Среди боевиков, устроивших перестрелку, были граждане Казахстана.
В свое время эту проблему не выявили и оперативно не решили. Но если загонять проблему вглубь, то она может обрести не только хроническую, но и опасную форму. Например, мы занимаем 3 место в мире по количеству суицидов. По уровню коэффициента смертности среди юношей и девушек 10-19 лет Казахстан занимает 1 место. Опасность кроется в религиозном радикализме, который может найти путь к сердцам людей, склонных к суициду, особенно в молодежной среде. И ради «восторжествования справедливости» самоубийца может пойти и на теракт.
Была попытка как-то огородить молодежь от религиозного экстремизма и терроризма – ввели школьный предмет «Основы религиоведения», однако результаты не утешительны. Теперь собираются ввести с 2016 года предмет «Светскость и основы религиоведения».
Насколько этот предмет соответствует Конституции и политике светского государства – это еще вопрос. Это противоречит Конституции, по которой наша страна – светское государство, в котором религия отделена от государства. Это положение Основного закона должно определять государственную политику в области религиозных отношений, в области среднего и высшего образования, развития науки, государственной идеологии. Поэтому в школах должны давать светское образование, научные представления о мире. К примеру, в Узбекистане не приветствуется, в некоторых городах даже запрещено посещение несовершеннолетними мечетей, церквей.
Возможно, нет необходимости в таком предмете – достаточно усилить научную составляющую общеобразовательных предметов и классных часов. Если вводить, то это должен быть предмет «Традиционная культура народа Казахстана». Или как в Татарстане, где ввели пособие для студентов и учащихся 10-11 классов «Древнетюркское мировоззрение «Тэнгрианство» (автор Рафаэль Безертинов).
Столкновение цивилизаций
«Теория заговора» гласит, что после двух мировых войн наступит третья – война цивилизаций. О начале этого столкновения объявили в конце ХХ века, и ныне мы это наблюдаем воочию – идет «разборка» с «исламским терроризмом».
Цивилизацию определяют религия или мировоззрение, традиционная культура, письменность, мифология, музыка, правила морали, одежда, еда, право и т.д. В настоящее время можно условно выделить несколько цивилизации: англосаксонская, китайская, исламская, славянская, японская.
Казахстан условно можно отнести к исламской цивилизации, но имеющей ряд исторических отличий. С приходом ислама в Степь древнее тенгрианство не исчезло, а продолжало сосуществовать с новой религией в течение многих веков. Традиционная культура и многие обычаи казахов имеют доисламское происхождение: музыка, поэзия, эпос, прикладное и изобразительное искусство и т.д., а исламское влияние, наоборот, слабое.
Толерантный «степной» ислам органически сосуществовал с тенгрианством. В течение веков между ними был достигнут удачный симбиоз, без войн и потрясений многие элементы тенгрианства вошли в «степной» ислам, в том числе вера в Аруахов, почитание природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и др. Еще в начале ХХ века казахи шли в бой с именем Аруахов. Те же мазары, против которых ополчились исламисты, имеют корни в древних курганах.
Особенности «степного» ислама принимали и учитывали во всем мусульманском мире – это выразилось, в частности, в признании учения известного из суфиев Ходжа Ахмет Яссауи, который способствовал «примирению» ислама с тенгрианством. Недаром в последнее время появились угрозы исламистов снести мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи.
В век конфронтации разных цивилизаций стоит проблема выживаемости, в которой существенную роль сыграет сохранение нравственности, традиционной культуры, стремление к современным знаниям и формирование нового мировоззрения в соответствии с изменениями. Та же новая Япония появилась на принципах «традиции плюс инновации», «японский дух плюс западная технология».