[:ru]
Как Казахстан собирается бороться с деструктивными религиозными течениями? Как представители этих самых течений входят в доверие к казахстанцам? Противоречит ли религия национальным ценностям и традициям?
Об этом и многом другом наш разговор с директором национально-этнографического объединения «Адырна» Арманом Аубакиром. Именно Арман Аубакир осуществляет социальные проекты, касающиеся темы религии.
— Как ваше объединение «Адырна» начало борьбу с представителями деструктивных религиозных течений?
— Поначалу национально-этнографическое объединение «Адырна» было студенческим движением. Я сам окончил факультет журналистики. Позже я работал в газете «Ана тили» корреспондентом, выпускал газету в Казахском национальном аграрном университете. Именно тогда я узнал, как студентов завлекают к себе различные деструктивные религиозные организации. Они организовывали для наших студентов благотворительные столы в Уразу и Курбан айт. Стоит отметить, что после участия в таких мероприятиях, студенты стали уходить головой в религию. Они бросали учебу и читали намаз. Я это видел, будучи студентом университета. Смена настроений среди молодежи наблюдалась сильная. Представители этих течений завлекают к себе психологическим путем. Они стараются понравиться любыми методами. Именно поэтому, мы создали на базе КазНу, и КНАУ объединение «Адырна». Мы выступаем в защиту традиционных ценностей казахов, истории, национальной культуры. Мы стали встречаться с различными экспертами, обсуждать эти вопросы. Важно было действовать. Самое интересное, что религиозные проповедники редко говорят о национальных ценностях.
-Что становится причиной религиозного фанатизма среди молодежи?
— Молодежь бежит от вредных привычек. От культа ночных клубов, алкоголя, наркотиков. И пытается найти спасенье в религии. Но у нас есть своя культура. Есть собственная история и исторические личности. Молодежи необходимо прививать заветы и ценности деятелей Алаша. Именно с этой целью мы организовали научно-практическую конференцию «Алаш орда: национальные и религиозные проблемы». На конференции выступили ученые с самых разных областей Казахстана. Наши великие предки были настроены патриотично, и выступали против сект, призывая сохранить нашу уникальную культуру и национальный код. К столетию Алашорды мы выпустили документальный фильм «Заветы Алаша. Национальная традиция и религия». Фильм глубоко затронул темы религии и ее влияния на культурную жизнь страны. Один парень даже вышел из религиозной секты после просмотра фильма.
В прошлом году мы в сотрудничестве с Управлением по вопросам религий, организовали проект «Религия и традиция». В ходе реализации проекта, мы провели традиционный музыкальный концерт. Посредством таких мероприятий, мы пытаемся ознакомить население с казахской культурой, продемонстрировать особенности в ментальности казахского народа. До этого объединение Адырна провело 10 концертов. В ходе концертов исполнялись песни Акана Сери, Биржана Сала, Жаяу Мусы, Балуана Шолака. Таким образом, мы пытаемся показать молодежи, что у нас есть свои герои, на которых стоит равняться. Нам не нужна чужая арабская культура. Наш народ религиозен, но давайте не будем становиться арабами. Мы организовали для молодежи встречи с религиоведом, докторантом PһD Асылтаем Тасболатом. Встречи проходят в мечетях, находящихся возле рынков.
-Почему именно возле рынков?
— Потому, что именно на рынках происходит скопление людей в коротких штанах и с длинной бородой. Важна информационная работа с ними. Мы пытаемся донести, насколько важно оставаться казахами. Поэтому, мы идем в момент чтения намаза, когда в мечетях много молящихся. Договариваемся с муллами, начинаем общаться с ними. Мы провели уже 10 лекций в различных мечетях. В наших лекциях участвовало около 1500 человек. Мы посетили такие торговые точки как «Кенжехан», «Арман», «Зеленый базар», «Барыс 4». В мечетях, прилежащих к ним, мы прочитали лекции на тему религии и традиции.
В чуждых нам религиозным течениях запрещается домбра, и празднование Наурыза. Поэтому, Асылтай Тасболат старается посредством Корана объяснить им, почему важно сохранять свою национальную культуру, и ценности. Это, своего рода, иммунитет против арабской экспансии. Кроме того, мы проводим личные встречи тет-а-тет, с теми, кто погрузился в деструктивные религиозные течения.
В ходе разговора, поясняешь людям, почему такая борода и одежда порождают в обществе тревогу. В своих беседах мы говорим об Абае, как о культурном феномене, служащим примером казахам. Приводим слова наших великих предков. Конечно, мы не можем сказать им, чтоб они ушли из салафии. Нам важно узнать, каких ценностей они придерживаются, и какие установки извлекли из религии.
— А как вы отбираете лекторов?
-Нам нужен тот, кто хорошо знает казахскую культуру. Человек, борющийся за национальные ценности. При этом, знающий основы религии. Поэтому, мы призываем к работе идеологов, журналистов, которые хорошо понимают эту тему, и могут беседовать с людьми.
— Религиозная экспансия исламских стран крайне сильная на данном этапе?
— Ну, они воспринимают религию как политику. Религия, в какой-то степени, и есть чистая политика. Давайте уж начистоту. Исламские страны, благодаря религии сохраняют торговое и экономическое влияние в мире. Кроме того, есть в этом своеобразный бизнес. Мы покупаем религиозную одежду, покупаем книги и не только. Покупаем исламскую атрибутику от сглаза и. т. д. Мы же не смотрим на все это глубоко. Не оцениваем ситуацию под другим углом. Сейчас выходят арабские чаи, халяльные щетки для чистки зубов, духи, еда, если вы хотите совершить хадж у вас должны быть деньги при себе. Более 3 тысяч долларов. Одежда стоит денег. Денег стоит религиозная атрибутика. Дальше всех ушла православная церковь, в которой царит чистый бизнес.
А стоит возразить, тебе говорят что-то вроде «Нельзя гневаться. Бог против гнева!» Все это политика, и система контроля людей. Религия-это прекрасное средство для управления людьми. Опиум для народа. Мы должны это понимать, и не давать нами манипулировать. Если каждый гражданин будет мыслить критически, навряд ли в обществе будут процветать секты. Не так ли? Духовность — она внутри. Для сохранения национальной идентичности, нужно сохранять культуру. Религия должна быть отделена от светскости. Мы — светское государство. Пусть религия развивается своим путем. Надо выстроить такое общество, где религия не лезет в политику, и не диктует свои условия. Просто взгляните на многие исламские страны. Там же женщин за людей не считают. Никто не считается с женщинами. У них нет даже базовых прав. Это рабство! Женщины не работают, не учатся, не имеют хобби, не имеют своего мнения. К ним относятся как к скотине, которая обязана воспроизводить потомство. А что могут женщины сделать в таких условиях? Ничего! Нет прав. Нет возможности возразить. Нет знаний. Нет образования. По сути, без образования, ты никто в современном мире. Мир развивается каждый день. Наши люди должны быть готовы жить в обществе 21 века. Иначе, они останутся ни с чем в итоге. Нет образования, нет будущего! Нет жизни! Мы часто говорим, что религия борется с деградацией. На самом деле, это глупость. В исламских странах поощряется проституция.
В нашей истории есть такие великие женщины, как Томирис, Зарина. Я читал произведения Марко Поло. Он рассказывает о казахской девушке по имени Айжарык, которая ставила своим условием — выйти замуж только за того, кто ее победит в бою. Никто не мог победить Айжарык. Времена тогда были очень сложные. Но, заметьте, женщина у казахов могла диктовать свои условия мужчинам. Женщина могла выбирать. Со временем, из-за ислама у нас ужесточились законы. Самое страшное наказание у казахов до ислама было — стать карабетом, и быть изгнанным из аула. Это потом появились жёсткие виды наказаний.
— Какое положение с религиозными сектами в Алматы?
— Ну, в Казахстане, в целом, сильные религиозные настроения. Кто бы что ни говорил. Мы работаем в этом направлении. И не только мы. Однако, это не всегда приносит положительные плоды. Одного поборешь, появится кто-то другой.
Мейірім Бақытжанова
Бари.бар. кз
[:]