Удивительное открытие сделали жители аула Казахстан Зерендинского района. На сопке они нашли старый камень. Надпись на нем, сохранившаяся под слоем земли и травы, гласила, что здесь покоится сын Абылай-хана Уали.
Многие годы жители аула Казахстан знали, что это святые места. И что именно здесь находятся останки великого хана. Сюда они приходили помолиться, здесь просили об исполнении желаний. Но никто не предполагал, что именно здесь похоронен и последний хан Среднего жуза.
– Наши деды возили нас сюда на лошадях, чтобы поклониться, – рассказывает, проводя экскурсию, местный мулла Каиржан Кожахметов. – Называется это место Хан-суеги. Никто не знал, какой хан здесь похоронен. Нашли здесь камень, на нем были надписи. Повезли в Кокшетау, там он еще два года пролежал, пока до него руки дошли у знатоков. Наконец отмыли его, убрали мох и убедились, что здесь лежат Уали-хан, его мать и племянник Султангазы.
Неожиданная находка на почитаемом степняками холме начисто перечеркнула все исторические справки.
– Многие годы считалось, что Уали-хан похоронен в урочище Сырымбет, – говорит заместитель директора по науке Акмолинского областного историко-краеведческого музея Алма Кунабаева. – Но, исходя из находки местного жителя – надгробной плиты, можно предположить, что он похоронен именно на этой сопке. Недалеко отсюда располагается гора Каракалпак, есть предположение, что Каракалпак – это стоянка, аул его матери, супруги Абылай-хана Сайман-ханым. К слову, здесь семь могил. Старожилы предполагают, что здесь похоронена сама Сайман-ханым, дочь каракалпакского бека Сагындыка Шуакпая.
Исторические записи называли хана Уали слабым. Но ему удалось править огромной территорией от Петропавловска до Балхаша почти сорок лет. Он сумел сохранить ее целостность, защитить от внешних вторжений, умело используя политику великого отца. Она строилась на дружбе и тонком лавировании между Российской и Цинской империями. Это еще раз подтверждает Кадыржан Абуев, доктор исторических наук, профессор, преподаватель Кокшетауского государственного университета имени Шокана Уалиханова. Он занимается историей Абылай-хана много лет.
– Долгое время в советской историографии имена казахских ханов, биев, батыров не назывались, – рассказывает К. Абуев. – В связи с этим известный ученый Анна Михайловна Панкратова говорила: «Среди историков существует желание принизить историю Казахстана. Я совершенно не понимаю, почему в аналогичных ситуациях грузинские цари и узбекские ханы считаются прогрессивными деятелями, а казахи должны чернить Абылая и Кенесары?» В самом в деле, в советской истории даже о великом казахском хане Абылае – всего одно предложение: «Он подписался под протекторат Российской империи». И все. Об Уали до 1990-х годов в казахстанских изданиях вообще нельзя было найти никаких сведений. Поэтому неудивительно, что история Уали, его 40-летнего правления Средним жузом вообще неизвестна. Суровую оценку Уали дал его внук Шокан Уалиханов, считавший, что дед был слабым преемником Абылай-хана, потому что слепо следовал всем указаниям Петербурга. Уали умер в 1821 году. И уже в 1822-м ханство ушло в Лету.
Судя по надписи, надгробную плиту установил в 1903 году правнук Уали Султангазы. Будучи полковником гвардейского элитного полка в Санкт-Петербурге, он приехал в отпуск на Родину и поставил прадеду плиту на могиле.
По словам профессора К. Абуева, ученым нашего времени еще предстоит оценить роль Уали в становлении независимости степи.
К слову, хотя Шокан Уалиханов и осуждал деда, как слабого правителя, он взял себе в качестве фамилии имя предка, тем самым обессмертив его.
Может быть, поэтому появилась версия, что Уали-хан был похоронен в урочище Сырымбет, там где жила его младшая жена Айганым – бабушка Шокана. В нее хан влюбился в шестидесятилетнем возрасте.
В начале октября в Акмолинской области широко отметят 300-летие Абылай-хана. Запланировано множество мероприятий. Только хану Уали там снова места не нашлось.
Сауле КУСАИНОВА
Мегаполис |