Критика Абаем своих соплеменников, высказанная им в горьких «Словах назидания», возымела свое действие хотя бы в одном. Казахи сделали необходимые корректировки в своем поведении, и пришли, вслед за Абаем, к мысли о полезности образования и приобретения высококвалифицированных профессий.
Причем чрезмерная тяга казахов к образованию вылилась со временем в тему для беззлобных анекдотов, которыми на досуге любят забавляться их соседи. В соседнем Синьцзяне, к примеру, шутят: «Хочешь приманить уйгура, выставь на стол блюдо с пловом, добавь к нему винограда, яблок и хурмы. Позови красивую девушку в собеседницы. А чтобы заманить казаха – достаточно поставить на голый дастархан один портфель со шляпой». В том же Синцзяне в аулах уже практически не осталось казахской молодежи. Казахи или сидят на руководящих должностях в Урумчи и Кульдже, или эмигрируют в соседний Казахстан, где со временем сформировалась довольно представительная группа образованных казахов из Китая.
Образование – вот ключ к успеху – таков негласный лозунг казахов, одного из многочисленных народов Центральной Азии, в отличие от своих соседей, отдающих предпочтение грамоте, а не торговле. И это тем более удивительно, если учесть, что не каждый профессор становиться олигархом, а каждый торгаш мечтает стать богачом. Разнонаправленность интересов наших народов приводит к тому, что нас не в состоянии понять даже наши ближайшие соседи — узбеки, удивляющиеся, отчего это самый бедный казах готов прозакладывать свой дом и все состояние, лишь бы его сын или дочь получили высшее образование.
В тоже время внутри самой казахской нации по вопросам образования нет никаких разночтений. И элита нации, и ее средний класс, и не особо преуспевающие бедняки, все согласны в одном – ставку страна должна делать на образование и здравоохранение, если стремиться попасть в тридцатку наиболее развитых государств планеты. И тут мы все классово солидарны. Вот что наделал с нами Абай.
История
И вот мы, группа журналистов ведущих республиканских изданий и телеканалов страны, едем в далекий город Туркестан, чтобы посмотреть, как решаются вопросы высшего образования не в таких крупных научных и образовательных центрах, как Алматы и Астана, а на отдаленной периферии. В одном из так называемых моногородов.
А вместе с тем город Туркестан – это наша гордость и история. Здесь расположен мавзолей Хожа Ахмета Яссауи, здесь захоронены многие казахские батыры, бии и ханы. В том числе и хан Аблай, благодаря полководческому таланту которого казахи сохранили свою государственность, сумев выстоять в войне против более многочисленных джунгар. И не просто выстоять, но нанести решающее поражение, от которого джунгарские нойоны и контайджи так и не оправились. Поражение, послужившее прологом к исчезновению этого воинственного народа с карты Земли. Но это так, к слову.
Письменные источники свидетельствуют, что мавзолей Хожа Ахмета Яссауи — одно из четырех величественных сооружений, что были воздвигнуты эмиром Тимуром в свое время. Но из всех четырех сохранился только этот исторический памятник – как наглядное свидетельство архитектурного гения наших далеких предков. Мавзолей Хожа Ахмета Яссауи внесен в «Список всемирного наследия ЮНЕСКО», в качестве уникального артефакта мирового значения.
Так кем же он был, этот святой дервиш? Написанная Ходжа Ахметом Яссауи книга «Дивани-и-Хикмат» имела широкое распространение в тюркском мире и рассказывала простым языком, с использованием элементов поэзии, об основах исламского мировоззрения, о добре и зле, о падении нравов в обществе того времени, призывая людей к свету. Суфий Хожа Ахмет Яссауи был аскетом, и довольствовался в этой жизни малым, став, вместе с тем, основателем первого мистического ордена в исламе.
Что же касается самого мавзолея, то он поражает не столько своими размерами, сколько богатым убранством здания, своей особой величественностью и красотой. Даже не сведущий человек, и тот с первой минуты может осознать, что это пантеон, где покоится прах великих людей, немало сделавших для своих современников.
К сожалению, сохранились до наших дней лишь остатки величественной крепостной стены и мавзолей. Сам же средневековый город ремесленников и мастеров, что стоял на этом месте оказался разрушен эрозией ветров и веков. Саман, что используется в Туркестане при строительстве домов – далеко не вечный материал. А войны и частые набеги, что имели место в этих благодатных краях, отнюдь не способствовали особой сохранности зданий.
Туркестан – город хлебный
Сегодняшний Туркестан — динамично развивающийся город. И в этом мы могли убедиться сами. На улицах полно машин, шумит восточный базар, маня запахами горячих тандырных лепешек и местного шашлыка, поджариваемого на углях. Куда-то по своим делам спешат горожане. Все чем-то заняты. Вот, чему–то радуясь, пробежала мимо нас стайка ребятишек. А вот местный аксакал хочет купить халат, и торгуется с продавцом на рынке, сутулым узбеком, чье покрытое морщинами, смуглое лицо, чем-то напоминает глиняный такыр в полуденный зной. Словом, жизнь не стоит на месте. Что подтверждает нам и сам городской аким Алипбек Осербаев. По его словам, ВВП города только за 2012 год увеличился на 22,1%. Растут инвестиции в основное производство, сельское хозяйство, строительство домов. Только на возведение жилья, выделяемые со стороны государства финансовые средств увеличились в прошлом году на 87,9%. Объем сданных в эксплуатацию домов составил 32254 квадратных метров и вырос в 2,9 раза.
И все же проблема жилья не находит своего решения. Строительство не успевает за стремительной демографией. Туркестан, не смотря на свой преклонный возраст, город молодой, если учесть, что 30% его населения – это юноши и девушки в возрасте от 14 до 29 лет.
Кроме того, южно-туркестанский оазис оказался привлекательным местом и для репатриантов, стекающихся сюда со всех концов Центральной Азии. Наличие рабочих мест, на фоне динамично развивающейся экономики региона, создает хорошие стимулы для привлечения в эти края трудовых ресурсов из соседних республик.
А если принять во внимание восточный колорит города, то понятно, что напоминает собой Туркестан. Есть в нем что-то сугубо родное, исконное, чего уже не встретишь в лощенных, и ныне по европейски одетых Алматы и Астане. Здесь по прежнему в местных кафе, столовых и ресторанах подают самый вкусный в республике плов, по самым низким в стране ценам. Не говоря уже о стоимости яблок, огурцов и помидор на местном базаре. Юг — он и есть юг.
Правители, оставившие след в истории города
Если эмир Тимур построил в Туркестане мавзолей, если хан Аблай сумел очистить городские стены от наседающих джунгар, то нынешний Лидер Нации прославился тем, что возвел в этом южном городе самый большой в Центральной Азии университет. Так меняются временные приоритеты. И если в средние века в повестке дня важнейшими считались вопросы обороны и веры, то сегодня наиглавнейшим приоритетом для нации, как мы уже говорили, становиться образование.
Построенный совместно с турецкой стороной казахстанско – турецкий университет имени Хожа Ахмета Яссауи, является символом крепнущего тюркского единства. В его стенах обучаются на пятидесяти двух факультетах студенты из семнадцати тюркских республик. И в этом смысле университет можно назвать настоящей образовательной «Меккой» тюркской молодежи, стекающейся сюда из разных стран. Тем более, что в эти дни профессорско – преподавательский состав университета, (а все они дипломированные специалисты), подает заявку на прохождение международной аттестации. A это значит, что дипломы университета Хожа Ахмета Яссауи, будут признаваться во всем мире.
И вот что об этом рассказывает ректор вуза Салих Аймурал: В 1991 году президент Назарбаев принял решение о строительстве университета на священной для всех тюрков земле Туркеcтана. А уже 1 мая 1992 года между двумя нашими странами, Казахстаном и Турцией, подписывается совместное соглашение о придании ему международного статуса. В университете преподают известные и признанные в научном мире ученые, профессора и академики, лауреаты Государственных премий, победители международных конкурсов. К примеру, труды академика Балабекова, прошедшие успешно экспертизу Академии наук Ганновера (Германия), признаны научными открытиями мирового значения» — с нескрываемой гордостью произносит он.
Чему мы, журналисты, охотно верим, заодно узнав, что платный курс обучения в стенах данного заведения стоит 360 000 тенге в год на одного студента. Сущий мизер, если сравнивать с теми расценками, что сегодня озвучиваются с рекламных проспектов высших учебных заведений, дислоцирующихся в Алматы и Астане.
Обучение на периферии
Самое высокое и красивое здание в Туркестане – это административный корпус казахско – турецкого университета имени Хожа Ахмета Яссауи. И с этот точки зрения казахско – турецкий вуз также является одной из достопримечательностей древнего города.
С обзорной площадки административного корпуса весь Туркестан виден как на ладони. Зрелище просто потрясающее, особенно, если принять во внимание, что Туркестан, в плане экологическом, довольно чистый город. И в хорошую погоду городские окрестности просматриваются на многие километры вдаль. Отсюда, как на картине художника – пейзажиста, видны хорошо прорисованные поля, дома, деревья, проезжающие автомобили, люди, животные. Словом — красиво.
А между тем университет может похвастаться не только своим административным корпусом, но и суперсовременными студенческими аудиториями, соответствующими всем требованиям XXIвека. Так, на кафедре права нам показывают аудиторию, полностью копирующую судебный зал, со скамьями для подсудимого, прокурора, адвоката и судьи. Будущие юристы играют здесь в ролевые игры, в ходе занятий примеривая на себе мантии судей и мундиры адвокатов и прокуроров. И так во всем. На факультете журналистики студенты издают журналы и газеты, работают в собственной типографии, на современном полиграфическом оборудовании; на кафедре медицины режут и зашивают резиновые манекены; на юридическом разбираются с вещественными доказательствами в комнате, где только что, по легенде, было совершено преступление. Словом, студентов обучают будущей работе в условиях, приближенных к реальным. И это что касается практики. Тогда как теорию студентам преподают маститые профессора и академики, в том числе ученые из Турции. Осуществляется онлайн-обучение, во время которого турецкий профессор находиться у себя дома, в Стамбуле, Измире или Анкаре, а студенческая аудитория внимает его речам в Туркестане. На одном из таких занятий удалось побывать и нам. Признаюсь сразу – впечатляет.
Отдельного разговора заслуживает и медицинская клиника университета, обслуживающая более 116000 человек местного населения. Отделения неврологии, гинекологии, кардиологии, пульмологии, нефрологии, хирургии, где прием ведут опытные специалисты, оборудованы по последнему слову медицинской техники и заслуживают самых теплых слов со стороны местного населения. Во всем южно-казахстанском регионе это лучшее медицинское учреждение. И что самое главное, для молодых студентов – медиков это очень хорошая практика – проходить обучение своей профессии под присмотром опытных специалистов – наставников.
Словом, не увидел бы собственными глазами, ни за что бы не поверил, что у нас в стране обучение проводиться на таком высоком уровне. Да еще где?! На отдаленной периферии.
И тут мне есть с чем сравнивать. Я свои университеты заканчивал в девяностые, когда все разваливалось. И когда всем и все было уже по барабану. Нас, выпускников тех лет, помню, называли уродами перестройки. Мы обучались, не имея современной литературы, на методических пособиях тридцатых – сороковых годов. И то, если такие пособия были. И это все равно, как современного летчика обучать искусству управления реактивным истребителем — перехватчиком, сажая за штурвал аэроплана братьев Райт.
Сталинский суррогат и факторы нового времени
И последний, немаловажный момент. В середине тридцатых годов на волне политических репрессий в Советском Союзе в опалу попали и ученые – тюркологи. Профессоров и академиков известных школ арестовывали в те годы целыми подъездами. Так в СССР осуществлялся на деле известный сталинский лозунг об истории, как политике, направленной в прошлое.
По сути, в ту кровавую эпоху целые народы лишились своего прошлого, взамен его получив фальсифицированный сталинский суррогат исторической науки. И лишь с обретением в 1991 году независимости тюркскими республиками стало возможным обращение к подлинной тюркологии, рассказывающей о братстве народов, населяющих обширные пространства Евразии.
В казахско – турецком университете обучаются в наши дни представители многих тюркских этносов, с интересом узнающих сегодня о прошлом своих народов. Отвергающих ложь исторических фальсификаторов. И им нравиться здесь учиться. Наша собеседница – студентка третьего курса Юлия Чап, приехавшая в Туркестан из Российской Федерации. Она рассказывает: «Мне об этом институте рассказала знакомая девушка, по национальности – алеутка. Мне тогда было тринадцать лет. Поэтому по окончании школы для меня уже было ясно, куда я поступлю учиться. Экзамены я сдавала уже здесь, в Туркестане. Год училась на подготовительном, учила сразу три языка: казахский, турецкий и английский. Университет мне понравился сразу, особенно общежитие, напоминающее гостиницу в арабских странах. И потом особо сильное впечатление на меня произвела молитва муэдзина, раздающаяся с минаретов мечети. У нас такого не услышишь. Незабываемое впечатление. Мы сами – шорцы, один из малочисленных народов России, занесенных в Красную книгу, относимся к тюркам. Нас осталось всего двенадцать тысяч. По окончанию университета, кудай каласа, буду дипломатом», — заканчивает свой короткий рассказ Юля, услышав напоследок от нас, журналистов, пожелания здоровья и всего самого хорошего в жизни.
Канун
Существует нехитрая арифметика. Учеными – историками подведена статистика взлетов и падений тюркского суперэтноса. Так вот, взлеты тюркского эля приходятся на каждые шестьсот – восемьсот лет нашей общей истории. И сегодняшнее время – канун нового взрыва тюркской пассионарности. Причем, мы не в состоянии определить имена новых лидеров тюркского движения, как не знаем и точной даты взлета, но одно уже можно предвидеть наверняка – такие высшие учебные заведения, как казахстанско – турецкий университет в городе Туркестане служат сегодня плацдармами для нового пассионарного подъема. Полагаю, заложенные в стенах подобных высших учебных заведений знания о единстве тюркского мира, о его подлинной славной истории, могут стать мощнейшими стимуляторами роста национального самосознания в тюркских республиках СНГ и Российской Федерации.
Серик МАЛЕЕВ.
Алматы – Туркестан – Алматы