Сайт «Алтын-Орда» поднимал проблемы общественного транспорта (ОТ), мусора, благоустройства Алматы. Пущенные в свое время на самотек автобусы и такси, непродуманная транспортная политика городских властей привели к нынешнему коллапсу: пробки наносят огромный ущерб экономике, перспективе развития города, туризму, экологии, здоровью жителей мегаполиса. Не говоря о пустой трате времени в бесконечных заторах, участившихся дорожно-транспортных авариях и смертности на дорогах. Недаром южная столица является «чемпионом» в стране по ДТП.
Простая арифметика коллапса
Власти нашего города слишком медленно и осторожно подошли к решению этих хронических социальных болезней, а некоторые остались без изменения, например, «мусорная эстетика» – те же старые переполненные контейнеры, особенно в выходные и праздничные дни, грандиозные мусорные свалки за городом.
Хотя президент страны предлагал штрафовать за брошенный на улице мусор, эта мера у нас не прижилась – тогда в первую очередь надо штрафовать нерадивых руководителей специализированных организаций, убирающих мусор, а также местные власти, которые до сих пор не могут построить мусороперерабатывающие заводы с введением отдельных контейнеров для разных видов мусора. В итоге бросают мусор, где придется и как придется.
Единственное продвижение по урегулированию транспортного коллапса – выделение этим летом отдельных полос для общественного транспорта (ОТ) по улице Абая и от торгового дома «Адем» до пересечения Северного кольца с улицей Бокейханова. Выясняется, что автолюбители не готовы к такому опыту крупных городов мира. Например, адвокат Жангельды Сулейманов посчитал, что выделенная полоса для автобусов ущемляет права автовладельцев Алматы и предложил оспорить решения властей. Но если даже юрист не знает законов развития транспортной инфраструктуры крупного мегаполиса, то что можно говорить о простых горожанах.
На основе мирового опыта сложилось золотое правило транспортной политики большого города: лишь развитый общественный транспорт решает проблемы городских пробок и своевременного перемещения горожан. Об этом свидетельствует опыт Сеула, Копенгагена, Сингапура, Стамбула и т.д. Из этого правила следует следующее: все привилегии и внимание необходимо отдавать ОТ. Если горожане поголовно пересаживаются на авто, как у нас, это неминуемо ведет к транспортному коллапсу. У нас даже студенты ездят на учебу на своих машинах: во многих семьях по 2-3 авто. Поэтому вопрос, что важнее для города: интересы пассажиров ОТ или автомобилистов, должен решаться в пользу пассажиров.
Необходимо дать преимущества и скорость общественному транспорту, а не индивидуальному. Ведь на первом можно перевезти в десятки раз больше людей, чем на втором: то количество пассажиров, которое вмещается в один автобус длиной 12 м, в итоге едет в количестве 30-40 легковых авто, создавая вереницу в 150-200 м. Не говоря о том, что автомобили заняли все свободное пространство города. Сегодня в Алматы зарегистрировано более 500 тысяч автомобилей, при существующем трафике из области в 200-300 тысяч автомобилей в сутки. В итоге – катастрофичная перегруженность автотранспортом.
По этой причине необходимо вытеснение частного транспорта с центра города, затем – микрорайонов и пригородов. Надо понимать, что заторы в Алматы начинаются с области и даже с южных регионов страны: из-за неразвитости междугороднего сообщения и ОТ эту нишу заполнил частный автотранспорт. Пробки в Алматы начинаются с Талгара, Каскелена, Бурундая и т.д. – это одна системная проблема. Во всем мире есть пригородные электрички – у нас их нет.
ОТ: быстрый, выгодный и комфортный
По какой причине местные власти не наводят порядок в сфере оказания услуг такси и не освобождают Алматы от приезжих таксистов? Неужели трудно узаконить подобную деятельность, ввести ее лицензирование, организовать множество таксопарков или муниципальное (и социальное) такси? Какой огромный финансовый поток идет мимо налогов города, порождая к тому же заторы в переполненном автомобилями мегаполисе! Почему после 22 часов ОТ не работает? В советское время транспорт работал до 1 часа ночи, в некоторых странах автобусы ходят и ночью (можно сделать проезд дороже, чем днем).
В конце июня появились сообщения, что алматинские полицейские уже неделю устраивают облаву на стихийных таксистов. За это время были выявлены только 24 нелегала! А ведь у нас множество таксистов с южных регионов и даже с Восточного Казахстана, не говоря о местных нелегалах. Это вопрос и к региональным властям: почему на местах нет работы, что жители областей едут в Алматы? Обилие такси делает его дешевым и востребованным, а старые, малочисленные и переполненные автобусы не могут конкурировать, особенно по скорости.
Почему не запускают скоростной автобусный транспорт (BRT) по всем главным улицам с выделением для него отдельной полосы с вытеснением личного транспорта? По неизвестной причине развитие BRT не внесено в повестку дня – учитывая размеры мегаполиса, этот вид транспорта крайне необходим. Почему не строят наземное метро вместо очень дорогого подземного? Почему не открывают маршруты скоростного трамвая? Наши трамвайные линии простаивают и по ним ездят автолюбители без всякого штрафа. Почему не вводят новые автобусные маршруты? В город вошли близлежащие поселки, в предгорьях расположены коттеджи, дома и виллы, а об автобусах забыли. В этом кроется корень всех бед мегаполиса – неразвитость транспортной системы порождает зависимость от личного авто. Возможно на основе государственной дотации или более высокой платы за проезд в ОТ, как в некоторых странах, но эта проблема решаема.
Город нуждается в новых автобусах с кондиционированием, камерами, навигацией для контроля сервиса и наполнения автобусов людьми. Необходима навигация всех автобусов по городу и для транспортного управления: тогда будут видны все маршруты и можно их регулировать. Со временем и пассажиры смогут определять по сотовым телефонам движение нужных автобусов.
Отдельные косметические разработки не помогут – слишком запущена эта социальная отрасль. Необходимо развитие всех видов ОТ с выделением для них полос, а город следует освобождать от многочисленных стихийных парковок на проезжей части, во дворах, возле зданий с переходом на платные парковки.
Ян Гейл: город для людей, а не для машин
Отрадно, что идеи и проекты датского архитектора и консультанта по дизайну Яна Гейла постепенно находят отклик у местной власти и горожан. Хотя Гейл специально не занимается развитием общественного транспорта, его проекты предполагают это – пересесть с личного авто на автобусы и велосипеды, в целом сделать город комфортным для пешеходов, а не для автолюбителей.
Поэтому должны появиться скверы со скамейками, новые парковые зоны, пешеходные улицы вроде нынешнего Арбата, широкие тротуары с деревьями и скамейками, непрерывные велосипедные дорожки, выделенные полосы для ОТ. А также в целом улучшение городского дизайна: ликвидация больших знаков рекламы, билбордов, экранов, подъем кроны деревьев, реконструкция в центре старых 3 и 4 этажных домов. Ветхие одноэтажные дома будут снесены. На их месте будут построены новые.
Гейл предлагает: надо развивать сеть велодорожек, чтобы жители могли ездить на велосипедах, привести в порядок тротуары, организовывать пешеходные зоны, чтобы ходить пешком, облагораживать придомовые территории и т.д. Сейчас решается, на каких улицах можно будет парковаться и где убрать парковки. Предлагает сделать улицу Панфилова только пешеходной с тем, чтобы ходил трамвай, перекрывать движение автотранспорта на выходные дни на некоторых участках города, например, на площади «Астана».
В список пешеходных попали и улицы Айтеке би, Пушкина, Байсеитовой, проспект Жибек жолы. Здесь датские архитекторы предлагают высадить аллеи, построить небольшие фонтаны, поставить скамейки и, конечно же, запретить парковку машин, оставив лишь выделенную полосу для движения ОТ.
Если в прошлом году речь шла только о центре южной столицы, то в этом году заговорили о запрете движения для автотранспорта и в других районах. Например, в Алатауском районе запретят движение по улице Бауржана Момышулы, от проспекта Райымбека до Ледовой арены. В Ауэзовском районе – по улице Бауржана Момышулы от Райымбека до Шаляпина. В Бостандыкском – по южной стороне улицы Тимирязева от реки Есентай до улицы Жарокова. В Жетысуском – от СШ №137 до рынка «Айнабулак». В Медеуском – по северной стороне улицы Жолдасбекова от проспекта Достык до улицы Фурманова и т.д.