[:ru]
О названии казахов
В анналах истории хунны известны как «хунь» и «хунну». Хунны, начиная с 4 века до н. э., основали империю Хунь, которая простиралась от территории современной Монголии до великих китайских стен и вплоть до 1 века н. э. хунны были главным грозным соперником Китайской империи. Известно, что сам народ Хунь состоял из 24 племен, а племена дилин, сяньби и дунху входили в состав их империи в качестве вассалов.
Коричневые лица являлись отличительной чертой хуннов и существует мнение, что они, ведя жизнь с открытой степи, под палящим солнцем и обдуваемые постоянными степными ветрами, получили свое имя от соседского народа жунди, соседями хуннов. Казахское слово «қоңыр» («хоныр»), которым соседи наградили хуннов за цвет лица, сначала стало «хуньр», но уже китайской империей окончательно трансформировалось в «хунь» из-за отсутствия в китайском языке звука «Р».
Сами соседи, народ жунди, жили в лесистых горах на северо-западе Китая. Тысячелетие, проведенное в густых лесах и туманных горах, нехватка или полное отсутствие солнечного света предопределило голубой цвет глаз и рыжие волосы у представителей народа. Кроме того, как и большинство горских народов, жунди отличались волосистостью лица, и хунны, в свою очередь, назвали их народом «жүнді» или жунди, что означает «волосатый». Как говорится: «Как сосед назовет – тем и будешь».
До 3 века до н. э. территория народа жунди располагалась в лесистых горах между страной хуннов и многочисленными предками китайцев. Ближе к 3 веку до н. э. жунди распались в следствии поражения в войнах с соседями. Малая часть народа жунди ушла северо-восток в земли племен ху (предки корейцев, мангол и японцев), а львиная доля — на запад. Некоторые, оставшиеся в горах современного Синьзяна, основали небольшое государство Уйсунь, в середине 2 века до н. э. они стали союзниками Китайской империи прервав родственные союзнические связи связи с империей Хунь. В тот же век они завовав Средную Азию создали огромную Уйсунскую империю это открыло их союзнику, Китайской империе новые возможности для торговли шелком, вот так появился Великий шелковый путь. Но, Россиская империя постаралос, чтобы истинная названия империи Уйсун не вошло в историю, она вошло в историю как Кушанская царства. Стоит отметить, что ученые признают уйсунов потомками народа жунди. Древние уйсуны отличались рыжим цветом волос и голубыми глазами, однако, потеряв родную занятую лесами территорию, со временем они растеряли некоторые свои отличительные черты внешности.
Таким образом, бывшие земли народа жунди перешли во владение Китайской империи, сделав китайцев и хуннов ближайшими соседями. Хунны называли китайцев «құрттай», намекая на их многочисленность и сравнительную низкорослость (средний рост китайцев значительно уступал хуннам, где средний рост был не меньше 180 см). «Құрттай» со временем стал прототипом названия «Қытай», что означает, что имя китайскому народу дал их ближайший сосед, народ хуннов (хоңыр).
Как сказано выше, название «хунны» изначально звучало иначе, а именно – «Хоңыр». Дело в том, что в китайском языке отсутствует звук «Р», что исказило китайское произношение, сделав из труднопроизносимого «қоңыр» и «құрттай» практичное «хунь» и «китай», соответственно. За четыре совместных столетия хунны переняли китайский вариант произношения «хунь» на китайский лад, однако на казахском языке его следует произносить как «құң», а не «ғұн».
В 1 веке н. э. Хунская империя потерпела поражение от военного союза Китая и сяньби. В конце концов, основная часть хуннов ушла на запад, на территорию современного Казахстана, где испокон веков жили саки. Считается, что передняя часть хуннов (племя құман) и племя Алан (Ұлан) достигло реки Куман (Кубань) и Закавказья, соответственно.
До прихода хуннов на земли саков, на их территории существовало государство, которым правило племя Кангью. Фактически племя Кангью находилось в прямом подчинении от Хуньской империи, ведь государством правили ставленники хунских правителей. Этот факт подчеркивал известный российский историк Лев Гумилев. Так основная часть хуннов, пришедших с востока, осталась на территории современного Казахстана и взяла власть в свои руки. Можно предположить, что потерявшие власть Кангью (Канглы) перекочевали на юг, на земли своих «вчерашних врагов», на территорию Уйсунской империи, признав их власть. В те времена, Уйсунская империя являлась ближайшим союзником Китайской империи: ими правили цари, родившиеся от китаянок, что защищало Уйсунскую империю от завоевания хуннов вплоть до конца 3 века н. э.
Итак, в 1 веке н. э. смешение двух кочевых народов с родственным языком послужило началом естественного процесса становления единой нации. Власть находилась в руках хуннских правителей, поэтому территорию современного Казахстана иные тюркоязычные соседние племена называли «Хунзах», где «зах» аналог современного слова «жақ», что обозначало место, область. Значит, «Хунзах» переводится как «земля хуннов». Со временем, данное соседями название прижилось и для самого народа. Процесс становления единой нации продолжался в промежутке вплоть до 4 века нашей эры, а в период между 4 и 7 веками название «Хунзах» окончательно преобразовалось в «Хазах». Часть слова «ун» («ұң») выпадает из использования, укорачивается до «Хзах» и, в конце концов, приобретает новое название «Хазах». Из этого следует, что хунны и саки, образовав единый народ «Хунзах» (которое впоследствии стало «Хазах»), объясняют происхождение казахского народа как своего единственного правопреемника.
Тут следует отметить, что много позже политика Царской России целенаправленно искажала историю древних тюркоязычных народов хуннов и саков с целью отрицания прямых потомственных связей казахской нации от них. Согласно их утверждениям, казахи — это «молодой народ, недавно появившийся из разбойных кочевников». Имперская политика ложно и бездоказательно утверждала, что народ саки относились к ираноязычному этносу, тем самым получив возможность отрицать любую связь саков (скифов) с тюркоязычными народами Евразии из-за якобы «ираноязычности» саков-скифов. Более того, Российская Имперская политика заключила, что в 1 веке н. э. хунны не осели на территории современного Казахстана, а ушли дальше на запад, за реки Итиль и Яик, что помогло им успешно скрыть очевидное родство современных казахов с древними хуннами. Тут Царская Россия опиралась на показания римских историков, которые писали, что некоторые племена хуннов действительно дошли до реки Кубань и до Закавказья, но несомненно большая часть обосновалась именно на территории современного Казахстана.
Давайте на основании нижеприведенных данных покажем, что эти утверждения небездоказательны.
Племя Абар – одно из самых воинственных племен хуннского народа, слава которой гремела до 7 века н. э. В 1 в. они обитали в предгорьях Тарбагатая и известны тем, что сумели остановить армию сяньби, гнавших отступающих на запад хуннов.
Это племя в 4 веке н. э. массово переселялось на Кавказ из-за «напряженных отношений с савирами». Этому свидетельствует наличие Хунзахского плато в сердце нагорного Дагестана, который считается родиной аварцев, значение слова «хунзах» на аварском наречии, которое переводится как «земля хуннов», сохранившаяся до нынешнего времени древняя столица аварцев город Хунзах. Таким образом можно предположить, что современные аварцы Дагестана – предки переселившихся абарцев. Переселившийся на Кавказ в 4 в. народ племени Абар признавало себя полноправной частью народа «Хунзах», поэтому в названии многих исторически значимых мест присутствует название народа.
Отсутствие названий «Хунзах» на нашей территории объясняется тем, что к 7 веку оно изменилось на «Хазах». Конечно, мы не можем сказать, что язык современных аварцев похож на казахский язык. Главной причиной языкового различия между нашими народами состоит в том, что на протяжении нескольких веков аварцы находились под влиянием сначала церковного языка византийского христианства, между 5 и 11 веками нашей эры, а потом церковного языка католического христианства между 11 и 14 веками. Влияние языков византийского и католического церквей привело сильному изменению хунзахской основы аварского языка. Уместно было бы сказать, что изменение аварского языка прекратилось благодаря принятию ислама в 14 веке. В данное время аварский язык относится к алтайской языковой группе, что также указывает на то, что предки аварцев происходили из горной местности Тарбагатая, находящееся в Восточном Казахстане.
Исторические факты наглядно демонстрируют, что большая часть племени Абар, переселившихся на Кавказ, снова переселилось в 6 веке, но уже в Европу. В 562 году в восточной части Европы Баян ханом был создан Аварский каганат, центр которого располагался на территории современной Венгрии, а согласно мнению историков, авары были тюркоязычными. Также, как и в ситуации с Кавказом видно, что народное название «Хунзах» использовалось и на территории Аварского каганата. К примеру, на территории Венгрии существует область Кунзак, которая состоит из младшего кунзака (Кишкунзак) и большого кунзака (Надкунзак).
Тут прослеживается очевидная связь между хунзаками Кавказа и кунзаками Венгрии, но несмотря на это, Российская империя категорично отвергала эту связь ровно, как и связь племени Абар из Тарбагатая с аварами Дагестана. Империи следовало объяснить «несоответствие», и они представили название «Кунзак» как искаженную версию названия «Кыпчак», тем самым опровергая связь двух древнейших народов саков и хуннов с казахами.
А изменение название «Хунзахов» в «Хазахов» можно доказать на основе исторических данных.
До 7 века народ, проживающий на территории современной Кашкарии в китайских источниках указывается как «Хаса», что есть название «Хазах» на китайском наречии. Причина небольшого несоответствия в китайских особенностях произношения звуков. Если бы китайцы произносили слово «хазах» в полном соответствии со своими правилами, то это звучало бы как «хасакы», однако китайцы часто сокращали иностранные слова. Таким образом названия «хазах» у них превратилось в «хаса», и этим именем в 7 веке китайские источники называли народ, живущий за Кашкарией. Однако, как и ряд других, казалось бы, неопровержимых доказательств, Царская политика исказила этот факт, назвав «хаса» племя хазар. Однако общеизвестно, что не хазары, а казахи во все времена населяли территорию от Кашкарии до реки Дон, в то время как основная часть племени хазар до сих пор живет на своей исторической родине, на территории Туркмении в составе туркменского народа.
Как известно, в 626 году Закавказье было захвачено «большелицыми азиатами», пришедшими с территории современного Казахстана. Обычно историки их называет армией Западно-Тюркского каганата. «Большелицые азиаты» захватили Закавказье, а в 8 веке арабские источники сообщало что в Закавказье есть город «Казах», который существует и поныне. Также известно, что на территории современного Казахского района с 15 по 19 век существовал Казахский султанат. Город Казах и Казахский степь в Азербайджане, река Касах и водопад Касах в Армении — напоминание, оставленное теми пришлыми азиатами-казахами, что в Закавказье некогда многие столетия жила большая часть казахского народа.
В 9 веке византийский император писал, что меж двух Кавказских гор есть страна Касахия. Арабский историк и географ Аль Масуди в 10 веке называл этот народ Кашак. Он также писал: «Кашакский народ, в отличии от других народов, населяющих ту местность, выглядел красивее, потому что их лица чисты», т. е. он указал на то, что растительности на лице кашаков меньше чем у других народов, населяющих Кавказ. Когда арабский историк прибыл туда в 10 веке, казахи населяли Кавказ уже более трехсот лет и за это время «большелицые азиаты» растеряли первоначальные внешние признаки, но еще не успели обрасти густой растительностью на лице, которой славились веками населяющие территорию Закавказья этносы.
Большая часть этих казахов потеряли свои земли в междоусобицах с усилившейся Грузией 11 века и перебрались в район реки Дон. Их национальные одеяния из-за долгого проживания на Закавказье претерпела изменения и стала неотличимой от соседей, поэтому национальные одежды донских казаков и закавказских народов одни и те же. Донские казахи позже, в 16 веке, попали под влияние Российской империи и начали массово принимать христианство, поэтому они были вынуждены менять имена на церковные, полностью перейдя на церковный язык. Тех, кто продолжал говорить на своем языке церковь называла «язычниками» и истребляла, поэтому закавказские казахи вынужденно перешли на церковный язык, таким образом появился новый славяноязычный этнос «Казак». Российские ученые признают, что многие стародонские казачьи слова аналогичны с казахскими, а выдающийся академик Бартольд говорил, что «происхождения казаков из киргиз-кайсаков», что воспринимается как доказательство родства донских казаков с казахами. Царская Россия объясняла появление казаков тем, что они являются сборищем бежавших от крепостного права русских бедняков, но никак не казахами. Забавно, ведь крепостное право появилось в России только после 16 века, а те, кого они зовут казаками населяли близлежащие Крыму области уже в 13 веке.
Закавказская одежда казаков указывает на их прямую связь с народом «касах» («кашак»), между 7 и 13 веками населявших Закавказье, а «казахоязычность» предков стародонских казаков доказывает то, что азиаты, пришедшие Закавказье в 7 веке с территории современного Казахстана, говорили на казахском языке и назывались казахами.
Собранные доказательства и тот факт, что китайцы указывали народ, живущий за Кашкарей, как «хаса», говорят о том, что в 7 веке наши земли населяли казахи и говорил этот народ на казахском языке.
Живший в 13-ом веке арабский историк Ибн Аль Асир писал, что войско Чингисхана, сражаясь с объединенными силами закавказских аланов и кашаков, агитировало кашаков, желая переманить их на свою сторону, говоря им: «Вы и мы один народ, но аланы не из наших». Этот арабский историк жил во времена описываемых событий. Потомки аланов — карачаевцы и балкары, а их язык, несмотря на некоторые сходства с казахским, отличается. Изречение «Вы и мы один народ, аланы не из наших» доказывает, что войско Чингисхана и кашаков состоит из одного народа, но язык не повернется сказать, что монголы и казахи один народ. Войско Чингисхана, называя каких-то закавказских кашаков сородичами, заключает с ними союз. Если бы войско Чингисхана состояло из монголов, то сказать они так не мог. Это говорит о том, что войско Чингисхана состояло из казахов, а завоевавшие Закавказье в 7 веке кашак-касахи совершенно точно казахи.
Но благодаря Царской России и их, намеренно вводящим в заблуждение, утверждениям кашаки в мгновение ока стали кыпчаками. Тем не менее, в нашу пользу говорят византийские письменности, где грузинские и арабские «кашаки» именуются как касахи. Добавим, что в отличии от названий разных городов и местностей «Казах» или «Касах» в Закавказье (которые существуют до сих пор), там никогда не было ни одного наименования кыпшак. Это могут подтвердить вышеуказанные азербайджанский Казахский район, город Казах и армянский «касахский водопад», а также казахская группа рабского сословия балкаров и рабское сословие «касогта» в составе осетинских дигоров. А кыпчакских названий нет и в помине. Используя схожесть, Империя попыталась скрыть древнее существование казахского народа с помощью мнимых «кипчаков».
Закавказские казахи позже ассимилировали в состав осетин, балкар, азербайджанцев, армян, грузин и кумыков. В национальном составе осетинских дигоров и балкар существовало рабское сословие казах, а дигоры, балкары и карачаи — прямые потомки народа аланов. Карачаевский и балкарский языки схожи с казахским, а друг друга они называют аланами. Тем временем осетинские дигоры, слившись с иронцами, стали терять дигорское наречие. Дело в том, что Сталин во времена своего правления дал запрет на использование дигорского наречия, что недвусмысленно говорит о продолжении генеральной политики Российской империи по искажению истории тюркоязычных этносов уже ее правопреемником Советским Союзом. Эти доказательства говорят, что оставшиеся казахи были ликвидированы и отправлены в рабство аланами или бежали в Армению и Грузию и ассимилировали там. А те, кто бежал в сторону Дона, были вынуждены принять церковный язык и стали врагами своих сородичей, став донскими казаками.
В 7 веке на территории современного Казахстана существовал Тюркский каганат. Нет сомнений в том, что название Тюркского каганата происходит от названии правящей там династии «Тюрк Ашина», ибо царская династия создала и правила государством и правил там это царская династия. Примечательно, что в те времена тенденция была такова, что название государства изменялось в зависимости от названия правящей династии, в то время как народ, населявший территорию, оказывался в тени. Как пример: из-за того, что народ саков находился под управлением племени Канлы, государство имело название Канлы и наоборот. Позже были Найманское ханство, ханство Керея, государство Жалайыров, Каракойлы, Аккойлы и их названия зависели от главенствующего племени. Поэтому во времена царства Жужанского и Тюркского каганатов довольно тяжело найти упоминания о самом народе населявших эти государства.
Арабская и персидские источники 7 века указывали, что дошедшие вплодь до Индостана, рядовые воины из войска Западно-Тюркского каганата называли себя Халажами или Хилжами и то, что это не название какого-то племени, а общее название воинов, входивших в состав различных племенных войск каганата. Простые воины в составе Тюркского каганата отмечались и под таким названием. А если сравнить написание этих двух вариантов их имен и название «казах», то можно понять насколько они похожи (показано снизу). Можно утверждать, что названия «казах» изказилось на «халаж» и «хилж» при поздних переписях арабо-персидских источников. Это доказывает, что состав Тюркского каганата представлял народ казахи, а все племена встречающиеся в истории этого государства относятся к казахскому народу, в том числе главенствующая династия «Тюрк Ашин».
حذح حلج حلج
Хазах Хилж Халаж
Российский историк XIX века Алексей Левшин в своей знаменитой работе «О киргизско-кайсакской орде» пишет следующее: «…большая часть Русских писателей пологает, что первые Казахи произошли или составились у Татарь. Мысль сию, к каторой мы уже привыкли, опровергають восточные Историки, утверждая, что Казахи составляли самостоятельный и независимый народ в отдалейнейщих веках нашего леточисления. Некоторые даже относять их существования далее Рождества Христова. Достоверно то, что Фирдеви, или Фердуси, живший около 1020 года, то есть: за два столетия до появления Монголо-Татар на западе, в Истории Рустема, упоминаеть о народе Казаках и Ханах Казахских. Из сочинении его и древнейших летописей Персидских, которыми он пользовался, известно, что Казахи древние, подобно поздейшим, прославили имя свое грабежами и побегами, что главное оружия их были копья». Таким образом, Алексей Левшин, прозванный Чоханом Уалихановым «Геродатом казахской истории», на основе персидских источников четко доказывает существование казахского народа и Казахского ханства еще в 10 веке.
Так получилось, что, труд Дулати «Тарихи и Рашиди» ныне считается первоисточником истории казахов. Но ученые отзывались об этом труде так: «Та’рих-и Рашиди» сообщает уникальные известия по истории Могулистана и Могулии, ни один источник их почти не дублирует, в то время как события, нашедшие отражение в «Бабур-наме», в значительной части получили освещение в ряде других источников эпохи. Сличение текста с другими списками “Та’рих-и Рашиди” показало, что изменения, внесенные переписчиками в текст на протяжении нескольких веков, столь значительны, что на сегодняшний день можно говорить о наличии двух редакций сочинения. Повторы — характерная особенность Мирзы Хайдара; создается впечатление, что он писал свои мемуары, не перечитывая их». Из их мнений складывается впечатление, что они считали «Тарихи и Рашиди» не заслуживающим доверие трудом, который не дошел до нас в оригинальной версии, а «Бабур Наме» и «Рустам» Фердауси, напротив, снискали авторитет ученых, которые считают их заслуживающими доверие первоисточниками. Фердауси писал в своих мемуарах в X веке (т. е. за триста лет до Чингисхана), что и Казахское ханство, и казахский народ жили на своей территории. Я поражаюсь тем, кто не верит в это и тем, кто верит в сомнительные писания Дулати, говоря, что «народ Казахстана и их государство появилось только после 15 века».
Однако, Российская империя, преследуя свою политику, исказила сведения из книги Фердауси, изменив название Казахского ханства. Империя ввела Казахское ханство в мировую историю как «государства Караханидов». Для читателей, которые знакомы с арабской письменностью, не составит труда убедиться в этом.
قازق قارق
Қазақ Қарақ
Исторически известно, что официальной религией «так называемого» государства «Караханидов» был ислам и, что правители караханидов, которые считались представителями рода хожа, оставляли в городах доверенных людей правителями, а сами оставались жить в степи в юртах, ведя кочевой образ жизни. Это является наглой ложью, ибо люди из рода хожа никогда не были кочевниками и пришли на земли Средней Азии только в 11-12 веках. Другими словами, караханиды были Казахским ханством, казахский народ которого считал себя мусульманами в религии ислам.
Изменение Россией в XIX веке название города Тараз в Аулие-Ата, а также строительство мавзолея «Карахан Баба» на месте неизвестного могильника в этом столетии – попытка обосновать существование «Караханидов» заместо Казахского ханства.
Подводя итог, мы получим цельную историю казахского народа: между 1 и 4 веком хунны и саки образовали единый народ Хунзах, к 7 веку их названия изменился на Хазах. В 7 веке часть их, завоевав Закавказье, осталось там, а спустя еще пять столетий многие из них переселились в Донский регион и, позже перейдя на Церковный язык, трансформировались в «русскоязычных казаков». Оставшиеся на своей исторической родине казахи приняли ислам в 8 веке, а в 9 веке появилось национальное государство Казахское ханство, где официальной религией был Ислам. Именно этот народ и их ханы указаны в труде Фердауси, о котором напоминает Алексей Левшин. Значит, так «называемые караханиды» были казахским ханством, а его кочевой казахский народ — мусульманами. Таким образом, казахи является прямыми потомками народов хуннов и саков.
Татары, туркмены, кумыки, балкар-карачайцы, аварцы, азарбайжаны, тюрки, гагаузы, крымлар и другие тюркоязочные нации образовались на основе отдельных племен и родов или как союз нескольких племен (татары из племен татар, киргизы из племен кыргы, кумыки из племен куман, балкар-карачай из племен алан и т.д.). Корни самих эти родов и племен уходили к народам хуннов, саков или уйсунов. Отделившись от своего основного народа, эти рода и племена со временем сумели образовать свою отдельную нацию. Казахи же, в свою очередь, были продолжением основной части древних хуннов и саков, а значит праотцами тюркоязычной нации. Позже в состав казахского народа перешла кочевая часть уйсунского народа, в то время как оседлая ее часть стала основой узбекской народности.
Бекжан Аденулы
Из книг «Тайная история казахов»
[:]