29 процентов родителей сдают взносы в школу на постоянной основе, а 76 процентов делали это хотя бы один раз. Это факты, которые привел депутат мажилиса Камал Бурханов на заседании рабочей группы по вопросам образования и науки при партии «Нұр Отан».
Проверка, проведенная в казахстанских школах, показала, что собранные средства расходуются на праздники, на дорогие подарки для директоров и его заместителей, даже заработная плата охранникам учебного заведения выплачивается из родительских карманов.
На заседании были озвучены и другие факты. Коррупция в школе, неправомерные поборы, дача взятки директору школы, для устройства на работу и многое другое. За последние годы в правоохранительные органы поступило более миллиона жалоб и заявлений относительно подобного рода незаконных действий. Лишь за первое полугодие 2014-го более тысячи родителей пожаловались специалистам и попросили защиты.
По словам заместителя начальника республиканской общественной приемной партии «Нұр Отан» Жумажана Жукенова, такого же рода заявления и жалобы поступают и в партию «Нұр Отан». В главную партию страны идут родители, сотрудники школ, учителя и даже сами школьники. За пять месяцев этого года поступило более 1184 заявлений и жалоб. В большинстве случаев жалобы касаются поборов в школе под различными предлогами и якобы для нужд школы. Дошло до абсурда:
в одном учебном заведении Сарыагашского района Южно-Казахстанской области собирали деньги для встречи комиссии, которая должна была провести проверку фактов поборов…
– Такие заявления и жалобы мы рассматриваем совместно с Министерством образования и науки, местным акиматом, управлением образования и стараемся принять какие-то необходимые меры и решения, – говорит Жумажан Жукенов. – Представители сферы образования также проводят специальный прием у нас. Мы не раз направляли в правоохранительные органы такие заявления и обращения, способствуя принятию конкретных конструктивных мер по указанным проблемам.
К примеру, в общественную приемную при «Нұр Отан» с жалобой на директора школы, который позволяет незаконные действия, обратился педагог Аршалинского района Акмолинской области. Его семья собралась переезжать в другую местность, но школа, где он работает и где учится его ребенок, отказывается рассчитать педагога, а его ребенку выдать документы. Специалисты общественной приемной выехали на место для проверки факта. С директором школы была проведена беседа, документы были выданы, заработная плата выплачена. Уже на месте выяснилось еще об одном незаконном действии главы школы в отношении этого же жалобщика.
Учитель жил в арендованном доме, после того как он написал заявление об увольнении, директор распорядился и местный участковый полицейский опечатал дом. Забрать свой скромный скарб сельский учитель смог только при помощи нуротановцев.
– Требования денег для устройства на работу очень распространены в южных областях, – констатирует Жумажан Камкенулы. – Может быть, это связано с тем, что население плотное, а рабочих мест мало, но проблема взяточничества в школе является одной из часто повторяющихся.
Думаю, мы используем не полностью возможности родительского комитета. Не будем скрывать, некоторые представители родительского комитета становятся пособниками директора в его незаконных действиях. Об этом говорят и факты, изложенные в поступающих к нам жалобах.
В начальные годы обретения суверенитета нашей страны были действительно некоторые проблемы в экономической и финансовой сфере. Дефицит финансирования испытывали и в области образования. В то время обеспеченные родители оказывали материальную помощь школе. Родители вынуждены были создавать «фонд школы», «фонд класса» и собирать деньги. Таким образом латали школьные дыры, покупали учебники на двоих. Но времена меняются, экономическое положение страны значительно улучшилось. Однако привычка собирать в школе деньги с родителей осталась, коррупционные случаи имеют место быть. Можно даже сказать, коррупция продолжает процветать. Критика населением «фондов школы» и «фондов класса» дошла и до залов мажилиса.
Однако корыстолюбивые и здесь нашли лазейку, возложив обязанности по сбору денег на родительский комитет. Так, в случае поступления жалоб и проведения проверок руководители учебных заведений разводят руками: «Мы не имеем к сбору средств никакого отношения, ведь деньги собирают сами родители».
Некоторые представители общественных объединений выступали с предложением ликвидировать родительские комитеты. Например, председатель «Союза кризисных центров» в Казахстане Зульфия Байсакова считает, что современные школы – это закрытые учреждения. По ее мнению, нужно открыть специальный сайт, где будет размещена информация о выделенных бюджетом средствах для школы, а также прозрачно демонстрировать, куда были израсходованы эти деньги.
– Вместе с этим нужно расформировать родительские комитеты в школах и вместо них создать попечительские советы. Туда нужно избирать независимых членов, не имеющих отношения ни к школе, ни к родителям учащихся. Они будут привлекать средства извне, для развития указанных учебных заведений, а также будут контролировать целевое использование госбюджета, предусмотренного на конкретное учебное заведение, – говорит она. Также общественный деятель считает, что сбор средств в школе – не только материальные расходы для родителей, но и психологический стресс для некоторых учащихся. Недавно на службу «150» позвонила девочка. По ее словам, родители не могут ежемесячно выплачивать 150 тенге для уборщицы кабинета. Это стало причиной издевательств над ней со стороны одноклассников, со словами «если не можешь платить, то сама убирай» они затолкали ей в рот тряпку.
– Возмутительно, но факт – некоторые директора школы организовали продажу учебников, которые выделяются в школы бесплатно. Школы обеспечиваются учебниками за счет государственных средств, однако родители говорят, что их вынуждают покупать в школе эти учебники. Как это понимать?! – задается вопросом Камал Бурханов.
– Директора школ превратились в коммерсантов. Еще раз повторю, что сбор средств на туалетную бумагу, мел, краску для пола или занавески в классных кабинетах не входит в обязанности школьников. Навязывание покупок наблюдается не только среди учащихся, но и среди учителей. К примеру, в партию неоднократно поступали жалобы на то, что директора школ чуть ли не насильно заставляют учителей подписываться на журналы и газеты.
Да, с работников социальной сферы, априори получающих мало, тоже сдирают кровно заработанное. Сегодня в среде учителей часто приходится слышать о том, что для устройства в школу они «давали взятку директору». Если опираться на официальные данные, то для того чтобы устроиться в школу на полную ставку, нужно дать тысячу, для того чтобы устроиться уборщицей, нужно «сунуть» 500. Разумеется, расценки приведены в американской валюте.
Большинство относятся к такому положению как к данности, идти против течения решаются единицы. Например, Камиля Коржыкова из Жамбылской области с 1977 года работала в системе образования. Была преподавателем в средней школе города Талас. Сейчас вышла на пенсию. Но вместо спокойного отдыха в кругу детей и внуков Камиля апай бегает по инстанциям и доказывает свою правоту.
– А все потому, – говорит она, – что будучи учительницей, пошла против. Устав от поборов с родителей и учителей, она сообщила в финпол об известных ей фактах. Рассказала и о том, что директор присваивал себе деньги педагогов, и о том, что свою супругу-пенсионерку он официально устроил в школу, хотя та сидела дома, но зарплату получала, и о том, что коллеги покупали документ о прохождении аттестации…
Эти факты нашли подтверждение. Директора посадили на два года. А руководство городского отдела образования начало гонения на посмевшего вскрыть проблему педагога, подав иск по статье 129 часть 2, то есть за клевету, выиграв дело! Камиля апай подала апелляцию в областной суд, которая была удовлетворена, ведь не было клеветы, были подтвержденные следствием коррупционные нарушения. Но чиновники не сдавались и написали акиму региона жалобу на Коржыкову, под которой подписались 35 человек! Подписи были ложные, и педагог снова доказывала свою правоту в суде.
Последняя инстанция, куда она обратилась, это как раз таки общественная приемная партии. В «Нұр Отане» Камиля Коржыкова хочет найти справедливость вот по какому вопросу. В Таласском районе, чтобы пройти аттестацию, не смотрят на образование педагогов и качество знаний, которое они дают. Она привела факт, свидетельствующий о том, что ее коллеги в 2010 году получили высшие педагогические категории за взятки. И даже назвала расценки: за высшую категорию нужно заплатить 30 тысяч тенге, получить вторую стоит 20 тысяч, а третья оценивается всего в семь тысяч.
– По моему заявлению инспектор надзорного контроля устроил проверку, факты подтвердились, – рассказала смелая учительница. – Было вынесено решение, чтоб итоги аттестации в 2013 году были пересмотрены. Но до сих пор никаких мер не принято. Эти учителя продолжают получать зарплаты с повышающими коэффициентами за свои купленные категории. В регионах коррупция в школах пустила корни глубоко. На тестирование учителей собирают деньги, на ремонт собирают деньги, если не соберешь на ремонт собственного кабинета, ставят условия, что отпуск не дадут. Приходится или с учителей собирать или самим ремонтировать.
– Я 36 лет в системе образования и всего лишь попыталась разрешить эту ситуацию, а в результате пострадала сама. Надеюсь, в партии мне помогут добиться правды, – говорит пенсионерка.
Случаи, когда педагоги со школьной скамьи пересаживаются на скамью подсудимых, не редки. В прошлом году был осужден директор 162 школы-гимназии. Он требовал 400 долларов с родителя за принятие ребенка в первый класс. Сотрудники финансовой полиции поймали его с поличным в момент получения взятки. Директор павлодарской кадетской школы-интерната запросил за аналогичную услугу в пять раз больше и тоже был пойман. Его шымкентский коллега из школы № 68 и замдиректора запросили 310 тысяч тенге от лаборанта, пожелавшего устроиться на работу. На директора школы № 122 Мактааральского района ЮКО в радостный момент получения взятки в виде 80 тысяч тенге за место уборщицы были надеты наручники.
В связи с такими неправомерными действиями руководителей учебных заведений понизилось качество образования, в школах начали работать люди без педагогического образования и диплома об окончании вуза и даже бывшие осужденные. К примеру, в ходе недавней проверки Генеральной прокуратурой выяснилось, что среди директоров, учителей и сотрудников казахстанских школ и гимназий есть немало людей, осужденных за убийство, изнасилования, и даже педофилы. В Алматинской области в школе № 49 Талгарского района преподавал дважды судимый гражданин.
Учитель физкультуры сидел когда-то за кражу, а затем был пойман при попытке изнасиловать несовершеннолетнюю девочку. Наряду с этим выяснилось, что директор карагандинской средней школы № 81 ранее была осуждена за убийство новорожденного ребенка и отсидела в тюрьме 5 лет.
Заместитель директора другой школы отбывал наказание в тюрьме за изнасилование. Надо заметить, что такие ужасающие факты зарегистрированы и в Астане. Так, в 60-й школе работала женщина, осужденная ранее за сводничество. Стали известны данные и о том, что в гимназии № 3 учителем физкультуры работал отсидевший уже насильник. Если опираться на данные комитета по правовой статистике и специального учета Генпрокуратуры, то в 67 учебных заведениях страны были зафиксированы подобного рода правонарушения.
Источник: Сайт газеты «Литер»