[:ru]
«Цель образования состоит в том, чтобы привести человека к счастью через развитие его морально-нравственных и интеллектуальных качеств и реализацию его предназначения» — такими словами великого мыслителя, ученого-энциклопедиста, «второго учителя» Востока (после Аристотеля) начал свое актовое выступление проректор КазНУ им. аль-Фараби А.К. Хикметов.
Действительно, глобализация экономики, знаний и технологий, цифровизация всех сфер деятельности общества являются одними из движущих факторов внедрения современных решений в образовательные и научные процессы. Каким будет завтрашний выпускник, каково его предназначение в стремительно меняющемся технологическом пространстве, сможет ли он выдержать соревнование менталитетов и способен ли будет принять вызовы нового информационного взрыва невиданных масштабов. Ведь человеческий капитал, что в древности, что сегодня является источником благосостояния и процветания любого государства, а новая иерархия наций диктует новые правила, следуя которым у нашей страны есть прекрасная возможность не оказаться на «обочине истории». Новые тренды ближайшего будущего диктуют своевременное обновление педагогических подходов в условиях цифровизации и принцип необходимости непрерывного самообразования (life long learning) — ключевых показателей успешной современной научно-образовательной политики большинства передовых стран. Согласно прогнозам ученых роль творческого компонента и быстрая адаптивность к изменениям окружающего мира в скором будущем станут трендами в сфере занятости, что приведет к ежегодной сертификации и возможности работать сразу в нескольких направлениях. Иными словами, на рынке труда будут востребованы люди T-shape формы, где кроме глубинных познаний в основной сфере, человек будет стремится получать знания в смежных областях.
Эти вопросы стали квинтэссенцией, тем самым средневековым «эфиром» или «пятой сущностью» идей, вынесенных на повестку дня ежегодной двухдневной международной научно-методической конференции, организованной Казахским Национальным университетом им. аль-Фараби.
В рамках данной программы были рассмотрены вопросы компетенции и аттестации преподавателей в высших учебных заведениях, обсуждены проблемы и тенденции цифровизации образовательных систем, а также очерчены современные модели компетенций преподавателя и выпускника разных профессиональных направлений. На заключительном заседании научно-методической конференции был представлен анализ предложенных идей и высказываний в ходе проведения мастер-классов, круглых столов участниками ППС университета и приглашенными отечественными и зарубежными профессорами, работодателями и выпускниками — представителями различных учреждений и специальностей на уровне каждого факультета. На заключительном заседании конференции была принята резолюция, в которой отражены основные положения новой педагогической концепции «цифрового» общества.
Великий аль-Фараби завещал своим последователям одну из многих непререкаемых истин: «Одна из ключевых целей образования — сочетание обучения с практическими действиями. Знание достигает своего совершенства, будучи применено на практике. Науки, которые не могут быть применены в реальной практике, бессмысленны и бесполезны».
д.и.н., профессор Жакишева Сауле Аукеновна,
преподаватель Жунисбаева Аида Айдаровна
[:]