Одним из интересных моментов выступления президента на Евразийском форуме в Астане, стало заявление о том, что Казахстан будет усиливать свое лидерство в мире и к середине 21 века войдет в число 30 сильных экономик мира.
«Я убежден в том, что в модели будущего развития мира Казахстан обретет достойное место и непременно войдет в топ-лист перспективных наций мира (…) У нас альтернативы нет, если мы хотим быть развитым государством», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Сама дискуссия началась еще в Санкт-Петербурге, в ходе саммита «G20», где казахстанский лидер отметил, что наша страна уже сегодня по ряду показателей может претендовать на 21-ое кресло в респектабельном клубе динамично растущих экономик и влиятельных стран.
«Как активный участник дискуссии, состоявшейся на форуме «G20» о текущих судьбах мира, Казахстан де-факто оказался в этом клубе современного мирового развития. И теперь наша задача поработать так, чтобы этот статус был закреплен де-юре со временем», – отменил глава государства в северной столице России.
В Астане, где проходил Евразийский форум, тема казахстанского лидерства получила развернутый характер. Так как речь зашла о тех переменах, которые обещают затронуть мир, и место нашей страны в этом самом мире. Как заметил Нурсултан Назарбаев, со временем, возможно, измениться современное понимание лидера.
«Прежде всего, мы должны понимать, что состояние мира в середине XXI века будет качественно отличаться от того, что есть сейчас. В 2050 году конфигурация 30 развитых стран может быть совершенно другой, чем мы сейчас думаем и видим», – сказал глава государства.
Действительно, за полвека можно было наблюдать трансформацию окружающего мира, где одни страны сокращали свое политическое и экономическое влияние, а на их место приходили другие государства. Но при этом была одна постоянная константа – развитая страна гарантировала высокое качество жизни своему населению. И неважно, каким образом достигалась эта цель – за счет наращивания промышленного потенциала или усиления инновационного сектора. Как говорил китайский реформатор Дэн Сяопин: «Не имеет значения, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей!».
Есть другая особенность характерная для развитых стран прошлого и настоящего, здесь рост стандарта жизни достигается усилением конкурентоспособности экономики, от навыков снижать риски, перестраиваться и заглядывать в будущее. В данном случае поучителен пример Детройта, города, который в июле этого года объявил о своем банкротстве. Еще полвека назад, американская столица автомобилестроения, процветала. Что же произошло? Ситуация стала меняться после того, как в мире появилась новая тенденция. Вначале дал о себе знать энергетический кризис 70-х годов, а позже – глобальная борьба с парниковым эффектом. В итоге мировая индустрия стала меняться, равно как и представление о новой конкурентоспособности.
Детройт объявил о банкротстве, в тоже время, как Кремниевая долина в Калифорнии, где бизнесмен Элон Маск начал выпускать электромобили, процветает. Сегодня трудно обеспечить конкурентоспособность и повысить уровень жизни граждан за счет одной индустрии. Мировая экономика переходит на инновационные рельсы развития. Первой жертвой этого процесса стал Детройт. Таким образом, в американской экономике происходит эпохальная смена, где выживают те, кто вовремя узрел тенденцию и был готов к переменам.
Инновационный тренд
Чтобы выжить и выбиться в лидеры, необходимо иметь представление о том, куда движется мир, и где он окажется через 30 лет. Увы, процессы меняются быстро, и никто не может точно сказать, какой будет глобальная экономика через 30 лет. Все-таки, заглянуть в завтрашний день возможно.
«Как свидетельствует опыт наиболее развитых стран, именно переход к наукоемкой экономике обеспечивает одновременно гибкость, динамичность и устойчивость роста экономики и благосостояния страны в целом. Поэтому вхождение Казахстана в 30-ку развитых стран мира должно быть основано на формировании наукоемкой экономики», – отметил глава государства.
Какие перспективы на этом пути у нашей страны?
За годы независимости Казахстан достиг хороших успехов. По объему ВВП мы догнали и перегнали ряд восточноевропейских государств, а на просторах бывшего СССР вошли в «большую четверку» бизнес — лидеров. В последние 10 лет республика показывает уверенный экономический рост. Тенденция сохранилась на фоне глобального кризиса, что заставило многих экспертов обратить внимание на Казахстан. К примеру, американский экономист Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 года, включает Казахстан, наряду с Азербайджаном, в число прорывных стран постсоветского пространства. Наша страна, по его прогнозам, будет усиливать свой экономический потенциал.
Конечно, все это позволяет Казахстану претендовать на статус лидера, но наряду с успехами у нас есть и трудности. К примеру, зависимость от экспорта энергоносителей, на долю которых приходиться основная доля инвестиций. Как отметил Нурсултан Назарбаев на Евразийском форуме, мы находимся в зоне риска развития «голландской болезни». Но это только диагноз, поэтому важное место отводиться методам лечения.
«Базой для новой экономической политики должны стать два самых важных приоритета. Это, во-первых, создание всех необходимых условий для развития человека – главного двигателя инноваций. Во-вторых, совершенствование институциональной среды, обеспечивающей условия для развития бизнеса и предпринимательских инициатив», – сказал глава государства.
На возрастающую роль человеческого капитала обращают большинство экспертов, которые занимаются проблемой усиления конкурентоспособности стран. Новаторство, как фактор поступательного развития отмечает Майкл Портер, профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, анализировавший успехи и неудачи ряда стран. Как говорит американский исследователь: «В высокотехнологичных отраслях, образующих «становой хребет» любой высокоразвитой экономики, наиболее важные факторы производства, например квалифицированные трудовые ресурсы и научная база, не достаются стране по наследству, а создаются ею». Однако, как замечает Портер, для успеха стране не достаточно иметь образованную рабочую силу. В конкурентоспособных государствах, как правило, действуют научные центры, занятые в тех или иных отраслях. Они генерируют инновационные решения, способные укрепить в глобальной экономике национальную отрасль. В Казахстане также идут по аналогичному пути развития, когда, например, говорят о нефтегазовом кластере (кстати, понятие кластер ввел в оборот Майкл Портер), являющимся не только альянсом «родственных» предприятий, но и альянсом ума и капитала.
Мировая практика показывает, что конкурентоспособная экономика – это сложный синтез, и здесь успех зависит от многих факторов. Это в своем выступлении отметил и Нурсултан Назарбаев.
«Принципами формирования наукоемкой экономики, – отметил глава государства, – должны стать открытая рыночная экономика, меритократия, партнерство и прагматизм, верховенство права, инклюзивность, а также подверженность постоянным структурным изменениям посредством инноваций. Эти принципы создают необходимые стимулы для самореализации граждан и предпринимательской инициативы».
Достижение поставленной цели требует системной модернизации и не менее важно в этом процессе не останавливаться на достигнутых результатах. Тот же Портер выделял четыре этапа усиления лидерства страны на мировой арене, последним было – богатство. Это когда государство достигает цели, после чего ложиться в дрейф.
Государство и право
Впрочем, в сонное состояние можно впасть и по другим причинам, о которых сказал глава государства в выступлении на Евразийском форуме: среди которых низкий уровень КПД судебной системы и проблема коррупции.
«Судебная система должна не в теории, а на практике быть доступной и прозрачной, просто и быстро разрешать споры. Честное и добросовестное исполнение судьями профессиональных обязанностей, их независимость при принятии судебных решений гарантируют эффективное восстановление нарушенных прав. Это утверждает в обществе уверенность в справедливости, беспристрастности и независимости суда. И это – наша задача», – отметил президент.
Что не менее важно, без эффективной судебной системы невозможно говорить об искоренении коррупции, на которой глава государства остановил особое внимание. Тема набила оскомину в казахстанском обществе. Так, по данным Финпола, которые озвучены на днях, количество коррупционных преступлений при реализации госпрограмм в этом году в четыре раза превысил итоги 2012 года.
«Нанесенный государству ущерб составил 6 миллиардов тенге, что превышает аналогичный показатель 2012 года в три раза. Основная масса выявленных преступлений приходится на злоупотребление должностными полномочиями (97), служебный подлог (87), присвоение или растрату вверенного чужого имущества (23), мошенничество (12)», – сообщил в ходе заседания Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при финполе начальник департамента по раскрытию и предупреждению дел о коррупции финансовой полиции Марат Сексембаев.
Коррупция снижает КПД правительства по модернизации экономики и социальной сферы, по усилению конкурентоспособности Казахстана и перспектив укрепления его лидерства. Если обратиться к выводам Портера о роли государства на современном этапе, то это тревожный сигнал.
«В мире, – говорит исследователь, – принимающем все более глобальный характер конкуренции, роль национальных государств до сих пор становилась все более, а не менее значительной. По мере того, как основное направление конкуренции все больше и больше смещалось в сферу приобретения и усвоения знаний, возрастала роль национального государства».
Иными словами, без эффективного государственного аппарата, не может быть и эффективной экономической системы, которая в свою очередь определяет, как лидерство, так и благосостояние населения. Поэтому борьба с коррупцией является главным фронтом для Казахстана. Достичь такой цели можно через реформирование правоохранительных структур, прозрачности и подконтрольности госаппарата, повышение ответственности чиновников или путем сокращения доля государства в экономике, о чем также сообщил в выступлении глава государства.
«Кризис 2008 года вынудил государство играть более активную роль в регулировании экономических процессов. Понятно, что для долгосрочного и устойчивого развития снижение роли государства и усиление рыночных механизмов является безальтернативным вариантом», – отметил президент.
Сегодня доля государства в ВВП страны составляет порядка 50 процентов. Такое положение оправдано в условиях кризиса, а для стабильного развития рыночной системы требуется сокращение этого показателя. Приемлемым считается 30 процентов. Как сказал Нурсултан Назарбаев: «Новый этап приватизации, программа «Народное IPO», а также регулярные дополнительные эмиссии ценных бумаг будут основными мерами в этом направлении». Стоит отметить, что в последнее время в разных уголках мира также говорят о том, что необходимо сворачивать присутствие государства в экономике, с целью стимулирования деловой активности. В этом смысле, Казахстан движется в общемировом фарватере.