АЛТЫНОРДА
Главные новостиНовости Казахстана

66 школ Казахстана работают без лицензии, выявлены масштабные финансовые нарушения в образовании

Высшая аудиторская палата Казахстана провела аудит в сфере среднего образования, в ходе которого были выявлены серьезные финансовые и организационные проблемы, сообщает Altyn-orda.kz

Среди них — неэффективное планирование на сумму 62,4 миллиарда тенге (126 миллионов долларов), финансовые нарушения на 1,1 миллиарда тенге (2,2 миллиона долларов) и нецелевое использование 3,2 миллиарда тенге (6,4 миллиона долларов).

Особое внимание было уделено ошибкам в формировании госзаказа на подготовку педагогов, где обнаружены значительные расхождения между прогнозами Министерства труда и реальными потребностями образовательной системы, что вызвано недостатками в методологии расчетов.

Кроме того, реформы в области образовательных стандартов проводятся без должной системности. Частые изменения в учебных планах привели к необходимости пересмотра уже выпущенных учебников, что обернулось большими бюджетными потерями. За последние пять лет экономические убытки из-за этих изменений превысили 16 миллиардов тенге (32,3 миллиона долларов).

Среди других проблем — изменения критериев оценки качества учебников 12 раз за пять лет, что свидетельствует о нестабильности системы. Также был выявлен дефицит в экспертизе через информационную систему, так как процедуры остаются в основном на бумажном носителе.

Не менее тревожным является тот факт, что 66 школ, включая государственные, работают без лицензии. Это свидетельствует о распространенности системных проблем, так как только 18,2% школ смогли пройти аттестацию с первого раза.

В ответ на это, премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов отметил, что с увеличением финансирования среднего образования более чем в три раза государство ожидает большей отдачи от внедряемых мер.

В целом, аудит выявил множество проблем в стратегическом планировании, оценке качества образования, подготовке и трудоустройстве педагогов, а также в методологии образовательного процесса и государственном регулировании, что серьезно снижает эффективность реформ в образовательной сфере.

Altyn-orda.kz