На примере набирающей силу конфронтации между Россией и Западом вокруг Украины можно видеть, какое колоссальное значение в современной геополитике имеет умелое использование инструментария информационных войн.
Нынешняя ситуация вынуждает Москву задействовать дополнительные резервы, как для парирования откровенной антироссийской риторики большинства зарубежных СМИ, так и пропаганды государственной позиции внутри страны и за ее пределами. Следует отметить, что государству удалось преуспеть в решении данной задачи за счет подчинения имеющихся ресурсов общему замыслу и следования единому плану действий.
Весьма показателен пример работы России через новостной телеканал «Russia Today», только в 2014 г. получивший напрямую от государства и многочисленных фондов бюджет, превышающий половину миллиарда американских долларов.
Эти невероятные для большинства стран мира расходы на медийный проект не кажутся напрасными. Сегодня, по официальной статистике, которая, конечно же, может иметь определенную погрешность, совокупная аудитория «Russia Today» составляет около 300 млн. человек. Только в США новостную ленту «Russia Today» предпочитают 7 млн. жителей, что свидетельствует о растущей конкуренции собственным СМИ. Причем, такие цифры – далеко не предел российских амбиций в расширении зарубежного вещания. Насколько известно, ставится задача довести эти показатели 650 млн. зрителей в более чем в 100 странах мира.
Последовательно расширяющийся экспорт информации из России вынуждает Вашингтон и Брюссель создавать новые средства управления информационным полем и оптимизировать имеющийся арсенал. Так, в США на смену Совету по вопросам вещания пришло Агентство по внешним коммуникациям. В Европе открыт информационный центр НАТО в Риге.
Согласно заявлениям представителей оборонного ведомства Латвии, перед центром ставится задача «…обеспечить адекватный ответ на попытки других стран повлиять на информационное пространство членов НАТО». То, что его штаб-квартиру разместили именно в Риге, с которой у Москвы сложилось перманентное противостояние на треке соблюдения прав русскоязычного меньшинства, является дополнительным свидетельством обеспокоенности Запада по поводу нарастающего пропагандистского влияния Кремля. Причем, не только в контексте кризиса в Украине, но и, как отмечалось, в связи с гораздо более широкими озабоченностями.
Безусловно, российская «пропагандистская машина» представляет собой эффективный инструмент, который, по мнению ряда европейских экспертов, зачастую ставит Запад в тупик.
Так было, к примеру, в случае, когда медиа ресурсы России очень системно сосредоточились на рассуждениях о том, что новые власти Киева добились победы, опираясь на нацистскую суть «Правого сектора» и партии «Свобода», что делает и их причастными к идеологии, отрицаемой в просвещенной Европе. Причем, показательно – эту тему подхватили и некоторые авторитетные издания Франции, Германии, Италии, где вышло немало материалов об опасности официальных «политических реверансов» в адрес тех, кто стал движущей силой украинской «революции».
Еще одним очевидным достижением стало развитие темы рубежей украинской государственности. Опираясь на исторические свидетельства и факты, в серии материалов утверждалось, что на момент обретения суверенитета, границы Украины сложились по принципу территориального конструктора, в зависимости от политической конъюнктуры, царившей в различные периоды, а также череде побед и поражений в Европе.
Удивительно, но в идеологической «победе» Кремлю помогают, в том числе, и европейцы. К примеру, во время недавнего визита Владимира Путина в Вену, президент Торгово-промышленной палаты Австрии Кристоф Ляйтль напомнил российскому лидеру о том, что сто лет назад большая часть Украины была австрийской.
«И как это следует понимать? – спросил Путин. – Какие у вас предложения на этот счет?» «Это следует понимать в том смысле, что сегодня, сто лет спустя, Украина стала частью…» – продолжил Ляйтль. «Мне уже страшно от того, что он сейчас скажет», – под смех иностранной аудитории отреагировал Владимир Путин.
Умело российскими СМИ преподноситсятема экономической несостоятельности Украины. Аргументы России признаются уместными в бюрократических коридорах Брюсселя, поскольку нынешняя Украина выглядит ослабленной настолько, что реформы, на которых настаивает Европейский союз после подписания договора об Ассоциации, способны полностью обвалить государство.
Бытует довольно известное мнение, что внешняя политика есть то, что мы о ней говорим. Вполне справедливое замечание. В современном мире выгодная трактовка событий, искусное манипулирование информацией играет исключительно важную роль. Телевидение и, особенно, Интернет, фактически стали мощнейшим средством формирования реальности, которая при этом очень часто бывает далеко не объективной.
Важно признать, что управление информационным полем, его защита, а в необходимых случаях и нападение с существующих платформ, являются сейчас такими же необходимыми функциями государства, как и многие другие. Ведущие державы не жалеют для поддержания соответствующих механизмов в работоспособном состоянии ни сил, ни средств.
Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что в Казахстане вопросам информационного менеджмента не уделяется должного внимания. Во многом причина состоит в затянувшемся поиске наиболее эффективной модели государственного управления этим полем. На протяжении долгого времени полномочия переходят из одного ведомства в другое, без обеспечения основного принципа – преемственности. Поэтому наша информационная политика продолжает находиться в фазе структурирования, и еще очень далека от совершенства.
Понятно, что современные информационные технологии пришли в Казахстан сравнительно недавно. Однако нынешние острые разногласия Запада и России, не утихающие ближневосточные конфликты, тревожные события в ряде стран азиатско-тихоокеанского региона однозначно свидетельствуют, что глобальное информационное противоборство будет только усиливаться.
Повлияет ли данное обстоятельство на национальные интересы Казахстана? Вопрос риторический.
Казахстан, благодаря рациональному маневрированию на международной арене до настоящего времени не подвергался массированной информационной «бомбардировке». Но если это по каким-либо причинам неожиданно случится, готов ли наш инструментарий к тому, чтобы отразить атаки извне?
В числе определяющих проблем информационной политики Казахстана ее преимущественное ориентирование на внутреннее потребление. Видимо, тем самым государство демонстрирует отсутствие серьезной обеспокоенности, имеющей отношение к внешним угрозам. Поэтому многое из экспортируемого Казахстаном в глобальную информационную среду выглядит стандартно, предсказуемо и не всегда современно.
Эксперты обращают внимание на то, что в течение многих лет используются одни и те же лекала, в той или иной форме предназначенные для демонстрации международному сообществу примеров восхищения со стороны самого же мирового сообщества в связи с прогрессом, достигнутым Казахстаном за годы независимости в различных сферах.
Вполне возможно, расчет делается на казахстанскую диаспору, проживающую за пределами Родины. Если это так, то подобный концепт допустим.
Однако, скорее, в центре внимания находится более широкая целевая группа, значительная часть которой имеет доступ к лучшим образцам глобального рынка медиа продукции. Поэтому снижающее привлекательность материалов самолюбование, ставшее одним из способов информационного воздействия на внутренний и внешний сегменты, выглядит не вполне рациональным, а иногда и откровенно контрпродуктивным.
Трансляция «Russia Today» через Интернет хостинг YouTube лидирует по просмотрам среди всех имеющихся зарубежных новостных каналов. Может ли казахстанский аналог — «KazakhTV» похвастаться стабильной поддержкой всемирного внимания и соотносимы ли затраты на его содержание с пропагандистским эффектом?
Из конфликта вокруг Украины мы должны сделать важные выводы. Не отказываясь от всего позитивного, что было сделано ранее, стоит честно признать –Республика Казахстан нуждается в скорейшей выработке существенно измененной стратегии информационной политики.
Этот документ просто обязан учитывать реалии долгосрочной разбалансировки отношений Запада с Российской Федерацией, и исходить из необходимости принятия превентивных мер в направлении минимизации влияния факторов турбулентности в международных отношениях на наши фундаментальные национальные интересы. При этом важно быть подготовленными не только к сдерживанию возможной информационной экспансии Запада, но и к реализации собственных эффективных мер влияния на зарубежное общественное мнение.
Назревшая необходимость ревизии подходов в этой сфере определяется также тем, что в современном мире, именно манипулирование информацией способствовало дестабилизации общественной ситуации в целом ряде стран.
На наших глазах феномен массового зомбирования населения с использованием традиционных механизмов в виде телевидения, радио, газет, а также бурно развивающихся Интернет платформ, приобрел свойства универсального рычага устранения легитимной власти.
Недооценивать подобные угрозы, как и отрицать их наличие в Казахстане крайне недальновидно.