В начале августа на расширенном заседании Правительства Президент страны Нұрсұлтан НАЗАРБАЕВ заявил о необходимости оптимизации структур исполнительной власти – правительственные органы должны стать более компактными, более эффективными, более мобильными, а их содержание менее затратным. В этой связи на сайте газеты «Қазақстан-Zaman» в статье Құрманғали НҰРҒАЛИЕВА «Қысқартизацияға» ұшыраған Үкімет енді қағазбастылықпен қатал күреспек» («Теперь благодаря сокращению чиновничества Правительство будет жестко бороться с бумаготворчеством», 07.08.2014) говорится, что по поручению главы государства Правительство должно в короткие сроки провести сокращение чиновничьих рядов с пользой для дела. То есть с учетом прежде всего интересов государства и народа, не занимаясь кумовством, родоплеменными, жузовыми пристрастиями. За последние 10-15 лет бумаготворчество возросло в 3-3,5 раза, соответственно расплодилось несметное количество всяких помощников, заместителей, соответственно возросли расходы на содержание чиновничьего аппарата. Как заявил Глава государства , решено сформировать 12 вместо прежних 17 министерств, 30 комитетов вместо прежних 54, все прежние 9 агентств и 272 департамента ликвидируются, вместо них в составе министерств будут работать комитеты. В числе 12 министерств будут заново сформированы 5 новых министерских структур.
Причин для реформирования исполнительной власти несколько. В их числе – необходимость наладить работу Правительства как эффективного механизма перед лицом продолжающегося с 2008 года мирового экономического кризиса и способного выполнить Стратегию развития страны – «Казахстан-2050» . Заменить его стиль работы как «прозаседавшегося» и погребенного под горами ненужных бумаг на мобильное, современное управление. Такие внешние факторы, как украинско-российский конфликт, санкции Запада против нарушителя международных норм России, являющейся стратегическим партнером Казахстана, общая нестабильность в мире, а также необходимость противостояния вызовам нового, 21 века – все это требует четких, энергичных, эффективных действий для управления государством.
Эту же тему продолжает сайт «АЙҚЫН» в статье Гүлбаршын АЙТЖАНБАЙ «Қоғамда мойынға мінетін мамандар көп» («В структурах управления много чиновников-бездельников», 08.08.2014). В статье говорится, что несмотря на регулярно проводившиеся в стране акции по сокращению бюрократического аппарата, численность чиновников, наоборот, неуклонно росла из года в год. К примеру, если в 2001 году в стране насчитывалось 65000 госслужащих, то в 2005 году их уже стало 94 тысячи, а в нынешнем году их число перевалило за 100 тыс. (102747 тыс). Причем рост численности чиновников не связан с увеличением объема работы. Как отметил в своем выступлении Глава государства, «разве не правда, что в отделе из 10 работников «пашут» только двое, остальные числятся в штате? Как говорится, кто работает, на том «ездят» остальные». Чтобы искоренить подобную практику, он предложил, обращаясь к министрам: « Каждый из вас – руководитель государственного уровня, так почему же вы не наведете порядок в своих министерствах и ведомствах? Сократите всех бездельников, а тому, кто один работает за десятерых, платите заслуженную высокую зарплату».
Автор статьи приводит мнение эксперта-экономиста Магбата СПАНОВА об имеющем место кадровом кризисе на всех уровнях – от местных администраций до министерств. К тому же, считает он, система бюджетного планирования и исполнения государственных программ нуждается в аппарате, сформированном из кадров высокой квалификации, профессионалов, которые умеют планировать бюджет и контролировать его исполнение. У нас же нет таких кадров, а те, которые имеются, не чувствуют ответственности. Каждый считает, что он может финансово слишком емкие или необоснованные , экономически досконально не просчитанные проекты включать в бюджетное планирование, так как ответственность за их исполнение законодательно не определена. Поэтому за неосвоение бюджетных денег, заложенных в такие «самодеятельные проекты» никто не отвечает, нормы и нормативы не соблюдаются. «Действительно, кому нужны руководители, которые, как отметил Президент, «умеют только водить руками»? И почему бы не платить высокие зарплаты тем, кто работает за весь отдел?», — заключает журналист.
Одной из острых и насущных тем августа является трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений. На сайте газеты «Ана тілі» журналист Бейбіт НӘЛІБАЕВ в статье «Ауылға аттанған жастардың халі қалай?» («Как дела у тех, кто с дипломом поехал работать в аул?», 24.07.2014) пишет о том, как выполняется программа трудоустройства молодежи с бодрым, многоообещающим названием «С дипломом – в аул!». Судя по названию, программа именет двойную целевую установку – во-первых, обеспечение аула квалифированными специалистами для подъема уровня развития сельской местности, во-вторых, решение вопроса трудоустройства дипломированных молодых специалистов. По сведениям, озвученным пресс-службой Министерства регионального развития, в соответствии с программой «С дипломом – в аул!» в первом полугодии 2014 года на подготовку 1425 молодых специалистов из бюджета выделено 3 млрд.761 млн. 900 тыс.тенге. К тому же до конца года будут выделены дополнительные средства для обеспечения жильем в сельской местности 1739 молодых кадров. В 2009 году, когда была принята программа «С дипломом – в аул»! молодым специалистам, решившимся на обустройство в ауле, государством было обещано выдавать единовременную материальную помощь в виде подъемных в объеме 70 месячных расчетных показателей, что составляет 121 тыс.тенге. При этом было решено выдавать кредиты под 0,01% на приобретение жилья в сумме 890 тыс.тенге с выплатой в течение 15 лет. Позже эта сумма была пересмотрена в сторону увеличения в 1,5 раза.
Однако, как показывают статистические данные, есть много нерешенных вопросов выполнения программы. Так, с момента ее принятия 10 813 молодым специалистам государством было выделено 20,1 млрд. тенге. Но ведь в аулы с дипломом отправились работать в три раза больше молодых людей – 30 167 человек. А это означает, что около 20 тыс.молодых специалистов не смогли приобрести жилье, как это было обещано Правительством.
Вот что рассказывает молодой специалист с дипломом Казахского национального педагогического университета им.Абая Айбосын АДЫРБЕКОВ:
– В 2013 году получил направление по программе «С дипломом – в аул!» в село Узунагаш Жамбылского района Алматинской области и стал работать учителем истории в одной из школ. Но чтобы получить кредит на приобретение жилья (2 млн.778 тыс.тенге), нужно преодолеть нешуточный марафон для получения бумаг из десяти учреждений. Затем он сам должен найти дом для покупки, после чего будет рассчитываться его стоимость, на основании которой будет выдаваться кредит. Но здесь начинается самое трудное препятствие – очень часто требования банков не совпадают с документами на дом и расчетами на его покупку. Если все же удастся получить кредит, то дом до полной выплаты кредита остается в залоге у банка, кредитор не может продать дом и уехать в другой регион в поисках работы, если здесь он по каким-либо причинам лишится своей должности. Поэтому, считают молодые специалисты,было бы лучше, если вместо кредита будет выдаваться единовременная материальная помощь на приобретение жилья.
В статье Гүлбаршын АЙТЖАНБАЙ «Оқу бітірген студент неге орнын таппайды?» на сайте газеты «АЙҚЫН» («Почему выпускники вузов не могут найти работу?», 07.08.2014) говорится о поручении Главы государства министру образования и науки Аслану СӘРІНЖІПОВУ посчитать число выпускников с дипломами, сколько из них трудоустроено и сколько ходит безработными. Несоответствие этих данных друг другу говорит о том, что ВУЗы потеряли связь с производством, или о том, что они подготовку специалистов не сверяют с госзаказом. К примеру, все вузы готовят специалистов для международных связей. Ежегодно в стране выпускается 2 тысячи таких специалистов, из них 5-6 устраиваются на работу в МИД РК или в аккредитованные у нас дипломатические корпуса. А куда девать еще 1995 таких выпускников? Еще пример. В 2013 году из 740 выпускников Шымкентского университета только 250 нашли работу (34%), остальные до сих пор безработные. В Актюбинском университете показатель трудостуройства выпускников даже ниже 30 процентов.
По мнению первого ректора КБТУ Адиля АХМЕТОВА, многие руководители вузов не могут идти в ногу с временем, поэтому идет «перепроизводство» выпускников по ряду специальностей за счет платного обучения. После окончания вузов такие ректоры судьбой своих выпускников не интересуются, ограничиваются лишь тем, что вручают их судьбы в руки Аллаха. Хотя они должны быть экспертами в области рыночных отношений, менеджерами, которые держат руку на пульсе рынка, поддерживать связь с обществом и производством. В свою очередь, председатель Ассоциации вузов страны Рахман АЛШАНОВ считает, что необходимо требовать от иностранных компаний, работающих в Казахстане, чтобы они определенный процент своей прибыли тратили на подготовку специалистов из числа казахстанцев с последующим их трудоустройством на предприятии.
В статье «Азабы мол, жалақысы аз шопандыққа бармаймын!» (газета «ҚАЗАҚСТАН-ZAMAN, «Забот и ответственности много, а зарплата маленькая, поэтому в чабаны не пойду!»08.08.2014) журналист Жұмамұрат ШӘМШІ пишет, что новое поколение сломя голову бежит от животноводства. Мороки много, зарплата мизерная, поэтому молодежь чабанство не привлекает.Хотя это традиционная для номадов и такая перспективная в 21 веке отрасль сельского хозяйства.
И действительно, о том, как решить проблему дефицита специалистов и работников в животноводческой отрасли, должно думать и энергично работать профильное Министерство сельского хозяйства. Время не стоит на месте, меняются времена, технологии, способы производства. И заставлять сегодня молого человека с палкой ходить за отарой овец – это признак примитивного мышления. Есть же современный мировой опыт разведения крупнорогатого и мелкого скота в той же Австралии, США, Аргентине, Бразилии, во всех развитых государствах мира. Во всем мире работают крупные перерабатывающие предприятиях, целые корпорации по производству мясной и молочной продукции. Технологии обновляются, модернизируются, имеются научные разработки по увеличению привесов и надоев, имеется богатый фермерский опыт западной Европы. Да и собственного бесценного опыта, веками накопленного и оставленного нашему народу предками, освоившими необъятные территории, предостаточно.
Почему бы все это не использовать эффективно, в ускоренном темпе, чтобы спасти аул как колыбель нашей цивилизации, при этом создать условия для жизни сельского населения на современном уровне, чтобы они не влачили жалкое существование, не имея не только прибыли, но и хотя бы достойной оплаты за свой нелегкий труд?
Если бы акимы и министерские чиновники работали как надо, а не просто «сидели» на своих должностях и думали только о собственном благе, «успешно» занимаясь коррупцией, то на наших бескрайних казахстанских просторах уже давно паслись бы тучные стада, текли молочные реки, а экспорт мясной и молочной продукции был бы не ниже международного уровня в этой отрасли. Экспортируй – не хочу: на севере Россия со 140- миллионным потребительским рынком, на юго-востоке и юге 1,5-миллиардный Китай и вся Юго-Восточная Азия, страны Ближнего арабского Востока и Турция – все любят мясо, не могут без него жить – только производите, поставляйте, будет казахстанское мясо разбираться как горячие пирожки… Но, увы, пока что наше сельское хозяйство, наши аулы – это забытое богом и властью место с полунищим населением, существующим на грани выживания, где нет питьевой воды, современной инфраструктуры,.
Но если было бы кому поднять дело на масштабный государственный уровень, то было бы кому заниматься животноводством, а вместо образа забитого бедного чабана, уныло бредущего с кнутом за стадом, у нашей молодежи перед глазами стоял бы образ удачливого собственника-фермера или высокооплачиваемого специалиста богатой продовольственной госкорпорации, а аулы были бы цветущими и богатыми. Ну, а пока, как говорится, «мечты, мечты, где ваша сладость?!».. .