Прежде чем сказать, чего мы ожидаем от Поднебесной, необходимо акцентировать внимание на тех угрозах, которые, по мнению казахстанцев, могут возникнуть в ближайшей перспективе от нашего сотрудничества с Россией и Китаем.
И прежде всего, необходимо отметить, непростой характер наших отношений с северным нашим соседом, Россией. Имперская политика Путина, проводимая им сегодня на Украине, приводит к подрыву доверия со стороны руководства Казахстана к внешней политике, осуществляемой Москвой. И хотя эти вещи открыто в печати не высказываются, но напряжение чувствуется. Причем, напряжение передается и простым людям, проживающим сегодня в нашей республике. Все понимают, что Казахстан ждут непростые времена.
В этих условиях президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым предпринимаются все возможные дипломатические меры по нейтрализации возможных угроз со стороны соседнего с нами государства. В области внешней политики – это работа внутри Евразийского союза, в части политики внутренней – деятельность, направленная на укрепление единства различных этносов Казахстана, осуществляемая под лозунгом: «Один народ, одна судьба, одна страна».
Этот лозунг сегодня работает в противовес, так называемой путинской идее «русского мира», направленной на стравливание различных народов, проживающих в независимых республиках СНГ.
В подобной ситуации нам важно нейтрализовать действия российских агентов влияния и российских средств массовой информации, осуществляющих свою подрывную деятельность на территории нашей страны.
Вместе с тем, в этой непростой внешнеполитической обстановке Казахстан делает сегодня все от него зависящее для укрепления собственных Вооруженных сил. Чему наглядным примером служит беспрецедентный по количеству военной техники и строевых формирований военный парад, прошедший 7 мая 2015 года в Астане.
Существует ли китайская угроза!
Что же касается угроз со стороны Китая, то в этой части мы рассчитываем на прагматизм и здравый смысл нынешних руководителей Компартии КНР, полагаю, осознающих, что нет нужды проводить подрывную политику в отношении государства, население которой и без того позитивно рассматривает перспективы дальнейшего углубления сотрудничества Китая с Казахстаном.
При этом единственное, что нас реально пугает и вызывает ожесточенные споры в стране – это возможная мирная экспансия китайских трудовых мигрантов в нашу республику.
Поэтому, крайне важно, что бы в переговорах по экономическому блоку Казахстана с Китаем этот аспект принимался во внимание нашими китайскими партнерами.
Со снятием такой угрозы для нашего сотрудничества с Китаем не будет никаких препон и преград.
Необходимо учитывать, что Казахстан – республика с небольшим населением. И в этой части даже сотня тысяч трудовых мигрантов из Китая – для нас огромная цифра.
В тоже время это прекрасный повод для идеологической диверсии противников китайско-казахстанского сотрудничества, работающих сегодня на подрыв доверия казахстанских граждан к внешней политике Китая.
Важно осознать, что сегодня экономические интересы Казахстана и Китая во многих аспектах не просто совпадают, но требуют дальнейшего своего расширения и развития. Мы заинтересованы в китайских инвестициях в строительстве дорог и обновлении железнодорожных путей Казахстана. Нам интересна китайская программа по возрождению Великого Шелкового пути, во многом перекликающаяся с заявленной нашим президентом программой «Нурлы Жол». Мы завершаем строительство своего участка шестиполосной современной автомобильной магистрали «Западная Европа – Западный Китай».
Сегодня успешно функционирует Международный Центр Приграничного сотрудничества в Хоргосе, завершено строительство железной дороги, позволяющей осуществлять транзит китайских товаров через Казахстан, и далее, в страны Персидского залива и Европу.
Мы также готовы к возведению в нашей стране мощных теплоэнергостанций, работающих на карагандинских и экибастузских углях, позволяющих экспортировать электроэнергию в приграничные с Казахстаном китайские города и поселки.
Но и это далеко не полный перечень направлений, в которых возможно дальнейшее расширение и углубление сотрудничества с нашим ближайшим китайским партнером.
Сотрудничество в сфере науки и культуры, туризм, атомная и альтернативная энергетика, машиностроение, добыча и переработка нефти, транспортировка газа, развитие казахстанского агросектора и экспорт казахстанских экологически чистых продуктов в Китай – вот далеко не полный перечень стратегических направлений, по которым возможна совместная работа китайских и казахстанских предпринимателей.
Вопросы национальной безопасности Казахстана, или сто лет мира
Программа возрождения Великого Шелкового пути, заявленная руководителем КНР Си Цзиньпином, и его недавнее обращение к трем главам государств Евразийского союза, предполагающее слияние этих двух глобальных проектов, (Шелкового пути и ЕАЭС), представляет огромные перспективы, как для нашей страны, так и для России с Белоруссией. В мировой геополитике фактически создается новый центр силы, способный со временем на равных конкурировать с Европейским союзом и США. Китай возвращает себе роль мировой сверхдержавы, утерянную Поднебесной империей в средние века.
Что должно в обозримой перспективе предполагать не заинтересованность членов нового объединения в каких-либо локальных военных конфликтах на сопредельных территориях. И это, прежде всего, вопрос к России.
Для Казахстана же это вообще чрезвычайно важно. Мир и стабильность на ближайшие двадцать, тридцать лет на наших границах позволили бы казахам, в содружестве с другими странами – соседями, добиться положительной динамики в развитии собственной экономики.
Таким образом, на Евразийском пространстве возникает совершенно новая геополитическая конфигурация, предоставляющая новые возможности в развитии своих экономик, как для стран Европейского союза, так и для государств четверки, куда входят Китай, Россия, Казахстан и Белоруссия.
Информационная составляющая….
В своей речи, выступая в Астане, лидер КНР Си Цзиньпин, впервые от разговора об экономической интеграции, перешел к теме развития гуманитарных и культурных связей. Что представляется чрезвычайно важным. Необходимо налаживать культурные связи между нашими народами, мирно сосуществовавшими на протяжении многих столетий. Наши народы, китайцы и казахи, должны научиться доверять друг другу. И в первую очередь, это касается казахов.
Следовательно, нужно создавать информационные каналы, позволяющие более полно узнавать о жизни наших соседей. Такие информационные ресурсы могли бы рассказывать о том, как продвигается работа по осуществлению совместных казахстанско – китайских проектов, касается ли это сферы экономики, политики или культуры.