Вопрос Ксении Юдаевой – Первому заместителю Центробанка Российской Федерации.
В январе текущего года ЦентроБанк России направил письмо российским банкам за подписью Зампреда Дмитрия Скобелкина, в котором обязал банки усилить контроль за операциями с участием компаний из Казахстана. Теперь банки должны проверять на подлинность документы по импортным сделкам на сайте Федеральной налоговой Службы.
В письме Скобелкин дает указание банкам уделять повышенное внимание всем транзакциям с участием казахстанских компаний в рамках антиотмывочного закона 115-ФЗ из-за якобы фиктивного импорта.
Теперь банкам для проведения каждой транзакции нужно проверить реквизиты на сайте Федеральной налоговой службы. Эта процедура занимает 30 дней. Центробанк теперь относит к сомнительным операции по авансовой оплате товара казахстанским компаниям, соответственно оплата должна производится после поставки продукции.
Также хочу напомнить, что ЦентроБанк в прошлом и в этом году отозвал лицензии более чем у 30-ти банков. Таким образом, российские банки, за исключением крупных банков с государственным участием, настолько запуганы регулятором, что отказывают всем клиентом у которых хоть что-то в договорах связано с Казахстаном, то есть банки даже не изучают документы, а сразу отказывают клиентам в проведении транзакции.
Вопрос: «Вы понимаете, что действия Центробанка России ведут к полной дискриминации казахстанских производителей на территории Российской Федерации в рамках действующих между наши странами Евразийского Экономического Союза и Таможенного Союза?
Комментарий автора: Я специально сформулировал вопрос как наивный и глупый, так как хотел услышать ответ от оппонента, а далее уже планомерно добивать Юдаеву последующими вопросами. Конечно, она все понимает. Это и была главная цель действий Центробанка – максимально снизить объем импорта из Казахстана, а борьба с отмыванием денег не более чем «ширма», прикрытие. Банкиры прекрасно знают, что производителей согласных на оплату постфактум не бывает, особенно, учитывая ненадежность постсоветских клиентов, а если и производитель соглашается на оплату потом (один из тысячи и то может быть), то только по предоставлению аккредитива, который российские банки также отказываются предоставлять.
Таким образом, действия Центробанка России делают невозможным функционирование Евразийского Экономического Союза и Таможенного Союза, главной целью которых является обеспечение четырех свобод: свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Две из этих свобод (свобода передвижения товаров и капитала) сразу отпадают, а что касается услуг, то экономики как России, так и Казахстана в основном сырьевые и сфера услуг является незначительной в объеме ВВП этих стран, в отличии от постиндустриальных экономик мира.
Примечание: Почему вопрос остался незаданным? К сожалению я не смог участвовать в той части форума, в которой участвовала Юдаева, так как находился в это время в другом зале, в котором проходил Инвестиционный Форум, а два этих мероприятия проходили в одно время – 21 мая с 14:30 до 18.00, поэтому я передал мой вопрос Олегу Пак – одному из организаторов форума, который и рассылал приглашения. Однако позднее я созвонился с ним, на что он мне ответил, что передал вопрос руководству (видимо те люди, которые и организовывали форум) и их руководство отказалось задавать данный вопрос Юдаевой.
Таким образом, поведение организаторов форума и поведение Правительства и Нац. Банка Казахстана, которые до сих пор не ввели аналогичных мер по отношению к российским производителям, я считаю как минимум странным.