АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Азимбай Гали. Казахи становятся среднеазиатами….

images (1)Да это так. Да, похоже, что так. Казахи становятся среднеазиатами. Еще в 1970-е годы такое заявление было бы воспринято самими казахами резко негативно. Казахи в интернете разорвали бы высказавшегося подобным образом. Сегодня вряд ли?

Рассмотрим, какие схожие процессы происходят в Средней Азии и Казахстане. Что вызывает это подобие?

Аграрное перенаселение — трудоизбыточность.

В начале 1970 годов в Казахстане стало резко ощущаться аграрное перенаселение. Избыток трудовых ресурсов в условиях аграрного перенаселения  был вызван притоком европейского населения из России, Украины, Белоруссии, Молдавии в Казахстан в 1954-1959 годах. Ресурсы для самой масштабной колонизации сложились в результате последней вспышки рождаемости Европейской части СССР в середине 1920-х  годов. Далее в России идет резкое падение рождаемости. В Казахстан прибыла масштабная иммиграция казахов из Китая, (в 1959 и 1962гг.), также началось возвращение казахов из  Узбекистана, Туркмении, России и Киргизии.

Аграрное перенаселение в Казахстане, начиная с 1970 года,  имели несколько последствий:

Вызвали отток русского населения в Россию. Этот процесс продолжается и по сей день. Фактор демографического давления казахов на отток русских на тот период времени был минимален, поскольку сами казахи составляли меньшинство. Фактор административного давления казахов на усиление русской  эмиграции в Россию также ничтожен. Руководство республики в составе СССР исключало этот фактор. Присутствие казахов в элите и истеблишменте Казахстана было также малым.

Активизировался отток казахов и русских в города Казахстана. Существовали ограничения на прописку в городах. Но институт прописки не ограничивал заселяющихся по оргнабору из России, Украины, Белоруссии. Миграционным приоритетом СССР было также заселение Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, Средней Азии  и Казахстана переселенцами  по другим целевым программам. Разрешено было переселяться из городов и сел России в города Казахстана без ограничения режима прописки. В пригородах Алматы вырос «самострой». Так называемые «нахоловки»-пригороды появились в Караганде, Чимкенте и др. Местная власть, не рискуя войти в конфронтацию с местным населением, вынуждена была узаконивать вновь построенное жилье как легальное. Часто жители пригородов  отказывались идти голосовать на выборах в местные, республиканские и союзные органы. Чтобы предотвратить массовое недовольство населения местные власти шли навстречу народу.

К началу 1980-х годов  обнаружилась резкая разница в уровнях жизни между жителями  крупных российских городов  и городов  Казахстана в целом. К началу 1980-х экономический застой нерыночной экономики в СССР усилил разницу в уровнях жизни по республикам СССР. Вместе с тем Казахстан получил социальный эффект «демографического взрыва» рождаемости  конца 1950- начала 1960-х годов. Одновременно в городах образовался дефицит рабочей силы. Решено было дозированно пропускать казахов на городские стройки Алматы, Караганды Чимкента и т.д. К середине 1980-х годов наблюдается оживление национальной элиты и истеблишмента, которое было расценено ЦК КПСС как проявление национализма. В июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление “О работе Казахской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся”, в котором декабрьские события 1986 года были названы “проявлением казахского национализма”.[1]

Примерное наказание казахской элиты и истеблишмента в бытность нового первого секретаря ЦК КП Казахстана Г.В. Колбина  заметно отбросило казахскую часть дуалистической казахско- русской номенклатурной доминанты, усмирили казахскую часть истеблишмента. Однако процесс избыточности населения в Казахстане являлся экономически объективным процессом. Отток населения из Казахстана продолжился. Отрицательное сальдо из Казахстана усугубилось с 1992 года ещё и депопуляцией русского, украинского белорусского населения. С началом «Перестройки» немцы СССР получили разрешение на выезд в Германию. Теперь начался и немецкий исход из Казахстана в Германию.

Середина 1990-х годов – этот период совпал с началом праволиберальных реформ. Установление рыночных отношений  предполагали разрушение колхозно-совхозной собственности, были разорены и приватизированы тысячи объектов индустрии и рынков, гастрономов и гостиниц. Теперь трудоизбыточность приняла огромные масштабы — население сел хлынуло в города. Наибольший отток из Казахстана в Россию и Германию произошел в 1994-1997гг., но имел постепенную тенденцию к снижению. Удельный вес казахов вырос с 30,02%    в   1959 г.,     32,39% — в 1970 г.,       36,02%- в 1979 г.,         39,69%-в 1989 г.,  53,40%- в 1999г.,    63,07%- в  2009 г. и       66,6%- в 2015 году. Удельный вес русского населения падал за период-с 43% в  1959 году до 21%-в  2015 году.[2]

2.Возрастание мусульманского конфессионального, демографического  и казахского языкового факторов.

В настоящее время в Казахстане представлены 1766 мусульманских религиозных объединений, функционируют 1643 мусульманских мечетей. Русская православная церковь (РПЦ) в Казахстане является второй по численности конфессией. Количество православных учреждений,  по официальным данным, составляет 221 приходов и 8 монастырей[3]. Результаты миграционного и языкового факторов.

Налицо возрастание влияния мусульманского, казахского языкового  и демографического факторов, траектория развития и динамика конфессиональных объектов повторяют движение и динамику демографического, казахского языкового факторов.

Все это в совокупности стало вызывать чувство самодостаточности и взаимного отчуждения. В результате в Казахстане созданы казахский, русский этно-конфессиональные и языковые «миры». Распространилась практика языковой сегрегации средних школ, в конфессиональной — церквей и мечетей, в трудовой — сферы производства и обслуживания. Сложилась конкуренция этно-хозяйственных ниш.

Теперь выпускник городской казахской школы уже не говорит бегло по- русски, он учится на машиностроительном факультете, достаточно часто посещает мечеть. В общежитиях практически нет студенческих попоек и драк.

На российском телевидении нет казахских лиц, похоже даже российские казахи (647 тыс. чел.) не участвуют в российских проектах. Российские казахи тихо переезжают в Казахстан. В то время, когда казахи становятся среднеазиатами, узбеки – около 5 млн. усердно учат русский и Конституцию РФ, получают гражданство России, метут улицы, и даже воюют за Россию.

…………………………………….

  1. http://testent.ru/publ/studenty/istoriya_kazahstana/kazakhstan_v_period_perestrojki/25-1-0-619
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. http://www.sarap.kz/04 МАУСЫМ 2013     Современная религиозная ситуация в Казахстане: факторы риска и потенциал религиозной конфликтности. Часть 1.