На мои статьи о Едином национальном тестировании откликнулся Нурлан Темиргалиев, директор Института теоретической математики и научных вычислений (ИТМиНВ). Директор ИТМиНВ выслал два документа из 751 сюжета об ошибках в учебниках по математике, проблемах математической науки, есть даже Обращение в Министерство образования и науки с названием «Чрезвычайное положение по современному состоянию математики-информатики РК!» и т.д.
Жаль, что я не математик: из этого богатого материала можно было бы создать «Математическую трагедию». Хотя по учебникам математики моих детей подозревал неладное в «алгебраических» головах авторов: сами тексты упражнений и задач филологически слабые, среди которых встречаются так называемые задачи по логике, которые могут решить по возрастным причинам взрослые, а не дети, есть погрешности и математического характера.
Математические заключения
Из большого объема материала внимание привлекло предложение ИТМиНВ обеспечить среднюю школу РК полной сквозной программой и соответствующим полным комплектом учебников от первого по последний классы. Ведь в средней школе не соблюдают принципа системности и последовательности обучения.
Как отметил Нурлан Темиргалиев, проект под названием «Инновационно-индустриальному развитию Казахстана – математическую поддержку!» он безрезультатно предлагал МОН РК. Этот проект был предложен для реализации идеи президента Нурсултана Назарбаева в рамках разработки общенационального проекта «100 казахстанских инноваций» до 2020 года.
Касаясь темы Единого национального тестирования, профессор выразил свою точку зрения: «Надо вернуться к системе государственных выпускных экзаменов в школе, где каждого учащегося знают все – и учителя, и родители, и школьники, поэтому аттестат будет соответствовать, за небольшим исключением (от чего полностью отделиться нельзя), истинному положению дел. Системе тестирования надо отвести роль промежуточной аттестации, и только. Выпускные экзамены должны проводиться отдельно по всем основным дисциплинам в течение месяца как период напряженного итогового обучения с отдыхом после каждого экзамена. Здесь самое главное, учащиеся будут учиться по всей школьной программе. Все это в Вашей статье есть, я только уточняю позиции».
Анализируя учебники, ученый-математик пишет: «Начнем со школьных учебников, ставших, как говорят, «притчей во языцех». Учебник по математике для 10 класса А.Абылкасымовой и др. Научная ошибка допущена уже в понятии предела – в фундаментальном для всей математики понятии. Обычно тех, кто не может освоить понятие предела, отчисляют из числа студентов уже на первом курсе любого ВУЗа, поскольку это понятие лежит в основе всех других. А здесь А.Абылкасымова и другие свое непонимание навязывают всему Казахстану».
Эта фамилия примечательна не только как имя автора учебника.Алма Абылкасымова – директор Республиканского научно-практического центра«Учебник» МОН РК.
«Крыша» частников или уравнение с тремя неизвестными
В Казахстане уже более десятилетия каждый год печатают новые учебники – как передали полномочия частным издательствам. Никто из МОН не может объяснить этот феномен. Неужели ежегодно появляются новые химические, математические открытия, или изменились законы Ньютона, и Земля стала развиваться по новому витку? Нет. Оказывается, изменились лишь «законы» заработка.
Ежегодные переиздания приносят неплохую прибыль, а качественные учебники невыгодно выпускать, по которым должны обучаться в школе по закону в течение 4 лет. 90 % – это новые учебники! Кроме учебников есть многочисленные учебные пособия, дополнительная учебная литература, которая тоже переиздается. Это настоящий Клондайк!
Казалось бы, это давно отработанная система с советских времен. Однако благодаря «реформам» и коррупции она разрушена, потеряла свою основу, и издание учебников ныне представляет собой нечто аморфное, несистемное, коррумпированное. И самое удивительное, никто не несет ответственности: ни МОН, ни авторы, ни издательства! И никто не может решить это уравнение с тремя неизвестными.
По закону и приказу министра МОН учебники должны проходить многоступенчатую проверку уполномоченными органами образования, иметь рецензии специалистов, проходить апробацию в школе, получать положительные отзывы учителей и т.д. А на деле – человек с каким-либо педагогическим образованием может написать учебное пособие, издательство может его издать без какой-либо экспертизы, книжные магазины – продавать.
18 мая, выступая в ходе правительственного часа в Мажилисе, министр образования и науки Аслан Саринжипов заявил: «Мы считаем, на данный момент, хотя мы начали эксперимент, мы будем анализировать вот этот безальтернативный учебник, что в случае государственной монополии учебник будет еще хуже, чем сейчас. Потому что государство как менеджер хуже, чем частный сектор». Это был ответ на вопрос о возможности госмонополии на издание школьных учебников вместо частных издательств.
Поэтому можно понять возмущение депутата Мухтара Тиникеева: «Что у Вас ни спросишь – «за это несет ответственность издательство», «учителям нужно доверять». Для чего тогда нужно ваше министерство, если вы ни за что не отвечаете?» Так же в свое время ответил бывший министр Жансеит Туймебаев: «Авторов мы не выбираем, не проводим тендеров, мы ничего не делаем. Издательства выбирают авторов, они с ними работают».
Насколько сильна «крыша» частников, что количество книг не переходит вкачество, и МОН беспомощно в этом! В 2012 году в тендере участвовали 26 (!) издательств. Кстати, в издательствах говорят: мы работаем с авторами, но за ошибки в учебниках ответственности не несем.
Может быть, авторы отвечают за свою продукцию? Как бы ни так – мы все-таки живем в Казахстане.
Авторы не отвечают за ошибки
В поисках ответственного лица или органа за некачественные книги как-то остался в стороне Республиканский научно-практический центр «Учебник» МОН РК, созданный по распоряжению президента в 2004 году для экспертизы и контроля качества учебников. Однако вал учебников с ошибками как был, так и остался.
Еще в 2009 году в статье Александры Алеховой «Писунья. Директор центра «Учебник» Минобраза Казахстана Абылкасымова за год написала 49 учебников на 3-х языках» говорилось устами математика Нурлана Темиргалиева о литературной плодовитости директора РНПЦ и ошибках ее учебников. Алма Абылкасымова не только опровергала эти доводы, но обвинила Темиргалиева в тех же грехах: мол, сами допускаете ошибки. Казалось, это междоусобная война математиков.
Но до этого обыкновенный дедушка алматинской семиклассницы Борис Павлович Плужник с августа 2007 года взялся за рецензирование учебной литературы по математике. Найденные в каждом из четырех проанализированных учебников более 100 замечаний грамматического, методического и смыслового характера полностью признаны издательствами. В корпорации «Атамура» признались, что до встречи с Плужником у них не было рецензента (!) по математической литературе. Одним из авторов учебника по алгебре для 7-го класса издательства «Мектеп», который был проанализирован Б. Плужником, является директор РНПЦ «Учебник» Алма Абылкасымова. Из 111 имевшихся по учебнику замечаний соавтор признала только 70, а с остальными либо была не согласна, либо признавала возможность толкования на усмотрение автора, связанные с дидактикой и методикой написания учебников. Однако к 70 признанным ошибкам Абылкасымова непричастна, поскольку они были допущены уже при издании пособия, то есть на стадии работы с рукописью работников издательства (Александра Алехова. Олигофрен-Алгебра. В Казахстане продолжают выпускать поразительные по безграмотности… учебники).
Математическое заключение директора РНПЦ «Учебник» МОН: автор не отвечает за ошибки в своей книге – то ли редактор не так редактирует, то ли корректор исправляет задачи, то ли печатник роняет буквы, а автор не имеет возможности ознакомиться с сигнальными экземплярами и соглашается на ошибки, внесенные издательством.
Так что не видать нам качественных учебников: сам Пифагор не решит эту задачу, ибо здесь много неизвестных и все они под корнем, т.е. под крышей. Последнее. О дальнейшей судьбе Б. Плужника ничего неизвестно – в любой стране его призвали бы на официальную работу, но у нас он, с такими дядями и тетями от образования, видимо совсем не ко двору..