Мансурова Камария Киямовна стала нашей главной героиней фоторепортажа. Именно из ее уст вы узнаете сегодня немного больше о народе, который занимает шестое место в Казахстане по численности.
У Камарии Ханум, как она просит себя называть, большая и дружная семья, однако все они чрезвычайно заняты, потому встретиться со всеми нам, к сожалению, не удалось.
— Я родилась в Башкирии. Смею утверждать, что родилась и жила там, где жил древний род татар. Супруг мой, Мансуров Максут Антарович, отсюда. Он являлся сыном ветерана войны героя панфиловца. В Казахстан я попала после выпуска из хореографического училища. В то время мой старший брат жил в городе Рудный. Приехав к нему в город, я начала свою трудовую деятельность. В доме культуры я работала художественным руководителем ансамбля, после чего меня пригласили на профессиональную сцену в госансамбль Каз АССР. Я переехала в Алматы, периодически гастролировала с ансамблем и преподавала в доме пионеров, — начала рассказывать Камария Ханум.
— Затем я встретила своего будущего супруга. После свадьбы почти пять лет не была на сцене, не занималась своей любимой деятельностью художественного руководителя. Интересно, меня никогда не прельщала роль профессиональной танцовщицы. Все, что я любила делать больше всего остального — делать различные постановки, быть хореографом, — вспоминает женщина.
У Мансуровой Камарии есть сын, дочь и четыре внучки:
— Джамиля — моя дочь. Она работает хореографом в закрытой школе. С детства она не очень любила сцену, поэтому она больше педагог, нежели танцовщица. Ее старшая дочь Алика много танцевала для татарского центра и в нашем ансамбле, но сейчас ей уже 15 лет, и выбор свой сделала она не в пользу сцены. Младшая дочь Джамили — Далиля (на фото). Она солирует в моем ансамбле «Акмаржан». Далиля помогает делать мне постановки, и я замечаю в ней те черты руководителя, которые есть во мне. Думаю, что она все-таки свяжет свою жизнь именно с танцем, с хореографией, — делится Камария Ханум.
Сына Камарии Киямовны зовут Тахир. Будучи ребенком, он также занимался танцами народов мира. После профессионально занимался плаваньем, но через время у него началась аллергия на хлорку, и любимое дело пришлось оставить.
За тридцать лет существования ансамбля Камарии Ханум, его состав неоднократно менялся. Сейчас «Акмаржан» — это новый состав, который начал заниматься только месяц назад:
— Наш ансамбль исполняет танцы народов мира, но преимущественно, а в татарском центре подавно, мы занимаемся нашим родным национальным танцем, — отмечает хореограф.
У Камарии Киямовны есть еще одна страсть — шитье. Все костюмы, в которых выступает ансамбль «Акмаржан» — ее работа:
— У меня есть портниха, которая делает основу костюма, а остальная работа: драпировка, расшивка бисером, камнями, прочие украшения — моя работа, — гордо говорит Камария Ханум.
— Татарская кухня очень вкусная! Как много прекрасных и сытных блюд можно приготовить: чакчак, өчпочмак, салма (суп с лапшой), вак бәлеш (маленькие мясные пироги), гөбәдия (блюдо изображено на фото), тутырган тавык. Тутырган тавык — это мое самое любимое блюдо. Сейчас расскажу, как его готовить: нужно взять целую курочку, аккуратно отделить кожу от мяса, чтобы между ними была полость. Взбить омлет и наполнить ним пространство, также можно добавить туда овощей или фруктов, если вы любите сладкое. После необходимо зашить курочку и опустить ее в бульон, в котором наша курочка будет вариться до готовности. Ничего вкуснее этого блюда, мне кажется, нет, — делиться национальной кухней Камария Киямовна.
Камария Киямовна поделилась с нами архивом фото, на которых изображены ее «детки» в костюмах, сшитых руками нашей героини.
Ансамбль Камарии Киямовны с Сарой Алпысовной Назарбаевой.
— Когда я только создавала свой ансамбль, решила завести красную книгу отзывов. Сейчас ей, как и ансамблю, 30 лет. Жаль, что не могу показать ее сейчас: она находится в Астане, — сетует Камария Киямовна.
— Погода в этот день была очень символичная: сначала шел дождь, после он перешел в снег. Мы выступали перед резиденцией, встречали Нурсултана Назарбаева, — вспоминает женщина, с улыбкой рассматривая фото.
— А это мой малёк! — восклицает Камария Киямовна. — Моя Алика! Столько она оттанцевала в ансамбле для татарского культурного центра, такая трудолюбивая у меня внученька. Несколько дней назад она сдала государственные экзамены и окончила девятый класс, — с гордостью продолжает Камария Киямовна.
Митхун Чакраборти — звезда Болливуда. Ансамбль Камарии Киямовны выступал вместе с ним на фестивале «Азия Дауысы». Вместе они исполнили пять танцев, два из которых были казахскими.
Далиля демонстрирует татарские костюмы, созданные руками любимой абики (абика — с тат. бабушка).
— С голубым платьем я надела казахскую национальную шапочку. По цвету очень подходит. Обратите внимание, как отличаются казахский головной убор от татарского, — отмечает Камария Ханум.
А сейчас наступил, пожалуй, самый интересный момент — Камария Киямовна демонстрирует нам вещи татарской народности, которые передавались из поколения в поколение, и сейчас по праву считаются раритетом:
— Самое основное в женском татарском костюме — это күкрәкчә (с тат.- нагрудник). Это старинная вещь 18 века, переданная еще пра-пра-пра-прабабушкой. Это полностью ручная работа. Женщина надевала такой нагрудник в качестве нижнего белья. Сейчас я хочу сделать такой же, но только из драгоценных камней.
Ни одна татарская девушка раньше не обходилась без шашбау (с тат. — накосницы). Экземпляр с левой стороны — старинная вещь 18 века, справа — тоже старинная работа, но по сравнению с другой она моложе. Данные изделия выполнены из чистого серебра.
— Шашбау вплетаются в косы. Это такая красота, когда идет девушка с тонким станом, легкой походкой и длинными косами, в которых играют свою неповторимую музыку шашбау. Также шашбау — это оберег. Темные силы обращают внимание на колыхание шашбау, пугаются и минуют красавицу, — рассказывает Камария Киямовна.
— Это тезмәләр, тоже накосница, но надевается иначе. Такая накосница должна полностью накрывать косу девушки, — делится своим знаниями хозяйка дома.
Когда мы взяли в руки это изделие, удивились его тяжести. Оказалось, что оно тоже выполнено из чистого серебра, который, по словам Камарии Киямовны, всегда был ближе к мусульманам, нежели золото:
— Смею заверить, что хәситә (с тат. — нагрудное украшение) было только у женщины-татарки. Раньше у нее не было кошелька, поэтому она брала кусок полотна и нашивала на него все свои драгоценности. А надевала его женщина через плечо, и ее достаток определялся именно по этому украшению.
— Очень хочу поделиться с Вами подарком, который нам вручила в 1991 году Майрам Акаева, некогда первая леди Киргизии, — демонстрируя подарок, говорит Камария Киямовна.
— А это изделие подарили мне татары в Саудовской Аравии, когда я совершила хадж. С тех пор я начала носить исключительно татарскую одежду. Помнится мне, как подошла женщина-американка и спросила о моей национальности. Оказалось, что она живет в Калифорнии, но так же как и я является татаркой, — делится приятными воспоминаниями Камария Ханум.
— Данный экземпляр предназначен для ребенка. Это всем известная түбәтәй (с тат. — тюбетейка). Посмотрите, как много на нем элементов от сглаза, которые также отпугивают своими кисточками злые силы. Ей уже очень много лет, но благодаря добросовестной работе, ей нет износу, — отмечает Камария Киямовна.
Почетная грамота, врученная нашей героине именем президента Нурсултана Назарбаева.
— У меня есть книга, которую мне подарил акимат на Восьмое марта. Она выпускалась почти пять лет. В ней изображены костюмы народов мира. Мои костюмы с моими девочками там тоже есть, — делиться наша героиня.
Побывав в гостеприимной семье, через день мы отправились на тот самый праздник Сабантуй, где собираются татары со всего города и не только. В этот раз, второе воскресенье июня выпало на 14-е число.
Интересно, что немало татарской молодежи посещает этот праздник для того, чтобы познакомится с противоположным полом. Цель, которую они преследует, как правило, носит благоприятный характер — желание найти свою половинку среди представителей своей национальности.
А вот и наши герои — ансамбль «Акмаржан» с его неизменным художественным руководителем Мансуровой Камарией Киямовной.
В ансамбле «Акмаржан» шесть девочек и два мальчика. Удивительно, но у них нет определенно возрастного ограничения для детей. Здесь танцует и более взрослая девочка и совсем «крошка».
Прекрасно выступив, ансамбль отправился переодеваться для следующего номера. На этот раз они просто хотели порадовать глаз зрителям танцем «цыганочка».
Много парней гуляет в национальных тюбетейках, а девушки с отличительным знаком того, что они «татарочки».
Гуляя по парку, мы проходили мимо мини-ярмарки, на которой продавали книги на татарском языке, сувениры, флажки, кружки и прочие памятные вещи.
Тем временем танцоры из «Акмаржана» перебрались на малую сцену, где их очень радушно приняли зрители.
— Только татары могут за месяц разучить два танца и выступить с ними на сцене! — задорно шутит ведущий.
Мы решили прогуляться дальше и наткнулись на интересную зону, которая была ориентирована больше на мужчин и мальчиков, однако зрителей там было предостаточно.
Зона начала свое действие с 13:00. Первопроходцем на «столб» стал мальчик Рамиль. Он с первого раза поднялся на высокий столб, за что получили неплохой приз.
Мальчика подбадривали зрители. Можно было заметить резкий прилив сил, когда ему кричали: «Давай! Еще чуть-чуть! Ты сможешь!»
Но Рамиль на этом на остановился и решил попробовать себя в еще одной игре — борьба подушками на бревне. И он снова стал победителем, за что получил билет на аттракцион в парке.
Главной игрой на той площадке была татаро-башкирская борьба на поясах. Сначала борются маленькие мужчины, после «немного» постарше.
Именно они борются за главный приз, который вы сейчас видите под фото.
Сабантуй объединяет татарский народ и делает его более сплоченным. Все смеются и говорят друг другу приятные слова. Вокруг то и дело слышишь фразу «зур рәхмәт», что в переводе с татарского означает «большое спасибо».
http://www.voxpopuli.kz/main/kazahstan-bolshaya-semya-tatary-12097.html