Так случилось, что 21 июня был день рождения Виктора Цоя, а на следующий день не стало композитора Джеймса Хорнера. Цой однажды написал: «Подросток, прочитавший вагон романтических книг, ты мог умереть, если б знал, за что умирать…». Холеричный и экзальтированный Мэл Гибсон знал, что умирать можно только за любовь и свободу. И он снял об этом самый романтический исторический фильм «Храброе сердце», а Джеймс Хорнер написал к нему изумительную музыку. Одна из композиций Хорнера, поднимающая лирические кельтские мотивы к высотам античной трагедии, так и называется: «За любовь принцессы». И нет, пожалуй, в истории кино более эпической и героической музыкальной темы.
Хорнер, как и выдающийся режиссер Милош Форман, автор «Амадея» и «Пролетая над гнездом кукушки», имел чешские корни. С пяти лет Джеймс играл на фортепиано и получил образование в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Затем он окончил Университет Южной Калифорнии, получив степень магистра по теории музыки и композиции.
Первый значительный опыт киномузыки Хорнер получил в 1980 году с подачи Роджера Кормана. Тогда всего за 4000 долларов он написал саундтрек к «Битве за пределами звезд». Принцип Кормана был сакраментально прост: минимум денег и максимум свободы. По этой формуле фильмов категории «Б» Корман открыл очень многие дарования — от актера Джека Николсона в ужастиках «Террор» и «Ворон» до режиссера Тимура Бекмамбетова в «Гладиатриксе». В общей сложности Хорнер написал музыку к пяти фильмам категории «Б» и получил путевку в космическую тему Star Trek II.
На следующую ступень в мире киномузыки его поднял другой Джеймс. Джеймс Кэмерон. Это был пугающе завораживающий саундтрек к фильму «Чужие» (1986), получивший номинацию на «Оскар». Заветная же золотая статуэтка досталась Хорнеру только через десять лет, когда весь мир покорил «Титаник» (1997). Условие Кэмерона к саундтреку фильма было достаточно жестким: никакой песни. Даже на титрах. Но вокальная версия «Титаника» — My Heart Will Go On — родилась у Хорнера сама собой и буквально просилась в фильм. И тогда в строжайшем режиме секретности композитор связался с певицей Селин Дион и записал этот хит. После тестовых прослушиваний Кэмерон сдался и даже заметил: это именно то откровение, которое я хотел получить в своем фильме. В итоге песня My Heart Will Go On получила премию «Оскар», четыре награды «Грэмми» и «Золотой глобус», оказавшись на 11-м месте в списке музыкальных хитов всех времен.
Несмотря на успех «Титаника», Кэмерон зарекся работать с авантюристом Хорнером, но судьба неукоснительно вела их к «взаимному терпению». Так появился «Аватар» (2009), тотальный фильм-спецэффект, новый стандарт зрелища ХХI века. Музыка Хорнера к этому фильму была не просто саундтреком к грандиозному блокбастеру, она стала интонацией визуального искушения. Желание попасть в виртуальный мир Пандоры и стать одним из племени тринити было настолько велико, что уже не оставалось никакого сомнения — Хорнер не просто талантливый композитор, он алхимик киномузыки, способный создавать мелодический наркотик для путешествия в другой мир (именно так, the trip — путешествие — на языке хиппи называлась марихуана).
Пожалуй, самая необычная и, не побоюсь этого слова, уникальная музыка была написана Хорнером к фильму «Игры разума» (2001). И какой бы вдохновенной и талантливой ни была в этой картине игра Рассела Кроу (а это его лучшая роль), какой бы безупречной ни была режиссура Рона Ховарда (а это его лучший фильм), без музыки Джеймса Хорнера эту картину сегодня невозможно себе представить. Магия и мистика математики, ее красота и очарование переданы здесь с таким поэтическим блеском, который мало кому удавался. Послушайте композицию «Калейдоскоп математики», которую Хорнер придумал на 4 роялях, и вы услышите в ней тайну человеческого разума, мелодию прекрасного ума (Beautiful Mind, как в оригинале называется этот фильм), которым обладал выдающийся математик Джон Нэш.
Люди читают «Аэропорт» Артура Хейли, чтобы понять, как устроен аэропорт, люди читают «Имя Розы» Умберто Эко, чтобы узнать, как жил средневековый монастырь. Мрак Средневековья, в котором все бредили Книгой Апокалипсиса, страх и трепет того времени и этого романа, написанного в детективной форме, были замечательно интонированы Хорнером в фильме французского режиссера Жан-Жака Анно «Имя Розы» (1986). В этой картине почти нет мелодии, но есть ультразвук запредельной тайны, которую тщательно скрывают от монахов и которую так отважно пытается разгадать Уильям Баскервильский — средневековый Шерлок Холмс в исполнении Шона Коннери.
Музыка Джеймса Хорнера — это мелодия мужского бесстрашия и отваги. Это мужской мир «Доблести» (1989) и «Идеального шторма» (2000). Или взять поединок Ахиллеса и Гектора (Брэд Питт и Эрик Бана) в легендарном фильме Вольфганга Петерсена «Троя» (2004). Насколько он возвышенно трагичен. И переданы в этом эпизоде все чувства и страсти одной лишь перкуссией и надрывным вокализом. Настоящий античный плач звучащего греческого мифа.
Хорнер говорил, что хорошая музыка должна завораживать зрителя, который и представить себе не может, что им манипулируют. В этом и заключается вся магия киномузыки.
Однако, каким бы увлекательным и многогранным ни был мир киномузыки, для талантливого композитора он всегда мал. В 2014 году Хорнер написал концерт для скрипки и виолончели Pas de Deux. После премьеры в зале Королевской филармонии Ливерпуля строгие музыкальные критики безоговорочно признали: со времен «Двойного концерта» Иоганесса Брамса в классической музыке не было ничего более достойного в жанре двойного концерта.
Если попробовать определить то, что сделал Джеймс Хорнер для кино, а это более 130 фильмов, то я бы сказал так: он создал музыкальную картину страстей человеческих. Медицина, бизнес, инженерное дело, юриспруденция — все это поддерживает жизнь. Но поэзия, романтика, любовь, страсть — это то, ради чего живет человек. Страстью самого Хорнера были самолеты. За штурвалом своего любимого Embraer EMB 312 Tucano он и разбиля 22 июня. Как говорилось в финале фильма «Легенды осени» (1994), к которому Хорнер написал замечательный саундтрек, — «Это была хорошая смерть!»
http://tengrinews.kz/opinion/539/