Как стало известно «Ъ», американская IBM разорвала отношения с одной из крупнейших российских IT-компаний «Ланит», с которой сотрудничала более 20 лет. Корпорация оптимизирует партнерскую сеть в стране, одной из причин, по мнению участников рынка, могут быть санкции США. Но есть и другая версия — IBM, выручка которой в России в 2014 году составила 9 млрд руб., переходит на прямые договоры с крупнейшими заказчиками, среди которых Сбербанк, Росстат и Федеральное казначейство.
С прошлой недели «Ланит» лишен возможности закупать и поставлять оборудование и программное обеспечение (ПО) IBM: американская корпорация в одностороннем порядке расторгла партнерские соглашения, рассказал «Ъ» президент «Ланит» Георгий Генс. По его словам, по условиям договоров IBM имела право расторгнуть его с уведомлением за три месяца, чем и воспользовалась. 16 апреля вице-президент IBM Чад Риз направил исполнительному директору ЗАО «Ланит» Владимиру Грибову письмо (есть у «Ъ»), в котором говорится об окончании действия соглашений между «Ланит» и IBM через три месяца. С 16 июля «Ланит» лишился статусов «системный интегратор» и «поставщик решений» IBM, также прекратили действие основное партнерское соглашение IBM PartnerWorld и авторизация «Ланит» в качестве партнера по предоставлению гарантийных услуг IBM, говорится в письме. Причины расторжения соглашений там не указаны.
«Меняющиеся потребности заказчиков требуют от нас адаптации к новым условиям, что естественным образом влечет изменение существующих отношений с нашими партнерами»,— пояснила «Ъ» ситуацию представитель IBM Ольга Проскурякова. Она подчеркнула, что отзыв партнерского статуса «Ланит» не помешает исполнению действующих контрактов на оказание услуг техподдержки.
По словам Георгия Генса, в течение последних трех месяцев IBM игнорировала просьбы «Ланит» объяснить свои действия и только вчера на встрече с представителем корпорации в Праге ему заявили, что разрыв вызван сокращением партнерской сети. У IBM в России 1733 компании-партнера, в том числе «Ай-Теко», IBS, «Астерос» и «Техносерв». Представители этих четырех компаний говорят, что не получали от IBM подобных уведомлений.
«Ланит» сотрудничал с IBM с 1994 года. По словам Владимира Грибова, объем поставок «Ланит» оборудования и ПО IBM составлял несколько десятков миллионов долларов в год. В последнее время крупнейшими заказчиками, по его словам, были Сбербанк, Росстат, Федеральное казначейство и правительство Московской области. Кроме того, «Ланит» инвестировал около $300 тыс. в центр компетенции, использующийся для тестирования и демонстрации различных решений IBM, и более $500 тыс.— на повышение квалификации 40 сотрудников.
Холдинг «Ланит» разрабатывает и внедряет ПО, занимается IT-аутсорсингом, дистрибуцией электроники и вычислительной техники. «Ланит» принадлежит Inventive Retail Group, управляющая магазинами re:Store, Lego, Samsung, Nike и др. В 2014 году «Ланит» выручил 91,3 млрд руб. Основателем и основным владельцем группы является Георгий Генс.
Выручка представительства IBM в России — ООО ИБМ ВЕА — в 2014 году увеличилась на 24%, до 9,1 млрд руб., а чистая прибыль составила 3 млрд руб., свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакс». «Ланит» приносил IBM около 5% всей выручки в РФ, считает менеджер, знакомый с бизнесом корпорации.
За последние полтора года это уже второй случай, когда IBM разрывает контракт с российским партнером. Первой в начале 2014 года стала компания «Крок». Собеседники «Ъ» на IT-рынке связывали действия вендора по отношению «Крок» с проверкой законности импорта серверов IBM в 2011 году для нужд Сбербанка. Расследование вели подразделения СК РФ и ФСБ. Но гендиректор «Крок» Борис Бобровников ранее говорил «Ъ», что IBM тогда так и не объяснила свое решение.
Вчера господин Бобровников заявил, что считает деавторизацию крупных игроков рынка «стандартной практикой крупных производителей, пытающихся выходить на прямую работу с клиентами в том или другом регионе». «Я думаю, что в итоге продажи IBM серьезно упали и еще упадут после таких экспериментов»,— говорит он. Сейчас в российском офисе IBM сошлось несколько факторов, которые заставляют компанию провести ревизию своей сбытовой политики, говорит председатель правления IBS Сергей Мацоцкий. «Первое — это, конечно, санкции. IBM выпускает большое количество высокотехнологичного оборудования, которое попало под ограничения ввоза в Россию. Второе — переход на прямые продажи некоторым крупнейшим клиентам, начавшийся со Сбербанка»,— считает он.
Мария Коломыченко, Владислав Новый
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2772515