АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Эксперты рассказали, можно ли предсказать сель

сель1Казахстанский эколог Мэлс Елеусизов считает, что опасность схода селя можно было предсказать. Однако ученый Борис Степанов утверждает, что прорыв мореных озер никогда нельзя предугадать.

Председатель экологического общества «Табигат» Мэлс Елеусизов утверждает, что риски схода селей и оползней увеличиваются из-за потепления и нерациональных действий человека, передает «Радио Азаттык». Если раньше чаще шел снег, то теперь в основном идут дожди, которые увеличивают уровень воды в горных озерах.

Ухудшает ситуацию и жилищное строительство в селеопасных районах, которое давно вышло из-под контроля властей, отмечает Елеусизов.

«Там, где обычно проходит сель, в урочищах, теперь понастроены дома. Несмотря на опасность оползней, в верхней части Алматы дома строят и сейчас», — говорит эколог.

По словам Мэлса Елеусизова, существует карта возможных путей схода селя. Однако, по-видимому, эту карту не все воспринимают как надо.

«Сейчас никто не контролирует состояние водных каналов. Надо коренным образом изучить, в каком состоянии находятся плотины, что предстоит с ними делать. Надо выделять на эти цели деньги и проводить научно-исследовательские работы», — говорит Мэлс Елеусизов.

О том, каким образом ученые и ответственные ведомства осуществляют контроль состояния плотин и уровня воды, рассказал доктор географических наук, профессор и ведущий научный сотрудник «Казгидромета» Борис Степанов, передает «Радиоточка». Степанов не раз вступал в прения с «Казселезащитой» по вопросам оценки опасности моренных озер над Алматы.

Об опасности, которая может нависнуть над Наурызбайским районом, ученый говорил еще до присоединения новых земель к Алматы. Правда, по его словам, это было известно всем, кто занимается проблемой селей. При этом, на вопрос «можно ли спрогнозировать сход селя точно?», он однозначно отвечает: «Нет, это невозможно».

Ученый рассказал, что лишь единожды им удалось точно спрогнозировать опорожнение озера.

«Это было один раз нами сделано и больше никогда такого не было, когда в 1977 году, заполнялась емкость, которая раньше уже прорывалась и уничтожила озеро Иссык. И вот, когда она начала заполняться снова, мы сказали, что начнется прорыв в конкретно такое-то время и надо для его предотвращения сделать то-то и то-то. Но там было известно о закупорке подземного канала стока, и там уже начался поверхностный перелив», — рассказывает Степанов.

При этом ученый отметил, что все прогнозы, и не только про селеопасность, делаются с использованием вероятности: вот будет нечто, и это будет с такой-то вероятностью.

«Тогда этот прогноз ценен. А когда говорят «возможно будет» — это не прогноз. Надо говорить, где будет и когда. Прогнозируют «… в Алматинской области». Представьте себе Алматинскую область. А почему не Средняя Азия? Еще и Индию сюда добавьте. Где-нибудь да прорвет. Вот вам оправдался прогноз. Случаев точного прогноза селей практически нет», — заметил Степанов.

Он отметил, что селезащита в других странах ничем не отличается от нашей.

«Никто не может предсказать ничего точно. «Селеопасная ситуация». Ну да, селеопасная. Дело в том, что прорыв подготавливается годами, а может даже десятилетиями. На том же Иссыке была довольно примитивная ситуация, когда мы предсказали точно. А когда прорыв происходит по внутриледниковым каналам или внутри морены – никто не знает ничего: когда, что и как», — сказал Степанов.

Напомним, ночью 23 июля в Наурызбайском районе Алматы сошел сель, который дошел до улиц Джандосова и Яссауи, река Каргалинка вышла из берегов примерно на 1 метр.

Также, ранее Борис Степанов давал интервью, в котором сказал, что опасностью №1 для Алматы являются сели.