Предложение о продлении срока легализации имеет под собой вполне здоровое основание.
Остается не так много времени, когда третья в истории Казахстана легализация отметит год. Напомним, что сама акция стартовала в сентябре 2014 года. А не так давно промежуточные итоги ей подвел вице-министр финансов РК Ардак Тенгебаев.
Так по его словам, начиная с сентября и до настоящего момента, легализовано было имущества на сумму 292 млрд тенге (около 1,5 млрд. долларов). В рамках акции было узаконено 30 тыс. 900 объектов и ценных бумаг, находящихся в Казахстане, на сумму 219 млрд тенге. Кроме того, было легализовано 17 объектов и ценных бумаг на сумму 636 млн. тенге, которые располагались за рубежом. Также в течение 11 месяцев было легализовано денег на сумму около 73 млрд тенге.
Несмотря на то, что цифры звучали астрономические, все-таки приходится констатировать пока скромные результаты. По крайней мере, специалисты уверяют, что легализация может вывести из «тени» не один, а несколько миллиардов долларов. За последние 20 лет отток финансов в оффшорные зоны из Казахстана составил 140 млрд долларов.
Не станем утверждать, но предположим, что такое положение осознавали в министерстве финансов, откуда поступила идея продлить легализацию до конца следующего года.
— Тем более, сроки легализации как раз подходят вплотную к введению всеобщего декларирования. Предполагается, что введение всеобщего декларирования будет с 1-го января 2017 года, — отметил он.
Мотив понятен. Все равно осталось несколько месяцев до всеобщего декларирования доходов. Так зачем мелочится?
Скорее всего, речь идет о вялой кампании. Все-таки в правительстве ожидали, что легализованных денег и имущества будет на порядок больше, чем собранных на настоящий момент. Возможно, именно продление сроков легализации поможет увеличить показатели.
— Оценить сумму, на которую может быть легализовано имущество и другие активы, сложно. Когда с 14 июля по 14 августа 2001 года была легализация, было легализовано 480 млн. долларов. Эффект от второй акции по легализации имущества, которая была проведена с 4 июля 2006 года по 1 августа 2007 года, составил 6,8 млрд. долларов, — отметил ранее заместитель председателя Нацбанка РК Куат Кожахметов.
По его словам, предыдущие и нынешнюю легализацию невозможно сравнивать. Поскольку в РК, кроме денег, впервые легализуют имущество. В связи с этим и цифры обещают быть другими. По оценке главы Нацбанка РК Кайрата Келимбетова, которую он давал ранее, в рамках акции ожидается легализовать порядка 10 млрд. долларов.
— Но я бы попросил не привязываться к этой цифре. Надеюсь, то, что мы озвучивали, должно материализоваться, — отметил Кожахметов.
Между тем, у решения продлить акцию на год есть более веские основания. С самого начала необходимость легализации обосновывалась переходом Казахстана в 2017 году ко всеобщей декларации доходов. Тем самым населению предоставлялась возможность узаконить свои активы, прежде чем, вступят в силу жесткие правила.
Однако с момента начала легализации ситуация в Казахстане, да и в мире, сильно изменилась. Нефть на тот момент стоила свыше 100 долларов за баррель, экономика демонстрировала более высокий рост. А это значит, что бюджет не испытывал трудности с наполнением, правительственные программы могли финансироваться без больших сложностей.
Сегодня ситуация уже совершенно другая. Падение цен на нефть в прошлом году привело к тому, что в феврале этого года правительство было вынуждено секвестрировать бюджет. Теперь в основу была положена цена 50 долларов за баррель нефти, при этом объем добычи нефти в 2015 году должен составить 80,5 млн. тонн нефти (снижен на 1,3 млн тонн).
Бюджет отражал новую экономическую реальность и получился сбалансированным. Но в результате доходы бюджета уменьшены на 870 миллиардов тенге, на 12,9 процента. При этом больше всего пострадали налоги. По оценке правительства, поступления в бюджет Казахстана сократились на 14,2 процентов.
После того как «шоковой терапии» подверглись цены на нефть, легализация в Казахстане приобрела немного другой характер. Она может обеспечить приток средств в казну и сыграть стабилизирующую функцию. Поскольку, чем больше денег и имущества будет выведено из тени, тем больше государство сможет получить налогов.
— При этом, будут уплачиваться сбор в размере 10 процентов от оценочной стоимости этого имущества, оценку будет производить лицо, легализующее это имущество, — пояснил Тенгебаев.
Поскольку речь идет не только о деньгах, но и об имуществе, что является особенностью нынешней волны легализации, то очевидно, что бюджет пополнятся ежегодными перечислениями в виде налогов.
Деньги тоже могут внести свою лепту в развитие страны. А именно, инвестированы в экономику страны. Поводом для оптимизма выступает тот факт, что государство дало сигнал бизнес сообществу страны о том, что оно намерено поддержать малый и средний бизнес. Правительство приняло госпрограммы, предусматривающие льготные кредиты этому сектору экономики.
Но как говорят предприниматели, главное не деньги, а условия для ведения бизнеса в стране. Поэтому остается надеяться на то, что сказав «А», наши министры скажут и «Б», т.е. примут конкретные меры по улучшению администрирования и повышению КПД госаппарата. В таком случае, деньги, легализованные в ходы нынешней кампании, могут быть инвестированы в экономику. Обеспечить ей рост.
Проблема носит актуальный характер. Из-за падения цен на нефть и снижения роста экономик России и Китая, Казахстанская экономика легла в дрейф. По прогнозу правительства РК в 2015 ВВП рост страны составит 1,5 процента. В первом полугодии реальный рост ВВП, по данным Комитет по статистике министерства национальной экономики, составил 1,7 процента. Поэтому важно сохранить положительную динамику до начала 2016 года.
«Бичем» Казахстана остается теневая экономика. В 2008 году, когда неожиданно грянул гром глобального кризиса, по официальным данным ее доля в ВВП страны составляла 19,5 процента (свыше 3,1 трлн тенге), в 2012 году — 19,2 процента. Впрочем, по этому поводу звучат разные оценки.
— В прошлом (2013, — ред.) году ВВП страны составил 35 трлн. тенге. Из них неконтролируемая (или теневая) доля составила 28,6 процентов к ВВП страны, — в августе 2014 года огорчил своих сограждан глава статкомитета министерства национальной экономики Алихан Смаилов.
В свою очередь известный бизнесмен Раимбек Баталов считает, что «доля теневой экономики в несырьевом секторе не менее 50 процентов». Многое зависит от точки зрения, от того, что подразумевается под теневой экономикой и как следствие, что в нее включается. К примеру, Смаилов включает в понятие теневой экономики «производство и распространение наркотиков, проституцию, нелегальное производство алкоголя, контрабанду, браконьерство, контрафактную продукцию».
— Доля ВВП по ним составила 2,4% или 858 млрд тенге, — отметил председатель статкомитета министерства национальной экономики.
Вообще насколько оправдана такая мера, как легализация? Ведь выходит, что даже проституция оказывает влияние на рост экономики. Утверждение спорное, и не только для Казахстана, но и для развитых стран, где коммерческий секс рассматривается как вид экономической деятельности. Поскольку в Европе легализация проституции — это намерение властей декриминализировать эту сферу деятельности, а не извлечь налог и поддержать рост экономики.
Еще больше споров вызывает наркооборот, так как речь идет не о теневой экономике, а о криминальной сфере. Возникает вопрос: не является ли расширение списка попыткой усложнить проблему? Ведь набросав яйца в одну корзину, нести ее станет тяжелее. Скажем больше, возникает чувство неподъемной ноши, которую с места не так просто сдвинуть.
Впрочем, все это детали. Главный вопрос: сможет ли легализация поставить точку под теневой экономикой? Очевидно, что нет! Поскольку проблема требует комплексных решений. Но вместе с тем, легализация способна снизить ее долю. И в этом заключается ее особая ценность.
Кроме того, легализация обещает не только сократить долю теневой экономики, но и оказать влияние на коррупцию. Еще одна «ахиллесова пята» Казахстана. До тех пор, пока имущество и деньги будут находиться в теневой экономике, их собственники будут платить мзду чиновникам, чтобы те не лишили их «кровно заработанных» накоплений. Не зря ученые мужи говорят о том, что коррупция и теневая экономика дополняют друг друга. А значит, чтобы победить одно зло, следует искоренить другое.
Конечно, мы можем глубокомысленно рассуждать о том, что не надо давать поблажек людям, которые незаконно обогатились. С такими выводами не стоит спешить. Во-первых, причина теневой экономики лежит не только в крамольном казнокрадстве. Это может быть и несовершенство фискальной политики правительства, и низкоэффективное администрирование.
«В Казахстане, как и во многих странах, независимо от уровня их развития, существует проблема чрезмерного регулирования экономической деятельности. […] Административные барьеры являются одной из причин появления теневого сектора экономики. Другой причиной функционирования бизнеса в теневом секторе можно выделить отсутствие стимулирующих факторов для выхода их из «тени», — говориться в Комплексном плане противодействию теневой экономике в РК на 2014-2015 годы.
Во-вторых, из двух зол приходится выбирать меньшее. Проблема в том, что теневая экономика душит не только казахстанскую экономику, она сдерживает развитие граждан. Конечно, государство и общество могут встать в позу и отказать в легализации средств. Но спросим честно самих себя: кому от этого станет легче жить? Поэтому главная задача легализации, как можно больше денег и имущества вывести из тени, и вернуть в экономику.
Решение о продлении легализации еще год назад показалось бы не уместным. Но сегодня, очевидно, что ложка пришлась к обеду. Третья волна легализация в стране началась задолго до того момента как Запад и Россия поссорились из-за Украины, и задолго до того как цены на нефть на мировых рынках стремительно устремились вниз. События не только стремительно менялись, но и оказывали негативное влияние казахстанскую экономику. В связи с этим старая задача, — как можно больше средств легализовать, — сегодня приобретает новое звучание.
Алматы.