В одном из дискуссионных клубов Алматы прошло обсуждение международного экономического проекта «Новый Шелковый Путь». Эксперты и журналисты делились мнениями по поводу нового транспортного коридора между Азией и Европой.
Напомним, что этот масштабный и амбициозный проект основывается на принципах взаимной выгоды и, по оценкам многих экспертов, имеет стратегическую перспективу. Воссоздание Великого Шелкового пути соответствует общемировым тенденциям глобализации, способствует сплочению стран евразийского региона, раскрытию их экономического потенциала.
Геоэкономическое положение Казахстана, выгодно расположившегося в центре Евразии, должно позволить привлечь часть инвестиций, предусмотренных ко вложению в две транспотрные артерии из Китая в Европу – водную через северные моря и сухопутную через всю Евразию. Если учесть, что общий объем планируемых инвестиций составляет 900 миллиардов долларов, то проект «Новый Шелковый Путь» для нашей страны обретает дополнительную привлекательность, поскольку немалая часть этих средств может осесть в Казахстане.
Перспективность Нового Шелкового пути обуславливается складывающимися мировыми тенденциями. Первая из них — в условиях посткризисного мира развивающиеся страны постепенно укрепляются в роли основных «драйверов» мировой экономики. А Китай, претендующий на лидерство в азиатском мире, очень заинтересован в стабильной Центральной Азии и со своей стороны всегда готов способствовать развитию данного региона. В то время как развитые страны Запада продолжают увязать в трясине кризиса и заниматься перераспределением сфер влияния, Китай планомерно наращивает влияние в динамично развивающейся Азии.
Вторая — появление новых центров экономического влияния способствует становлению новых центров экономического развития, в результате чего происходит склонение чаши весов от кризисного Запада к динамично развивающемуся Востоку. Мировой центр экономической жизни постепенно сдвигается на необъятные просторы между Евразией и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
Третья тенденция — активизация регионального сотрудничества, что является закономерной реакцией на смену уходящего миропорядка. Закат монополярного мира и сопутствующая этому высокая политическая турбулентность заставляет страны в разных регионах мира теснее интегрироваться друг с другом (ШОС, БРИКС, АСЕАН, МЕРКОСУР и т.д.).
Одной из целей «шелкового» строительства является прокладка транспортных магистралей, немалая часть которых будет проходить по территории Казахстана. При этом сразу подчеркнем: проект возрождаемого Шелкового пути предполагает строительство именно новых дорог (а не только улучшение существующих магистралей). Кроме того, их строительство происходит с использованием инновационных технологий. Это будут полноценные современные высокоскоростные магистрали. А в мире не так уж много стран, которые обладают инновационными технологиями строительства высокоскоростных магистралей. Китай за последнее десятилетие осуществил существенный прорыв в этом отношении и по уровню развития дорог достиг мирового лидерства. Сейчас же наступил тот момент, когда китайские технологии выходят на экспорт. В том числе и к нам.
Строительство транспортных магистралей автоматически дает толчок развитию сопутствующей инфраструктуры. Так, вдоль новых скоростных дорог уже появляются новые региональные центры, расширяется потенциал логистики, постепенно получает развитие туристический бизнес, открываются новые рабочие места. Это в свою очередь поспособствует реальной диверсификации и децентрализации экономики и полноценному развитию периферийных регионов.
Транспортное и инфраструктурное развитие неизбежно расширит потенциал сотрудничества в сфере торговли. Разумеется, здесь есть выгода для Китая как крупнейшего мирового производителя. Но не только. Любая дорога, как известно, имеет два конца и возможность перемещаться в любом направлении. А Шелковый путь — это не только проекты, связывающие страны региона. Он связывает друг с другом разные страны Евразии, а также укрепляет региональное сотрудничество. К примеру, в рамках ШОС уже давно успешно реализуется проект коридора, объединяющего Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Нечто подобное можно наблюдать на Южном Кавказе, где уже завершено строительство железнодорожной магистрали Баку-Ахалкалаки-Карс, имеющей стратегическое значение.
Развитие торговли, разумеется, потребует стабильности в валютной политике. И в этом Китай вместе со странами Евразии предстал перед общим вызовом: необходимостью скорейшей дедолларизации экономики и перехода во взаимной торговле к использованию национальных валют.
Экономическое развитие невозможно без соблюдения базового условия — политической стабильности и обеспечения гарантий безопасности. Это весьма важно для стран региона, каждая из которых столкнулась с угрозами дестабилизации, нависающими со стороны Ближнего и Среднего Востока. Шелковый путь, по мнению экспертов, внесет немалую лепту в обеспечение этой стабильности.
По сути, Новый Шелковый путь был одной из стратегических целей создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Вопреки мнениям скептиков, эта организация прошла через бурное и стремительное развитие. Так, в 2013 году Китай выдвинул новую инициативу по создание Экономического пояса Шелкового пути. Формально это произошло 7 сентября 2013 года, когда председатель КНР Си Цзиньпин в рамках официального визита в Казахстан презентовал проект, выступив с лекцией в «Назарбаев-Университете».
То, как подобные магистрали способствуют развитию периферийных регионов, можно наблюдать на примере Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китая. Каких-нибудь четверть века назад Урумчи был небольшим провинциальным городишком. Сейчас северо-запад КНР становится экономически развитым регионом, куда вкладываются миллиардные инвестиции.
Как считает руководитель Казахстанской логистической ассоциации Геннадий Шестаков, доходы Казахстана от транзита товаров по Шелковому пути могут составить порядка 18 процентов от национального ВВП.