АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дастан ЕЛЬДЕСОВ. Постсовковая рапсодия. Или как стать настоящим собственником своего дома.

скачанные файлыНаша страна входит в режим всеобщей экономии. Об этом было заявлено на самом высоком уровне. На официальном уровне у нас кризиса нет, а есть внешний кризис, который все-таки влияет на нашу страну. Это, прежде всего, падение цен на энергоносители, экономические санкции против нашего северного соседа, а также пресловутый структурный кризис. В итоге мы повторно входим в «реку кризиса».

                                        Энциклопедия казахстанской жизни

Всеобщая экономия должна затронуть и социальную сферу, прежде всего расходы населения за коммунальные услуги, а они у нас очень дорогие и нередко необоснованные. Дороговизна коммунальных услуг в свою очередь повышает стоимость жилища, аренду квартир и негативно влияет на социальное положение и самочувствие граждан нашей страны. Эта проблема актуальна, прежде всего, в больших городах.

Сама квитанция за коммунальные услуги – это целая энциклопедия «комбинаторов» по сравнительно честному изъятию денег у населения. В Турции, если квартира временно пустует, то не платят за коммунальные услуги – там все сделали для удешевления жизни, например, на крышах домов имеются резервуары с водой, нагреваемые солнечными батареями, и горячая вода почти бесплатная. У нас все наоборот, даже включили графу за услуги юриста (?).

Если просмотреть квитанцию за коммунальные услуги, то некоторые начисления взяты с потолка. Например, плата за домофон – в Алматы, да и по всему Казахстану, ежемесячно с каждой квартиры начисляется около 250 тенге. Почему не 75-125 тенге, как в России, а 250? За что? За некое обслуживание. А если дверь исправно работает в течение нескольких лет – посчитайте количество квартир в подъезде, умножьте на 250 тенге, эту сумму на 12 месяцев и на количество подъездов в доме – за год выйдет кругленькая сумма. Ведь потребители заплатили стоимость самой двери и ее установку, и при поломке можно было бы вызвать мастера и оплатить разовую работу. Но нет, деньги должны просто «капать» фирме, установившей домофон.

скачанные файлы (1)

Плата за лифт лишена здравого смысла – исчисляется исходя из площади квартиры, а не из количества жильцов. Получается, лифтом пользуется площадь квартиры, а не ее жильцы. В итоге за квартиру с большей площадью, но с меньшим числом проживающих, платится больше, чем за квартиру с меньшей площадью, но с большим количеством жильцов. К тому же порой новые лифты отдают самодеятельностью – вроде не заводские, а самодельные из дешевых материалов без отделки, которые через несколько месяцев работы дребезжат, как старые.

Или возьмем оплату за холодную и горячую воду, которая совсем недавно стоила дешево, а ныне, по совету чиновников, очень дорогая вода используется многократно перед тем как спустить ее в канализацию. Так вот, в первые годы установок счетчиков воды их проверки производились крайне редко – один или два раза в год. Затем – один раз в квартал. Ныне стали проверять уже три (!) организации: «Водоканал» – раз в квартал или чаще, Тепловые сети – раз в квартал и АО «АЛСЕКО» – иногда. 

Если раньше потребитель сам называл цифры со счетчиков, то в последние годы контролеры заходят в квартиры, сами сверяют счетчики, снимают на мобильные телефоны, как на особо важных объектах. «Водная» бюрократия при такой частой проверке увеличивает штат контролеров, благо их заработная плата целиком ложится на плечи потребителей. У «Водоканала» даже появилась новая штатная единица: по словам контролеров, их тоже проверяют, вроде проверяющий контролеров!

И когда «водная» бюрократия размножается такими ударными темпами и поднимаются тарифы, то, конечно, никому не придет в голову простая и здравая мысль: а зачем так часто проверять добросовестных плательщиков – ведь их оплата видна по поступившим деньгам, достаточно было бы одной или две контрольных проверок за год.

На самом деле, проверки добросовестных плательщиков – это лишняя и ненужная работа, за которую платятся деньги потребителей, повышая тарифы; контролеры должны проверять лишь нерадивых плательщиков.

«Национальная» особенность коммунальных услуг проявляется и в том, что у нас очень дорогая электроэнергия. Это несмотря на то, что страна богата энергоресурсами. А ведь такое состояние этой сферы влияет в целом на развитие экономики страны – почти все производство потребляет электроэнергию, и ее дороговизна порой делает нашу продукцию неконкурентоспособной не только на международном рынке, но и внутри республики. У большинства соседей электроэнергия дешевле, чем у нас. 

                                        Капремонт без обоснования

Графа оплаты за содержание жилища – это золотая жила для КСК: в редком доме ремонтируются подъезды, зловонные мусоропроводы с отсутствующими или сломанными крышками и т.д. Не выполняется даже косметический ремонт – мало кто отчитывается за проделанную работу. Ныне установка входных дверей, уборка подъезда и некоторые работы выполняются жильцами.

На днях появилось сообщение о том, что собственники квартир должны будут перечислять в специальный фонд деньги на капитальный ремонт. Как обычно, минимум информации о законодательной основе и механизме осуществления проекта. Первая ассоциация – очередное «честное изъятие» денег наподобие известного фонда медицинского страхования, тем более счеты будут открываться в наших «надежных» банках с оплатой за обслуживание, где деньги имеют свойство исчезать бесследно.

Сообщается только о том, что КСК открывает счет, куда надо перечислять каждый месяц сумму: полезная площадь квартиры умножается на утвержденную чиновниками цифру 0,02 и на размер месячного расчетного показателя. Например, 60 квадратных метров обойдутся собственнику почти в 2,5 тысячи тенге. Опять цифры берутся от потолка: стандартная оплата не зависит от состояния и возраста дома без договорной основы с жильцами, без указания сроков накопления средств и ремонта. А без этих условий придется оплачивать из общей копилки ремонт «чужих» домов.

Любое законное и договорное обязательство по оказанию услуги, в данном случае капремонт многоквартирного дома, должно содержать определенную общую сумму денег за ремонт конкретного дома, срок ее исполнения и гарантию качества. Всего этого нет, даже юридического документа – выполнение капремонта на основе договора с жильцами. Есть лишь некая абстрактная ежемесячная плата за абстрактный ремонт абстрактного дома. Без юридической основы возможную новую графу в квитанциях за капремонт можно считать незаконной.

                                                 Что за капремонт?           

Сама по себе хорошая идея капитального ремонта многоквартирных домов из-за неумелой ее подачи стала сомнительной в глазах потребителей. Ведь более половины домов в Казахстане нуждаются в капремонте, почти 70% коммунальных сетей находятся в  критическом положении.

Между тем в Европе капитальный ремонт домов – прерогатива собственников этих домов. Там давно это практикуется, имеется соответствующая законодательная база и жители сами занимаются ремонтом. Поэтому-то в Европе такие красивые и уютные дома. У нас же до сих пор распространено устойчивое мнение, что капитальным ремонтом должно «как раньше» заниматься  государство в лице КСК.

images (3)

В законодательстве Германии четко не прописано сроков, когда должен проводиться капитальный ремонт дома. В среднем дома проходят капитальный ремонт раз в 30 лет. Однако мелкие работы по косметическому ремонту фасада проводятся чаще, все зависит от изначального качества постройки.  От «обычного» ремонта отличается реконструкция многоквартирных жилых домов – ее стоимость составляет около 30% от стоимости вновь возводимого жилья, а уровень энергосбережения  после проведенной модернизации соответствует действующему в Германии стандарту энергоэффективности.

К сожалению, местные власти и КСК не дали развернутую информацию о тонкостях капитального ремонта городских домов – ведь потребитель самостоятельно может и не найти нужные статьи закона, разобраться в нюансах сбора денег, законодательной основы этого проекта, особенностях капремонта и т.д. Например, что представляет собой капремонт? Есть ли типовые разработки архитекторов и дизайнеров, чтобы не получились «разномастные», разных цветов и стилей дома наших городов после ремонта?

Законной можно считать государственную программу капремонта, где указаны сроки ремонта каждого дома с его оценкой технического состояния, с обоснованной сметой, при этом не выборочный ремонт, а комплексный, с прозрачным для жильцов использованием средств, с их возможностью участия в контроле за проводимыми работами. На основе этих и других условий составляется предварительный договор с жильцами о ремонте дома с определением ежемесячной платы с государственной гарантией сохранности денежных средств. 

По какой причине этот проект не продуман с учетом опыта европейских стран и не раскрыт его потенциал? Кстати, необходимо учитывать «психологическую» сторону этого начинания – жители должны стать в прямом смысле собственниками домов и сами должны организовывать капремонт, а не надеяться на государство.

Например, жильцы некоторых домов, в частности в Астане, успешно внедряют это новое начинание, благо закон «О жилищных отношениях» позволяет самим жильцам контролировать трату собранных денег и капремонт дома. Чтобы наши дома выглядели не серыми и унылыми, не были холодными и неухоженными, как сейчас, жильцы должны проявить гражданскую активность и включиться в обсуждение этого проекта, внести свои предложения, раз местные власти пассивно относятся к нему. Возможно, в некоторых случаях сбор денег будет носить разовый характер в большом размере, а не накапливание их на счетах непонятно какое время. Иными словами, пора становиться собственниками домов…

 

 

                                                                                               d.eldesov@mail.ru