В Казахстане растёт число детей, страдающих аутизмом. Их родители говорят о проблемах интеграции в общество.
Жительница Астаны Жулдыз, переехавшая полгода назад из Актюбинской области, говорит, что не может вывести своего шестилетнего ребенка, страдающего аутизмом, играть во двор.
— Стоит его вывести во двор, как другие родители не дают своим детям приблизиться к нему, — говорит мать.
Об аутизме своего ребенка Жулдыз узнала, когда ему исполнилось два с половиной года.
— Нигде его не захотели брать на лечение. Была вынуждена уехать в Россию, где лечила его в течение полутора лет. Он стал говорить и читать по слогам, — говорит женщина.
С детьми-аутистами в раннем возрасте индивидуально должен работать психолог. Необходимо развивать коммуникативные способности у ребенка. И только после этого направлять ребенка в общую среду — детский сад или школу.
Интеграция в общество детей-аутистов остается актуальной проблемой, заявила 4 сентября в Астане ответственный секретарь министерства образования и науки Алия Галимова во время обсуждения на международном семинаре по проблемам инклюзивного обучения и интеграции в общество детей-аутистов. Если в 2003 году в республике было зарегистрировано 77 детей, страдающих аутизмом, то в 2014 году их число достигло 1 456 человек.
— В целом инфраструктура сформирована, однако существуют проблемы, связанные с ранней диагностикой и оказанием своевременной помощи. С детьми-аутистами в раннем возрасте индивидуально должен работать психолог. Необходимо развивать коммуникативные способности у ребенка. И только после этого направлять ребенка в общую среду — детский сад или школу. В 14 областях страны насчитывается 170 районов, в 147 из них открыты кабинеты психологов или реабилитационные центры. В остальных 33 районах предстоит их открыть. Есть недостатки в оказании психологической помощи. Между тем эта помощь — основа профилактики аутизма, — говорит Алия Галимова.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Согласно государственной программе развития образования на 2011—2020 годы, все дети с ограниченными возможностями в Казахстане должны получать образование в общих детских садах и школах. Однако на сегодняшний день дети-аутисты почти не получают инклюзивного обучения в общих школах. Лишь 233 из 1 456 детей-аутистов обучают на дому специалисты. Остальные дети находятся под присмотром родителей. Представители министерства образования и науки такую ситуацию объясняют нехваткой квалифицированных специалистов.
Выпускница педагогического факультета отделения социальной педагогики Жетысуского государственного университета Анар Арыстанбеккызы не согласна с этим утверждением.
— Когда поступила в 2000 году, нам говорили, что по этой специальности работы много и в каждой школе будут учить детей с задержкой в развитии. Учились мы с интересом, однако наш диплом оказался ни на что не годным. Ни в одной школе с этим дипломом на работу не принимали. Нас в группе было 20 человек, по специальности никто работу не нашел, разошлись кто куда, — говорит Анар.
Для специалистов, желающих предоставлять инклюзивное обучение в детских садах и школах, проводятся специальные семинары в различных центрах. Свои опытом на них делятся и зарубежные специалисты. Учителям — участникам этих семинаров выдаются сертификаты, а не специальные дипломы. Поэтому их труд дополнительно не оплачивается. Да и в законодательстве нет понятия «специалист по инклюзивному обучению».
По мнению врача Асии Ризановой, эксперта по системе инклюзивного обучения, в работе отраслевых учреждений в этой сфере нет связи между министерством образования и науки и министерством здравоохранения и социального развития. Также нет методических толкований в постановке диагноза детей и их коррекции, также не написана программа по подготовке специалистов, недостаточно информации по правильному восприятию детей-аутистов в обществе, не дают дополнительного финансирования школам и детским садам, желающим обучать детей с ограниченными возможностями, говорит эксперт.
Бибисара Бейсенбаева, представившаяся как «социальный предприниматель», говорит, что намерена открыть специальный центр на 500 мест в принадлежащем ей здании площадью пять тысяч квадратных метров в Астане. Однако, говорит предприниматель, ни в министерстве образования и науки, ни в министерстве здравоохранения и социального развития она так и не смогла получить ни пояснений, ни требований конкретной программы, также не может найти специалистов, чтобы пригласить их на работу.
ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ
Председатель фонда «Болашак» Динара Чайжунусова — организатор семинара, объединившая представителей различных центров и властей для обсуждения проблемы интеграции аутистов, — говорит, что к интеграции не готово общество, а не дети-аутисты.
Врач Асия Ризанова говорит, что аутизм — это не болезнь. Участники семинара приводят в пример страны, где дети, страдающие аутизмом, посещают общие детские сады и школы, получают непрерывную психологическую помощь, полностью обеспечиваются жильем и живут в семье. В Казахстане до сих пор не начаты работы по интеграции детей-аутистов в общество, регистрации данных по их реабилитации.
По мнению специалистов, обучение детей-аутистов в одной школе с другими сверстниками положительно сказывается на последних. Наблюдая за аутистами и общаясь с ними, они учатся терпению, милосердию, взаимопониманию.
Аутизм в большинстве случаев характеризуется как расстройство функции мозговой деятельности, как генетическое заболевание, из-за чего больной оказывается в замкнутом внутреннем мире, затрудняется его общение с внешним миром. У большинства детей-аутистов отсутствует зрительный контакт, они не позволяют дотрагиваться до себя, у них наблюдается неспособность общаться, речь развивается с опозданием.
http://rus.azattyq.org/content/deti-autisty-integratsiya/27231296.html