АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Айдос МУРАТ. Угрозы Центральной Азии. Обыкновенный экстремизм

скачанные файлы (2)В Генеральной прокуратуре Республики Казахстан прошел международный форум «Взаимодействие стран Центральной Азии по противодействию насильственному экстремизму». Мероприятие было проведено по инициативе Ассоциации центров исследования религий. В нем приняли участие представители компетентных органов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

Тема экстремизма в последнее время является одной и самых обсуждаемых и не сходит с первых страниц многих мировых СМИ. Нельзя не заметить, что за террористическими актами всего последнего времени, совершенными в различных странах мира, стоит одна и та же сила — радикальный исламизм, который угрожает миру тем, что делает терроризм повседневностью в любой точке мира. При этом надо понимать, что ни одна террористическая организация, ни один террорист не в состоянии проводить сложные диверсионные операции без внешней помощи и финансирования.

Источники, питающие терроризм под флагом ислама, давно известны. Их деньги и оружие идут сегодня экстремистам, ненавидящим режим Башара Асада или Эмомали Рахмона, шиитский уклад в Иране и Йемене. Сегодня существует целая боеспособная партизанская армия, насчитывающая многие тысячи человек и повергнувшая Ближний Восток в состояние кровавого хаоса. Силы, заинтересованные в усилении исламистов, сосредоточили сейчас свои усилия на Сирии, пытаясь утопить эту страну в крови, и давно уже заглядываются на государства Центральной Азии.

Этот регион попадает в особую категорию. Это объединение соседних и развивающихся стран занимает важное геополитическое пространство. И поэту он находится в центре внимания определенных политических сил.

terror

Закулисные постановщики террористического спектакля предусматривают, что через некоторое время волны исламизма начнут накрывать вначале Центральную Азию, а затем все постсоветское пространство. После того, как вторжение мусульманского экстремизма через Северный Кавказ было сорвано, его влияние стало распространяться в центральноазиатских государствах. Недавний террористический акт в Бишкеке и боевые действия в Таджикистане, где организатором террористической атаки явился бывший министр обороны этой страны, имеют в определенном смысле символическое значение. Они могут означать начало охоты за идейными борцами с радикальным исламизмом в тех географических центрах, где потенциально существующая межнациональная и межрелигиозная напряженность пока еще не перешла в стадию вооруженной борьбы. Что это, как не «расчистка местности» для крупного наступления? И если на нее не реагировать решительно и жестко, ситуация может выйти из-под контроля очень быстро.

Следует отметить, что подобные явления оказывают подрывное влияние и на Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Озабоченность правительств стран региона проблемами безопасности границ усиливается тревожными геополитическими тенденциями, исходящими из Ближнего Востока и Афганистана. Стоит ли удивляться тому, что геополитическую ситуацию в Центральной Азии многие эксперты считают более сложной, чем несколько лет назад? Склонность молодежи (в основном безработной) к радикальному исламу, активизация в государствах региона псевдоимамов, вербовка потенциальных боевиков посредством интернета очень скоро могут повлечь за собой непоправимые последствия, если этим процессам не поставить мощный и всеобъемлющий заслон. Укрепление внутриполитической стабильности — это самый важный приоритет региональной политики. Это означает усиление противодействия распространению идей радикального ислама и религиозного экстремизма.

По мнению экспертов, укрепление безопасности в регионе также рассматривается через призму внутриполитических задач. Ее важность проистекает из понимания того, что, если удастся перекрыть кислород радикальному исламу и сепаратистским движениям, это укрепит внутреннюю стабильность всех государств региона и позволит нейтрализовать внешние угрозы, тем самым, усилив региональную безопасность. Приверженность центральноазиатских государств идее безопасного сосуществования мотивируется очевидными соображениями государственной безопасности, а также прагматическим доводом, что это позволит им сосредоточиться на экономической модернизации. 

В то же время эксперты отмечают, что в обозримой перспективе деструктивные силы за Центральную Азию могут взяться серьезнее. Поскольку сложно найти еще один такой регион, где подрыв любого из пяти государств может спровоцировать обвал всего региона, вызвав обрушение системы региональной стабильности и лавинообразный рост вызовов и угроз для всего континента.

Поэтому для тех, кто планирует подорвать так называемые «Евразийские Балканы», вопрос лишь в том, какое из государств следует подтолкнуть первым для достижения максимального эффекта. Иными словами, найти наиболее слабое звено.

Не исключено, что в скором времени следует ожидать попыток трансляции модели «арабской весны», либо некой собственной «среднеазиатской модели», как минимум, в Таджикистане, Киргизии или Туркмении. Хотя, по мнению многих, наиболее уязвимым и удобным местом для масштабной террористической атаки является Ферганская долина, в которой сходятся рубежи сразу трех центральноазиатских государств – Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, и в которой нет-нет да происходят пограничные конфликты между военными трех стран.

Если сценарий удастся реализовать, интеграционные проекты по линии ЕАЭС и ШОС будут подорваны. И весь потенциал региона будет направлен на «тушение пожаров».

Участники форума сошлись во мнении, что для предотвращения катастрофы необходимо принимать немедленные решительные и безотлагательные меры. Прозвучало мнение, что нужно увеличить количество русскоязычных имамов для борьбы с религиозным экстремизмом. Эта необходимость продиктована сегодняшними реалиями. Поскольку третьим языком по своему использованию в рядах «Исламского государства» (ИГ) после арабского и английского является русский. А потому религиозные радикалы сегодня заняты вербовкой специалистов, которые заняты переводом своих агитационных материалов и на другие языки, для их повсеместного распространения. Сегодня молодежь всего региона активно общается со своими интернет-имамами, которые толкуют для них Коран в нужной интерпретации по глобальной сети. Таким образом, проблема кроется не в самой религии, а в ее толковании псевдоимамами, сбивающими молодые умы с пути истинного, пользуясь их малограмотностью или незнанием основ веры. По этой причине очень много русскоязычного населения, включая русскоязычных представителей коренных национальностей, не владеющих в достаточном объеме родным или арабским языком, прибиваются к салафитским течениям, составляющим основу религиозных радикалов и поставляющих бойцов для террористических организаций.