Кайрат Дуйсенов – президент ОО «Союза писателей народов мира». Организация молодая, но уже достаточно известная и популярная среди профессиональных литераторов. Сегодня мы беседуем с Кайратом Абсатовичем.
– Кайреке, прежде чем провести с Вами это интервью, я побеседовал с целым рядом людей – известных и не очень – кому интересно то, чем вы увлечены и чему посвящаете ныне все свои силы. Тот круг вопросов, который затрагивался при встрече с заинтересованными личностями, я и хочу озвучить и переадресовать вам в виде злободневных вопросов.
– Итак, ознакомьте, пожалуйста, со своей биографией.
– Что ж, с удовольствием сделаю это. Я Кайрат Абсатович ДУЙСЕНОВ, поэт, композитор, журналист, публицист. Член Союза писателей народов мира и член Международного союза писателей. Член Союза журналистов Казахстана, член Казахстанского авторского общества. Президент ОО «Союза писателей народов мира». Экс-председатель Международного союза писателей при ОФ «Бейбітшілік әлемі – Планета мира». Являюсь также директором издательства «Халықаралық жазушылар одағы» (Международный союз писателей), главный редактор сайта www.temirqazyq.com и akgo.org. Родился я 7 января 1964 года в селе Кокибель Казгуртского района Южно-Казахстанской области. В 1994 году закончил факультет журналистики Казахского национального университета имени аль-Фараби города Алматы. Работал корреспондентом в районной газете «Ленин өсиеті» (ныне «Казыгурт»), в городской газете «Шымкент келбеті – Панорама Шымкента». В республиканских газетах «Ауыл», в газете Правления союза писателей Казахстана «Әдебиет айдыны», в журналах «Зерде», Дарабоз», «Жұлдыздар отбасы» корреспондентом, зав отделом, был редактором в Казахской радио и в международном телеканале «KASpionet» при телекомпании «Хабар».
Мои стихи и публицистические произведения опубликованы в республиканских газетах «Жас қазақ», «Жас қазақ үні», «Жас Алаш» («Лениншіл жас») «Айқын», «Қазақ әдебиеті», «Әдебиет айдыны», «Түрік әлемі» и в жуналах «Парасат», «Атажұрт», «Дарабоз», «Жұлдыздар отбасы», «Аңыз адам», «Мәдениет» и ряде других. Кроме того, я автор более десяти песен (автор текста и музыки). Стихи, статьи, публицистические произведения и одна документальная повесть мои опубликованы в двадцати с лишним сборниках. В 2013 году вышел сборник стихов «Туған жер ыстық бәрінен» (Родная земля лучше всех).
– Господин президент, в чем, на Ваш взгляд, главное предназначение писателя?
– Не претендуя на владение истиной в последней инстанции, выражу свою точку зрения, которая совпадает с таковой множества представителей пишущей братии. Задача мастера слова — создавать истории, вызывающие резонанс. Судите сами, у каждого человека на рынке есть свое мировоззрение, когда вопрос касается того, что вы продаете. Оно может гласить «мне наплевать» или «все большие компании — зло» или «я люблю новые вещи». Когда ваша история совпадает с моим мировоззрением, нам есть что обсудить. Когда не совпадает, то вы, скорее всего, будете невидимы. Мировоззрение — это как струны в рояле или тросы на подвесном мосту. Когда оно соприкасается с чем-то одинаковой частоты, то возникает резонанс. Причина и следствие встречаются, и история запоминается и разносится. В сущности, невозможно рассказать историю всему населению и добиться того, чтобы она нашла у него отклик. История о глобальном потеплении, например, повлияла на некоторых людей очень сильно, а другие отвергли ее, не раздумывая. Пока большинство маркетологов тратит свое время на то, чтобы рассказывать истории о самих себе, политики тратят свое время на то, чтобы рассказывать (негативные) истории о своих конкурентах. Это многое проясняет, потому что делает идею о резонансе очень ясной.
Вот две истории:
Барак Обама — безнадежный либерал. Он поднимет наши налоги, и он не настоящий американец. Ему нельзя верить. Джон Маккейн — фальшивка. Он скажет и сделает всё, чтобы быть избранным, и он станет просто еще четырьмя годами нашей последней ошибки. Выбирайте свою историю (или историю своих конкурентов) мудро, потому что вам придется жить с ней очень долго, и если она не настоящая, если она не выдержит проверку временем, вы останетесь ни с чем. В случае выборов, воздействие истории вашего конкурента на ваших потенциальных избирателей имеет решающее значение. (И наоборот). Джон Керри назвал Джорджа Буша тупым, но это не имело никакого значения, потому что потенциальным избирателям Буша было наплевать, что Буш, по мнению Керри, тупой. Люди, которым не было наплевать, уже и так решили не голосовать за Буша, и поэтому эта история не имела никакой силы. Будет ли иметь значение для потенциальных избирателей Маккейна то, что он фальшивка? Будет ли иметь значение для потенциальных избирателей Обамы то, что он непроверенный и отличается от других?
Я думаю, что потенциальных избирателей Обамы эта история волнует не так сильно, как избирателей Маккейна волнует история о том, что он “фальшивка”. Мировоззрение, которое помогло Рональду Рейгану выиграть выборы, заключалось в том, что превозносилась его аутентичность и способность следовать собственным принципам. Джордж Буш воспользовался этими же историями, которые он рассказывал о себе как о сильном лидере. “Фальшивка” разбивает эти образы. Меня тошнит от использования негативных историй в политике. Я думаю, что мы должны быть выше этого. Однако тот факт, что негативные истории повлияли на все выборы, которые только проходили в этой стране в течение моей жизни, означают, что я не прав, мы не выше этого. Если политики хотят рассказывать негативные истории, они могли бы хотя бы выбрать полезные истории. Начните с правды. Определите мировоззрение людей, которых вам нужно охватить. Опишите правду посредством их мировоззрения. Это и есть ваша история. Когда вы пытаетесь охватить всех подряд, то всегда терпите неудачу. Не сегодня, но рано или поздно правда победит. Трудность заключается не в том, чтобы просто рассказать правду, негативная она или позитивная. Трудность в том, чтобы рассказать правду, которая вызовет резонанс.
– Всякого начинающего писателя волнует вопрос, что нужно, чтобы издать книгу?
– Писатель вырастает из читателя. Практически у каждого человека существуют определенные мысли, которыми он может поделиться с миром. Если у человека возникло желание писать, то рано или поздно как следствие появится желание печататься. В этой статье мы рассмотрим, что нужно, чтобы издать книгу. Существует несколько способов, чтобы издать книгу. Самый доступный и дешевый способ — это напечатать свое произведение на принтере. Такая распечатка подойдет для того, чтобы книгу прочитали родные, друзья, знакомые. Однако для более широкой аудитории такой вариант не подходит. Настоящая книга — это та, которая издана в издательстве. Это касается не только соблюдения авторских прав. Изданным книгам присваивается уникальный код, номер ISBN, а также издательство делает рассылку экземпляров в Книжную палату и центральные библиотеки страны. Чтобы издать книгу, нужно обладать достаточным количеством средств, потому что издание книги — удовольствие не дешевое. Причем если вы хотите сэкономить, то уменьшение количества экземпляров, не слишком сильно снизит стоимость заказа. Чтобы издать книгу, нужно соблюсти несколько моментов. Существует определенный порядок оформления книги. Прежде всего, это касается первой страницы. На ней должно стоять имя автора, название книги, название издательства, в котором книга вышла, а также год издания. На второй странице указываются такие характеристики, как УДК, ББК, ISBN и краткая аннотация. Первая и вторая страницы не нумеруются. На последней странице книги печатаются реквизиты издательства и типографии, а также параметры книги. Тем же указывается номер заказ и прочая служебная информация. Особое внимание стоит уделить обложке, т.к. она должна привлекать внимание. Вы можете пофантазировать над ней самостоятельно, а можете воспользоваться услугами профессионального художника. Помните, что обложка — это лицо книги, поэтому тщательно продумывайте ее дизайн. Если это ваша первая книга, то на гонорары с множеством нулей можете не рассчитывать. Раскупаются у нас популярные бренды, а остальным приходится самим себя раскручивать. Так что приготовьтесь к тому, что забота о распространении изданной книги целиком ляжет на ваши плечи. Если вы не уверены, что сможете реализовать хотя бы половину тиража, то задумайтесь о целесообразности его выпуска. Может быть сначала лучше раскрутиться в интернете, сделать свое имя узнаваемым.
– Опять-таки молодых волнует, как придумать сюжет для книги?
– Для писателя вне зависимости от его опыта и таланта всегда достаточно непросто придумать захватывающий, оригинальный сюжет для своего произведения. Идея написать рассказ приходит практически мгновенно, а вот как только задумываешься о том, как будет развиваться сюжет, все вдохновение как рукой снимает. Как этого избежать? Как придумать такой сюжет для книги, который сделает ее настоящим бестселлером? Придумать сюжет для книги — задача непростая. Все сюжетные ходы должны быть тщательно продуманными. Помимо интересного, захватывающего повествования, в нем непременно должна сохраняться логичность. Сюжет должен быть динамичным с неожиданной развязкой. Персонажи тоже должны быть тщательно проработанными. Если вам удалось собрать все эти компоненты воедино и придумать такой сюжет для книги, от которого невозможно оторваться, то успех вашему произведению обеспечен.
Прежде чем придумывать сюжет для книги, сначала напишите ее план или сценарий. Он поможет вам упорядочить возникающие идеи и расположить их в нужной последовательности. К написанию основной части переходите только после того, как написали введение. Уделите достаточно внимания проработке образов персонажей. Определитесь с их линией поведения и поступками. Чем подробней вы распишите сценарий, тем в процессе написания вам будет проще усложнять сюжет, добавляя в него новые детали. Написание сценария — не менее важная часть работы, чем написание самой книги. Начните придумывать сюжет для книги с выбора места действия. Тщательнейшим образом продумайте, где все будет происходить. Не ленитесь над интересным описанием, но и не затягивайте его. Читатель должен представлять, где разворачивается действо. Перед его глазами должна возникнуть яркая картинка. Постарайтесь максимально погрузить его в атмосферу.
Мир, который вы создаете, должен обладать определенным настроением. Подумайте над этим. Почему действие происходит именно в этом месте и в это время? Какая атмосфера может помочь читательскому восприятию? Однако придерживайтесь рамок выбранного вами жанра. Не перескакивайте с одного стиля на другой. Подобные скачки быстро надоедают читателю, т.к. затрудняют восприятие произведения. После того, как вы придумали место действия, приступайте к работе с персонажами. Подумайте, что вы хотите донести до читателя. От этого будет зависеть выбор образов, которые будут доносить то, что вы хотите сообщить. Будут ли у ваших персонажей прототипы в реальной жизни? Или они будут полностью выдуманы? Тщательно продумайте их характеры.
Герои вашей книги не должны быть однобокими, они должны вызывать у читателя какую-то эмоцию. Это может быть любовь, ненависть, жалость, восхищение… Не важно, какая будет эмоция, главное, чтобы персонаж не оставлял читателя равнодушным. Для более легкого восприятия не забывайте разбавлять повествование вкраплениями юмора. Излишне серьезное произведение скорее оттолкнет читателя. Современный читатель ищет в книгах скорее развлечения и возможности посмеяться. Хотите популярности — учитывайте этот момент. Заранее подумайте, как вы распределите роли положительных и отрицательных персонажей. Какой стиль поведения будет соответствовать тому или иному герою. Проработайте их характеры, привычки и пристрастия.
Обязательно включите в свой сюжет неожиданные, интересные ситуации. В идеале читатель должен настолько погрузиться в ваше произведение, что забыть в этот момент обо всем, что происходит вокруг. Ваша задача придумать такой сюжет для книги, что читателю будет трудно от нее оторваться, не дочитав до конца, и не узнав, чем же закончилась история и что приготовила судьба для героев. Помните, что ваши персонажи должны постоянно взаимодействовать. Они должны попадать в необычные ситуации, сталкиваться с неординарными препятствиями. Придумать хороший сюжет для книги невозможно без неожиданной развязки. Она должна логически заканчивать произведение, но в тоже время иметь налет недосказанности. Читатель вправе сам домыслить, что произошло с героями дальше. К тому же открытый финал может породить продолжение.
– Многие в бытовом разговоре часто употребляют слово «прекрасно», не вникая особо в смысл этого высокого понятия…
– Да, это слово достаточно затаскано. Между тем, прекрасное не более и не менее — центральная эстетическая категория, предмет изучения эстетики как философской дисциплины. Понятие «прекрасное» связано с понятием «красота», однако не тождественно с ним. Противоположностью прекрасного является безобразное. В категории прекрасного отражены явления действительности, произведения искусства, которые доставляют человеку чувство наслаждения, а также воплощают в предметно-чувственной форме свободу и полноту творческих, познавательных способностей человека. Прекрасное — наивысшая эстетическая ценность. Прекрасное совпадает с представлениями о совершенстве или благе. В философии Прекрасное — основная позитивная форма освоения бытия. Прекрасное всегда связано с понятием эстетического идеала. Наиболее близкие по значению понятия: гармоничное, совершенное, красота, красивое. Для того, чтобы не мудрствовать лукаво в разборе прекрасного, достаточно заглянуть в Википедию, и мы узнаем, что в эстетике существует несколько моделей понимания прекрасного:
- Идеалистическая модель. Прекрасное понимают как воплощениеБога или абсолютной идеи в конкретных вещах или явлениях.
- Субъективистская модель. Прекрасное не есть объективное. Источником прекрасного выступает сам человек, его сознание.
- Материалистическая модель. Прекрасное — естественное проявление объективных свойств действительности, наиболее близкое к природе.
- Релятивистская модель. Прекрасное — это соотношение объективных сторон бытия с человеком как мерой красоты.
Характерные особенности прекрасного:
- Прекрасное имеет объективную основу, отраженную в так называемых универсальных канонах или законах красоты: гармонии, симметрии, меры;
- как правило, прекрасное имеет также конкретно-исторический характер;
- представления о прекрасном зависят от конкретных социальных условий жизни человека, от его образа жизни и стиля жизни;
- идеал прекрасного также связан с особенностями национальной культуры;
- субъективное понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуальной культуры, особенностями эстетического вкуса личности.
Л. Н. Столович писал: «Прекрасное имеет четыре вида: оно справедливо, мужественно, упорядоченно и разумно, ибо именно эти свойства присущи прекрасным поступкам». Вольтер говорил: «Даже дурной человек признает прекрасными добродетели, хотя и не тщится им подражать. Следовательно, прекрасное, которое поражает лишь наши внешние чувства, воображение, подчас относительно. Не таково прекрасное, если оно говорит сердцу».
– А этот вопрос, наверно, больше касается писателей с большим стажем. Что делать, если в какой-то момент подустал и чувствуешь, что твой Пегас не хочет или не может взлететь в заоблачные выси в поисках возвышенных образов?
– Важный вопрос. В творческом тупике иногда может оказаться любой писатель. Садясь за компьютер или за рукопись, в один прекрасный день автор понимает, что не может написать ни строчки. В голове пустота. Именно в такие моменты можно и выяснить, кем вы являетесь на самом деле: настоящим писателем или обычным человеком-мечтателем, пытающимся им стать. Оказавшись в таком состоянии главное — не поддаваться панике. Не стоит проявлять малодушие, бежать в ближайшую пивнушку, пытаясь таким образом вернуть свою музу. Возможно, это и сработает, но итог будет плачевным. Написанный в таком состоянии материал вряд ли будет достойным на существование. Это же относиться и к наркотическим средствам: марихуане и кокаину. Кто-то возразит, упомянув Эдгара По, о том что он свои произведения не писал трезвым. Однако вспомните тогда уже и то, в каком возрасте и в каком состоянии он умер. Вряд ли кого привлечет перспектива страдать энурезом и умереть в сорокалетнем возрасте полной развалиной. Эдгар По, скорее исключение, чем правило. К примеру, Джеймс Миченер, который нужно сказать не пьет, несмотря на свой возраст, до сих пор чертовски хорошо пишет.
Творческий тупик — может случиться с каждым, и это важное что нужно понять. Главное в этот момент не бросать работу. Можно заняться чтением вслух написанного ранее материала или же его перепечаткой. Барабаня по клавишам под веселую музыку, даже не творя шедевров, вы сможете преодолеть этот тупик. Стоит отметить, что, бросив работу — из него нет шансов вырваться. Однако не стоит свою ярость, лень и печать путать с творческим тупиком.
На сегодняшний день выделено несколько причин, которые могут привести талантливую личность к такому состоянию:
1) незнание собственных героев;
2) одновременно творить и править;
3) страх перед неудачей;
4) боязнь успеха.
В черновиках герои оживают, со своими эмоциями и желаниями. И если автор не понимает своих персонажей, они могут воспротивиться его воле, когда он будет пытаться заставить их выполнить то, чего они никак не хотят. К примеру, у героя стоит задача — ограбление банка (согласно пошаговому плану). Приступая работать с этим эпизодом, автор понимает, что персонаж противится этому. А бывает и такое, что на выходе получаются совсем не те персонажи, задуманные изначально. Как правило, на выходе получается молчаливый бунт, герои не подчиняются вам. В такие моменты вы ощущаете себя в трясине. И начинается паника.
Беседа с персонажами поможет вам преодолеть тупик такого плана. Необходимо выяснить причину их непокорности. Нужно понять внутренний мир персонажей, дать персонажам большую мотивацию. Возможно, иногда придется и пойти на крайние меры – изменить пошаговый план. Не стоит совмещать два дела одновременно, т.е. писать и следом пытаться вносить исправления. Поскольку такие действия, как правило, заведут вас в тупик. Точки на «и» можно расставлять уже тогда, когда черновик книги будет готов. Не стоит из черновика создавать шедевр. Свои педантичные качества лучше проявите, когда уже будете корпеть над редактурой, когда будете задумываться над каждым словом, решая, что с ним делать: оставлять, менять или вообще убрать. Нередко в момент написания черновика встречаются очевидные недостатки. Некоторые авторы в такие моменты становятся безумными — они моментально начинают их править. И как в результат они полностью бракуют свою работу. Скорость работы сокращается вследствие того, что автор начинает задумываться над каждым словом. Через время начинается правка исправленного и т.д., и как результат – боязнь будущего, что они не смогут сотворить достойных произведений, из-за которого они впадают в ступор.
Как победить такой творческий тупик? Работайте или с выключенным светом или выключенным монитором. Важным моментом в этом случае — не видеть итог вашей работы. Творчество в таких условиях, даже в несколько дней, поможет преодолеть этот тупик. Страх перед неудачей тоже нередко заводит многие таланты в тупик. Как правило, он оказывается в нем, когда основная часть работы уже сделана, рукопись почти готова. Развивается страх, что работы не будут приняты ни в одном издательстве, который замедляет всю работу. И автора увязает в работе на середине последней главы. Преодолеть этот страх поможет — банальный крик. Необходимо кричать со всей силы, выплескивая негативную энергию. Как правило, это помогает. Намного сложнее все с творческим тупиком четвертой причины. Некоторые психологи утверждают, что одна из самых распространенных в Америке фобий — страх выступления перед большой группой людей. Люди боятся этого пуще смерти. Почему? Людям страшно быть замеченными, быть центром внимания в зале, полном людей. Преуспевающий писатель всегда заметен. Он часто становится центром внимания в зале, полном людей. Начинающий писатель ждет этого с ужасом. Так возникает творческий тупик четвертого типа. Если боитесь успеха, напишите на титульном листе рукописи чужое имя. Работайте под псевдонимом. Так поступают многие писатели. Вы даже не подозреваете, что, может, ваш сосед — автор лучших бестселлеров по рейтингу «Нью-Йорк Таймс». Бояться славы нет причины. Можно стать писателем, избегнув ее. Творческий тупик пятого типа является комбинированным вариантом двух и более типов тупиков. Пытаясь преодолеть тупик, варьируйте различные способы, пока не сдвинетесь с мертвой точки.
– Кайреке, название возглавляемой Вами организации располагает к тому, чтобы Вы несколько раскрыли понятие «народы мира» и дали их классификацию.
– С удовольствием сделаю это, опираясь на всесильный интернет. Итак, понятие «народ» имеет несколько значений. Под ним понимают население какой-либо страны (например, народ Индии, народ Швейцарии, народ Франции и т. д.), трудящихся, просто группу, толпу людей (в выражении: на улице много народу и т. п.) и, наконец, то, что ученые называют термином «этнос», «этническая общность». Этнос (народ) определяют как исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований. В мире живет несколько тысяч народов. Они отличаются друг от друга по своей численности, уровню общественного развития, языку и культуре, расовому облику. Колебания в численности разных этносов весьма значительны. Так, численность крупнейших народов превышает 100 млн.человек. Это китайцы, хиндустанцы, американцы США, бенгальцы, русские, бразильцы, японцы. Крошечные вымирающие этносы (точнее, осколки этносов) не насчитывают сегодня и 10 человек. К ним относятся оума, ёба, бина в Папуа — Новой Гвинее и другие. Не менее существенны различия этносов и по уровню социально-экономического развития: с народами, фактически находящимися еще на стадии первобытности, сосуществуют народы, высокоразвитые в общественном отношении. Очень велики также языково-культурные различия. Каждый народ говорит на особом языке, хотя бывает, что один и тот же язык используют несколько этносов или, наоборот, один этнос говорит на нескольких языках. Вместе с тем многие языки родственны между собой, причем степень этого родства бывает различной. Значителен также диапазон сходств и различий в культуре разных народов.
Принципы классификации народов мира различны. В этнографии чаще всего применяется этнолингвистическая классификация, группирующая все народы по признаку языкового родства. Эта классификация помогает и при исторических исследованиях, так как дает генетическое истолкование существующего сходства между народами. По этнолингвистической классификации народы мира делятся на следующие семьи: индоевропейскую, афразийскую (семито-хамитскую), картвельскую, уральскую (уральско-юкагирскую), дравидийскую, алтайскую, эскимосско-алеутскую, чукотско-камчатскую, северокавказскую, сино-тибетскую, мяо-яо, австроазиатскую, австронезийскую, паратайскую, на-дене, североамериндскую, центральноамериндскую, чибча-паэс, же-пано-карибскую, андскую, экваториально-туканоанскую, австралийскую, андаманскую, нигеро-кордофанскую, нило-сахарскую, койсанскую, а также несколько папуасских. Наряду с народами, объединяемыми перечисленными семьями, есть также этносы, занимающие в языковом отношении изолированное положение. Это баски, буриши, кеты, нивхи, айны и др.
Самая крупная из семей — индоевропейская, объединяющая 45% населения земного шара. Народы этой семьи живут в большей части России, Украине, Белоруссии, зарубежной Европе, Иране и Афганистане, в северных и центральных районах Южной Азии. Они преобладают также на сегодняшний день в Америке и Австралии. (Все народы, входящие в ту или иную семью, названы в приложении к статье.
Картвельская семья небольшая (0,1% населения мира). К ней относятся живущие в Закавказье грузины и близкие к ним этнические общности. Народы уральской (уральско-юкагирской) семьи (0,5% населения мира) живут в Зауралье, на крайнем севере Сибири, в Поволжье, на севере европейской части России, в государствах Прибалтики, Финляндии, да севере Скандинавии и в Венгрии. Дравидийская семья (4% населения мира) сконцентрирована в основном в Южной Азии. Народы алтайской семьи (6% населения мира) образуют ряд не связанных географически друг с другом ареалов от Балканского полуострова до российского Дальнего Востока. Многие ученые считают входящие в ее состав группы генетически не связанными и относят их к нескольким разным семьям.
Небольшая эскимосско-алеутская семья, ареал которой в основном охватывает крайний север Северной Америки и Гренландию, объединяет, как видно из названия, эскимосов и алеутов. Малочисленные народы чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены) живут на крайнем северо-востоке нашей страны. Народы афразийской семьи (5% населения мира) расселены в Юго-Западной Азии и Северной Африке. Афразийская семья включает семитскую, берберскую, кушитскую и чадскую группы.
Сравнительно невелика по численности (0,1% населения мира) северокавказская семья. Она включает две группы — абхазско-адыгскую и нахско-дагестанскую. Сино-тибетская семья (23% населения мира) уступает по своей численности лишь индоевропейской (в ее состав входят китайцы, самый многочисленный народ на Земле). Народы семьи мяо-яо (0,2% населения мира) обитают в Китае, а также во Вьетнаме и некоторых других странах Юго-Восточной Азии. Две наиболее значительные этнические общности — мяо и яо, откуда и происходит название семьи. Некоторые исследователи считают мяо-яо группой внутри сино-тибетской семьи, другие — группой в составе австроазиатской семьи. Народы австроазиатской семьи (2% населения мира) живут в своем большинстве в Юго-Восточной Азии, а также в прилегающих районах Южной и Восточной Азии. Австронезийская семья (5% населения мира) объединяет народы, живущие на огромном пространстве от Мадагаскара до Гавайских островов и острова Пасхи в Тихом океане. Паратайская семья (к ней принадлежит 1,5% населения мира) сосредоточена в странах Юго-Восточной Азии и соседних районах Китая. Она выделяется в качестве самостоятельного подразделения далеко не всегда. Некоторые ученые считают ее группой сино-тибетской семьи, другие — объединяют паратайскую и австронезийскую семьи. Индейские народы Америки в языковом отношении подразделяют на семьи на-дене, североамериндскую, центральноамериндскую, чибча-паэс (юг Центральной и север Южной Америки), же-пано-карибскую, андскую, экваториально-туканоанскую. Из этих семей наиболее значительна андская семья (0,4% населения мира), в ее состав входит крупнейший индейский народ — кечуа.
Австралийская семья, как видно из ее названия, сосредоточена в Австралии. Она объединяет очень малые по численности аборигенные народы этого континента. Андаманская семья состоит из нескольких очень малочисленных этносов Адаманских островов (онгё и др.). На Новой Гвинее и прилегающих островах (новогвинейский регион по сложности этнической структуры превосходит любой другой район земного шара) живут папуасские народы, по языковой принадлежности объединяющиеся в десять семей: трансновогвинейскую, западнопапуасскую, сепик-раму, торричелли, восточно-папуасскую, восточночендравасихскую залива Чендравасих, квомтари, араи, амто-мусиан. Значительны только пять первых семей, из них особо выделяется трансновогвинейская семья (народы, входящие в ее состав, образуют 0,1% населения мира). Народы Африки к югу от Сахары образуют три семьи: нигеро-кордофанскую (6% всего населения мира), нило-сахарскую (0,6%) и койсанскую. Нило-сахарская семья в целом локализована севернее нигеро-кордофанской, на южной периферии Африки и в Танзании живут малочисленные народы койсанской семьи (готтентоты, бушмены и др.).
Ряд народов мира занимает в языковом отношении изолированное положение. Два обособленных по языку народа — нивхи и кеты (оба очень малочисленны) — живут в азиатской части нашей страны. На крайнем севере Южной Азии, в горах Каракорума, обитает небольшой народ буриши, язык которых также занимает изолированное положение. В Европе на изолированном языке говорят баски, живущие в Пиренеях, по обе стороны от границы между Испанией и Францией. На изолированных языках говорят также айны (остров Хоккайдо, Япония). Наконец, большая группа говорящих на изолированных языках народов живет на Новой Гвинее (борумесо, варенбори, пауви и др.), но, возможно, причисление языков новогвинейских народов к изолированным не результат истинной генетической обособленности, а следствие их пока еще слабой изученности.
Некоторые исследователи пытаются выявить и более отдаленное языковое родство, выделяя помимо семей еще макросемьи. Так, например, индоевропейскую, картвельскую, дравидийскую, уральско-юкагирскую, алтайскую, эскимосско-алеутскую, а иногда и афразийскую семьи объединяют в ностратическую макросемью; все индейские семьи (кроме на-дене) — в америндскую макросемью. Помимо этнолингвистической классификации существует еще ареальная классификация, когда народы группируются по крупным регионам, называемым историко-культурными или историко-этнографическими областями. В пределах этих областей в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Как известно, народы мира делятся также на три основные расы: европеоидную (или кавказоидную), монголоидную и негроидную. Восточный ареал негроидов нередко рассматривается как особая австралоидная большая раса. Некоторые зарубежные ученые выделяют большее число основных человеческих рас, например американоидов, лапаноидов, малайскую расу и др. (см. карту). В результате смешения различных больших рас образовались так называемые контактные расы, которых в настоящее время насчитывается довольно много. Так, от смешения восточной ветви северных европеоидов и северных монголоидов произошла уральская (урало-лапоноидная) расовая группа. К смешанной группе относится возникшая с первых веков новой эры на обширном степном пространстве между Уралом и Енисеем южно-сибирская группа, у которой преобладают монголоидные черты. В средневековье в более южных районах формируются смешанные среднеазиатские группы с доминированием в большинстве случаев европеоидного элемента. На востоке и юго-востоке Азии находилась зона контакта монголоидов и австралоидов, где в разное время возник ряд смешанных форм, например, южно-азиатская группа с перевесом монголоидных особенностей.
– C какими организациями и личностями сотрудничаете наиболее активно?
– С Международным казахским творческим объединением «Бейбітшілік әлемі – Планета мира» и его президентом Абеном Нурмановым. Абен-ага – генерал-майор ООН по правам человека, представитель известного Кембриджского университета по Казахстану и Центральной Азии. Он – писатель и общественный деятель, автор десятитомной «Саги о Шокане», целого ряда других произведений. Перечислить все его заслуги и регалии просто физически затруднительно. Поддерживать добрые человеческие отношения и полезные деловые контакты с таким человеком – высокая честь для меня. В какой-то мере, я даже считаю Абена-ага своим учителем. Право же, я много хорошего перенял, многому хорошему научился у него.
– И в заключение, чего Вы больше всего желаете писателям, входящим в созданный и возглавляемый Вами Союз?
– Стать успешными, а по большому счету – преуспевающими!
– Спасибо Вам за откровенные умные и полезные для литераторов любого возраста ответы! Больших успехов Вам в реализации творческих и организационных планов, развитии Союза писателей народов мира.
Беседовал Темирлан АЛМАС