Казахстан — открытая страна. И многие казахи, и не только казахи, особенно молодые, пробуют состояться в других краях и весях. Много казахов проживает в Австрии, Германии, Чехии, Америке. Но с другой стороны — переезд, это еще и риск. Мы знаем, сколько наших сограждан, переехавших из Казахстана в Россию, в конечном итоге оказались у разбитого корыта. Историй таких насчитывается тысячи. И вот как эта тема раскрывается в материале журналиста Кенже Татили
«Многие казахстанцы хотя бы раз задумывались об отъезде из страны». (http://camonitor.com/).
Насколько сладок дым Отечества?
Долгие годы мы были гражданами страны, выезд из которой даже по туристической путевке, не говоря уже об отъезде на ПМЖ, был сопряжен со многими трудностями. Теперь времена совершено иные, и любой казахстанец, которому здесь что-то не нравится, может уехать жить в другую страну. Не зря же народная мудрость гласит: «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше». Мы попросили высказать свою точку зрения по этому поводу наших известных соотечественников, адресовав им следующие вопросы:
- Задумывались ли вы о том, чтобы уехать из Казахстана? Если да, то чем это было вызвано? Почему вы остались, что удерживает от отъезда?
- Если нет, то не могли бы вы обосновать свою позицию?
- Какие мотивы при выборе «уезжать — не уезжать» преобладают в вашем случае: экономические, политические, межэтнические?
- Изменились ли ваши настроения в связи с последними событиями в стране (кризис, девальвация)?
- Какие страны кажутся вам наиболее привлекательными для проживания и почему?
Марат Толибаев, блогер:
«Не хочу конфликтовать с Родиной»
1-2. Да, в последнее время я часто думаю об этом. Скорее всего, наложилось несколько факторов.
Во-первых, это политическая система нашей страны. Я не чувствую себя в ней полностью свободным. У меня есть возможность сравнивать с другими государствами. К сожалению, демократия и свобода личности развиваются в Казахстане слишком медленно.
Во-вторых, уровень развития всего общества в целом. «Советская» ксенофобия, то есть нетерпимость ко всему необычному, другому, нетрадиционному, у нас по-прежнему преобладает. Диктат большинства довлеет в идеологии, в религии, в политических вопросах — во всем. Мне с моими либерально-демократическими взглядами часто бывает неуютно в такой атмосфере.
В-третьих, внешнеполитическая ситуация. Наш ближайший сосед — Россия — уверенно ведет себя и своих соседей к военному конфликту (не хочу произносить слова «третья мировая война»). Боюсь, что руководство нашей страны в момент выбора между двумя противоборствующими силами отдаст предпочтение России. Я же сторонник западного блока. Мне придется вступать в конфликт со своей Родиной. Есть и другие, более мелкие факторы.
Теперь о том, что удерживает.
В первую очередь, круг общения. Здесь все мои родные, друзья, близкие. Не хочется терять тесных контактов с ними.
Во-вторых, страх выхода из зоны комфорта. Здесь я знаю, где кушать, где покупать, где стричься, где заниматься спортом. Там это все кажется неизвестным, туманным. В глубине души я понимаю, что все эти вопросы можно решить и наладить и там, но знаменитый страх выхода из зоны комфорта, наверное, живет в каждом из нас.
- Наверное, политические. Об этом я писал выше.
Экономические мотивы не толкают меня к переезду, даже сдерживают. Переезд, безусловно, вызовет большие расходы и более негативно отразится на семейном бюджете, чем если бы мы остались на месте. Сама жизнь за границей, расходы там, думаю, тоже будут больше, чем в Казахстане.
Межэтнические мотивы на меня не имеют влияния, потому что я казах и живу в Казахстане.
- Пожалуй, да. Добавили пессимистических ноток в настроение.
- Для меня, безусловно, наиболее привлекательными выглядят европейские страны. В первую очередь из-за совпадения в целом с образом мыслей и жизни. Свобода, демократия, открытость, мягкость в отношениях, доброжелательность между людьми. Все это привлекает меня в Европе. Ну и в отличие от США и Канады или Австралии, относительная близость к дому тоже имеет значение.
Я неслучайно сказал «к дому». Для меня Родиной и родным домом всегда будет оставаться Казахстан. Если я и решусь переехать, то это временно, не навсегда. Я бы не стал ни в коем случае отказываться от казахстанского гражданства. Мой синий паспорт будет оставаться у меня как обратный билет домой.
Вообще я лично не воспринимаю переезд в другую страну как предательство Родины. Многие великие люди жили на чужбине и при этом оставались патриотами. Очень часто именно они приносили больше пользы своей стране, чем многие из тех, кто остался дома.
Да и потом, в современном глобальном мире к передвижению людей между странами нужно относиться спокойнее. Миллионы граждан разных стран сейчас живут в чужих государствах, оставаясь патриотами своей Родины.
Константин Нагаев,
блоговладелец:
«Моя Родина здесь, но обстоятельства могут измениться…»
Я из Караганды, города, который, наверное, больше всего потерял людей за все годы независимости страны — его население сократилось практически наполовину. Уехало много и до сих пор уезжают (и не только из Караганды) вне зависимости от национальности, религии и социального положения.
Мысли уехать были, и не раз. Впервые — после августа 1991-го. На волне паники родственники подготовили нам в Сибири реальную базу для выезда. Но в последний момент мать отказалась.
Следующий раз был тогда, когда Россия ввела программу «Соотечественники». Мы даже подали заявление на получение квоты. Но, пообщавшись с людьми, которые уехали по этой программе, поняли, что там минусов больше, чем плюсов.
Сейчас вот тоже создаются предпосылки к тому, чтобы задуматься.
Причины… Неисполнение законов властью. Кредит доверия ушел в минус. Ощущение, что живешь с человеком, который постоянно наставляет рога и при этом требует любви.
Этнические предпосылки. В последнее время активность так называемых «национал-патриотов» пугает своим размахом. Все чаще на бытовом уровне возникает аргумент типа «чемодан-вокзал-Россия». При этом я прекрасно понимаю, что это не мнение народа, а скорее частная истерия на фоне нерешенных социальных проблем и информационного шума. Но истерия заразна.
Тотальный непрофессионализм, хамство, воровство и озлобленность тоже не вызывают патриотизма (понятие, которое наша пропаганда извратила до невозможности нормального восприятия).
Вариантов для отъезда у меня не так много — Белоруссия или Россия.
Поездив по миру, я понял, что не хочу ни в Европу, ни в Америку с Канадой. Языковой барьер, культурный разрыв и ритм жизни не тот. Я скорее неторопливый азиат, чем пронырливый янки.
А не уехал по совершенно банальным причинам: здесь родина, здесь друзья, здесь я чувствую себя дома. И даже при всей моей любви к Грузии (а я безумно влюблен и в эту страну, и в людей, ее населяющих), я остаюсь здесь. Пытаясь воссоздать, в масштабах хотя бы своего окружения, то, что мне так нравится в грузинах, — уважение друг к другу, свободу мысли и желание постоянно что-то менять на своей земле.
Врать о бесконечной верности родине не буду. Изменятся обстоятельства (смена режима на еще более непрофессиональный, внутренние конфликты и т. д.) — возможно, мне и моей семье придется уехать. И для меня это будет очень болезненно.
Айдар Алибаев,
председатель Союза потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз):
«Родину не выбирают»
1-2. В самом начале 1990-х мы обрели независимость. Из истории нам известно, как боролись за нее другие страны и народы. Процесс этот порой длился веками и сопровождался кровью и страданиями. Даже сегодня многие народы живут мечтами об этом. Нам же независимость досталась как-то буднично, как-то вдруг сама свалившись в наши руки. Признаемся честно, мы даже не до конца понимали суть произошедшего. И только после некоторого осознания у нас появилось что-то вроде эйфории и радужных надежд, но они довольно быстро улетучились. Новая действительность быстро отрезвила нас.
Огромное количество людей, нормально устроенных в жизни, вдруг оказались не у дел. Многие из них впали в растерянность и просто не знали, что делать. Жизнь действительно становилась сложнее, хотя в силу молодости мое поколение не сильно обращало на это внимания.
А потом мои сограждане начали уезжать. В Россию, Германию, Грецию, Турцию, Израиль. Когда мой приятель доверительно сообщил, что уезжает в Америку, я испытал шок. В тот момент это казалось равносильно полету на Луну. Как? Что там делать? Да ты даже языка не знаешь! Но на его встречный вопрос «а что делать тут?» мне тоже трудно было ответить. Поскольку крыть особо было нечем.
Однажды мой старый товарищ уговорил сходить с ним за компанию в канадское посольство, чтобы узнать об условиях отъезда. Стоя с ним в очереди, я, движимый любопытством, вдруг тоже решил зайти на собеседование. Попал к пожилой, очень внимательной и вежливой тетке. Ознакомившись с моей трудовой биографией, а также узнав о моем разговорном французском, она решительно дала мне какие-то листки и сказала: «Заполняйте формы, готовьте пакет документов и приносите сюда. У вас есть реальные шансы получить разрешение. С работой проблем не будет. Нам нужны инженеры, работавшие на производстве на машиностроительном заводе. Думаю, провинция Квебек — это как раз для вас».
Несколько я дней ходил, словно в тумане, таская в кармане эти листки и никому об этом не рассказывая. Реального желания уехать у меня не было, но в то же время ее слова не выходили из головы. На тот момент я ни разу не бывал за границей и потому слабо представлял реальную картину того, что может там ожидать.
С той поры прошла почти половина взрослой жизни. Листки, так и не заполненные, где-то затерялись. Жизнь со всеми ее сложностями и проблемами завертела, закружила меня. Друзья, родня, родная Алма-Ата и еще много чего необъяснимого — это то, с чем расстаться невозможно. Позднее пришло более глубокое понимание этих вещей, и мой спонтанный поступок в канадском посольстве вспоминается с улыбкой. Молодости свойственны горячие, эмоциональные и необдуманные поступки. А, сейчас, объездив чуть ли не полмира, я, конечно, по-другому смотрю на эти вопросы.
- Мотивы для отъезда у людей самые разные. На мой взгляд, преобладают все-таки экономические причины. Хорошо там, где нас нет. Почему-то люди считают, что «ТАМ» все проблемы исчезнут или, по крайней мере, их легче будет решать. На самом деле все не так просто.
Мне известно немало примеров, когда наши бывшие граждане не смогли, в силу разных причин, приспособиться к жизни за рубежом и вернулись обратно. Особенно это касается уехавших в Россию. Менталитет наших и российских русских сильно отличается, и часто именно невозможность найти общий язык со своими новыми соседями является причиной возвращения назад. Конечно, есть примеры и обратного порядка. Но, на мой взгляд, сегодня ситуация, сложившаяся в России, никак не способствует переезду туда.
Если говорить о политических причинах, то они тоже присутствуют. Многие, даже неплохо живущие в материальном смысле, считают, что здесь нет перспективы в политическом смысле. И с этим трудно не согласиться. Складывающаяся у нас политическая ситуация никак не внушает оптимизма по поводу завтрашнего дня. Но, во-первых, политическая ситуация в той же России, да и в некоторых других странах не лучше нашей. А во-вторых, политическая причина касается нас всех в равной степени, независимо от национальности. Мы все заинтересованы в политических переменах, так как понятно, что дальше так жить нельзя. Мы находимся в политическом тупике, и это давит, не давая возможности развиваться всем другим сферам жизни.
Если же говорить о межэтнической проблеме, то, думаю, ее практически нет, или, по крайней мере, она минимальна. В этом смысле Казахстан действительно показывает пример терпимого и вполне позитивного отношения людей разных национальностей друг к другу. Но это, конечно, благодаря только самим нашим гражданам. Власти не имеют к этому никакого отношения.
Очень сильно меня задевает, когда наши бывшие сограждане, которые смогли более или менее устроиться на новом месте, начинают хаять почем зря свою бывшую родину и придумывать разные гадости, которых никогда не было в реальной жизни. Не имеет значения причина, по которой ты уехал, гораздо важнее сохранять достоинство и оставаться человеком при любых обстоятельствах.
- Как-то меня спросили: похоже ли сегодняшнее время на 90-е годы в части проблем, которые переживают казахстанцы? Нет, не похоже.
В начале 90-х у нас все было впереди и, несмотря на трудности начального периода, мы с надеждой смотрели в будущее. Сегодня за нашей спиной почти четверть века суверенной истории. И, к сожалению, приходится констатировать, что эти годы мы не развивались и не смогли рационально использовать имевшиеся возможности и потенциал. 25 лет некомпетентного и неэффективного управления страной, несмотря на огромные доходы от продажи сырья, практически завели нас в тупик.
Мы разрушили и потеряли фактически все, что досталось нам в наследство от огромной страны, практически ничего не построив и не создав за это время. На мой взгляд, мы оказались недостойны той независимости, о которой мечтали наши отцы и деды. Поэтому мои настроения сильно изменились в пессимистическую сторону. Но это ни в коем случае не означает, что надо уезжать из страны. Наоборот, это еще сильнее должно мотивировать нас к изменениям в Казахстане. Сложившуюся ситуацию надо менять, надо поворачиваться лицом к людям, думать о них и строить общество и страну для людей. Иначе не только русские или немцы покинут страну, но и сами казахи не захотят в ней жить. Что уже, собственно, и происходит, потому что из страны начинает уезжать молодежь. Очень надеюсь на перемены и считаю, что они неизбежны. И все должны понимать, что нам придется начинать практически с самого начала и надо думать о том, какую работу нам всем предстоит проделать, чтобы сделать Казахстан привлекательным и комфортным для всех граждан страны.
- На выбор страны проживания влияет много факторов. Это очень субъективно, и для каждого это вопрос его желаний и возможностей. На мой взгляд, более предпочтительными являются Канада или США, возможно, Австралия. В этих странах практически отсутствует либо минимален антагонизм между коренным населением и приезжими, а данный фактор является исключительно важным, если не самым важным, с точки зрения обустройства и комфортного проживания на новом месте. В этих странах все приезжие, разница лишь в количестве поколений. И отношение к тебе будет формироваться на основании того, как ты себя покажешь. Как с человеческой, так и с профессиональной точки зрения. То есть все в твоих руках. В Европе же с этим гораздо сложнее. Взаимоотношения между приезжими и коренными жителями могут стать основным препятствием для нормальной адаптации на новом месте. Но это если рассуждать чисто теоретически.
А на деле я сторонник той точки зрения, что родителей и родину не выбирают. Считаю, что не надо искать красивой и сытой жизни за морями и долами. Красивую и комфортную жизнь надо строить там, где ты живешь. У нас в Казахстане для этого есть все необходимые условия. И огромная, богатая страна, и прекрасный народ. Осталось сделать так, чтобы никому не хотелось уезжать из этой страны.
Эдуард Полетаев, политолог:
«Отсев слабаков» или нежелание «киснуть в болоте»?
Задумывался, но не всерьез. Здесь я родился и вырос, обрел семью и друзей, состоялся в профессиональном плане, познал разные чувства от страхов до радостей. То есть фундамент моей жизни построен в Казахстане, а, как говорится, «где родился, там и пригодился».
Отъезд из страны — это не спонтанное решение, оно, по моим наблюдениям, имеет серьезные последствия для самочувствия и жизненного комфорта отъезжающего. Легче отъезжать в студенческие годы, когда нет еще семьи и детей, вокруг тебя не сложилась инфраструктура в виде социальных связей, работы, жилья, автомобиля и т.д., а в понятиях о жизни много целеустремленности и максимализма. Несколько моих друзей и знакомых поменяли страну постоянного жительства, и не у всех сложилось на новом месте, некоторые вернулись назад.
На самом деле я не вижу ничего страшного в том, что человек меняет страну проживания. Мир глобализируется, сейчас вполне естественно, если китаец живет в Африке, а европеец — в Латинской Америке. И вопросы патриотизма не всегда тут имеют приоритетное значение. Социологические опросы, проведенные даже в развитых странах мира, показывают, что задумывавшихся о переезде в среднем от 20 до 50 процентов. И причины к переезду у людей самые разные.
Главная проблема заключается в том, насколько людям кажется более оправданным уехать, чем остаться. Понятное дело, что, например, у граждан Сирии причин уехать из страны сегодня огромное множество. Есть государства, покинуть которые определенным лицам хочется, да сделать это весьма трудно. Таким был, к примеру, СССР. Мне кажется, что нужно спокойно относиться к желанию людей искать возможность более комфортно реализовать себя в жизни. Если же в Казахстане, напротив, наблюдаются тенденции к миграционному приросту, следовательно, не все обстоит так уж плохо.
Премьер-министр Израиля Ицхак Рабин в свое время называл процесс, когда люди покидали страну, выезжая, например, в США, «отсевом слабаков». Я бы не был так безапелляционен в оценках миграции. К выезду из той или иной страны часто склонны перспективные, сильные люди, не желающие «киснуть в болоте».
Настроение мое после девальвации, конечно, не радужное. Трудно стало прогнозировать, что будет с нами в ближайшее время. Но я не унываю, поскольку, пережив уже несколько девальваций, надеюсь, справлюсь и с этой. Более 20 лет уже тенге все облегчается по отношению к доллару, а мы все еще живы. Да и потом, девальвация для меня не повод для отъезда. Как правило, ей чаще подвержены валюты стран с сырьевой экономикой. Зато в таких странах меньше конкурентная среда в тех сферах, где я работаю. Меня гораздо больше пугают зомбированные и весьма необразованные граждане нашей страны. Их, к сожалению, благодаря социальным сетям расплодилось много, и хорошо, что у них в руках нет политического микрофона или оружия.
Недавно я читал «Дневники» советского диссидента, а затем эмигранта Эдуарда Кузнецова. В них он высказал интересную мысль о том, что наличие организованной преступности служит индикатором демократичности общества. То есть мафия, или организованная преступность — это подоходный налог с благ демократии, ее издержки, вроде порнографии. В то время как жесткие автократии мафию уничтожают на корню. То есть выбор такой: или свобода печати плюс порно, или газета «Правда» минус порно. Для кого какие издержки важны, тот там и стремится жить.
А привлекательными для проживания странами являются те, где имеются мир, уважительное отношение людей друг к другу, хорошая социальная защита и приемлемый климат. В основном это такие мигрантоемкие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.