Современный мир – это мир национальных государств, важнейшим атрибутом которых является гражданство, представляющее собой определенные отношения индивида и государства: гражданин обязуется быть лояльным государству, соблюдать его законы, а оно взамен берет на себя защиту гражданина, его прав и свобод. Казахстан с момента своего образования в 1991 году дала гражданство всем проживавшим на ее территории жителям, вместе с тем тогда перед молодым государством встала проблема формирования гражданской идентичности. Речь шла о трансформации советской идентичности (потерявшей свое значение и содержание с распадом СССР) в идентичность с Казахстаном как новой родиной, то есть о создании гражданской нации. В Казахстане в то время, да и сейчас, понятия гражданской идентичности и гражданской нации во многом новы и непривычны. Мы больше привыкли к этническому пониманию нации и идентичности. Иначе говоря, национальность человека, понимаемая как его этническая принадлежность, определяется кровным родством. Такое понимание нации продолжает господствовать не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве. Для граждан бывшего СССР нация определяется «кровью», генами, биологическими факторами. Но в таком случае нация оказывается закрытым сообществом, в нее входят, только те, у кого общие гены со своими соплеменниками.
Именно поэтому в современном мире нация определяется как гражданское политическое сообщество, а не как этнокультурное образование. В Казахстане национальное строительство осуществляется именно на гражданской концепции нации и гражданской идентификации. Это общепринятое в мировой практике и международном праве понимание нации как сообщества всех граждан государства независимо от их этнической, культурной, религиозной и иной принадлежности. Точно таким же образом определяется нация в Конституции Казахстана, поскольку она основана на международном праве. Именно это является главной внешней причиной сплочения казахстанцев на основе гражданства. Гражданскую идентификацию Президент предлагает с самых первых дней независимости Казахстана. На этой форме идентификации основана казахстанская модель межэтнического согласия и мира, получившая международное признание.
То, что Президент Н.Назарбаев вновь призвал к укреплению гражданской идентичности в Казахстане, отнюдь не случайно. Вооруженный конфликт в Украине сегодня наиболее значим в восприятии политиков, экспертов, населения в плане того, к чему может привести недооценка роли гражданской идентичности. Игнорирование гражданской идентичности оказалось просто катастрофичным для государственности в полиэтничных странах. Оно привело в конце прошлого века и начале нынешнего к определенным потерям в таких странах, как Азербайджан, Молдова, Грузия, Украина. Формирование и укрепление гражданской идентичности крайне актуально для Казахстана, в котором очень высок уровень полиэтничности. Согласно данным Комитета по статистике на начало 2014 года казахи составляли 65,5% населения страны, а другие этнические группы – 34,5%. В той же России, по переписи населения 2010 года, русские составляли почти 77,7%, а другие этнические группы – всего лишь 22,2%. По принятой в мире классификации государство является полиэтничным при наличии, помимо титульной группы, хотя бы 5% граждан других этнических групп. Для нас гражданская идентичность – главный предохранитель от угроз масштабного межэтнического конфликта, залог сохранения межэтнического мира, сохранения и укрепления государственности. Но при этом гражданская и этническая идентичность вовсе не противоречат друг другу. Каждому человеку присуще и то, и другое. Обычно наш человек воспринимает себя и казахстанцем, и представителем определенного этноса (национальности), и даже представителем региона. Если речь о казахе, то он, ко всему остальному, может говорить и о принадлежности к роду.