О нашем министре обороны молва идет как о человеке, который сам не спит, и другим не дает — устраивая в армии проверки за проверками. Кстати, офицеры ему благодарны за то, что он разогнал армейские строительные шарашки — конторы, который на вполне легальной основе занимались освоением народных денег в карманы генералов. Говорят, Тасмагамбетов при этом сказал, что возглавляемому им Министерству Обороны лучше покупать жилье для своих офицеров у известных строительных компаний на рынке, вместо того, чтобы заниматься не свойственным для военных делом.
И вообще, армия не должна заниматься строительством, не должна разводить свои огороды, чтобы сажать помидоры и хлопок. Иначе получиться у нас не современная армия, а какое-то стрелецкое войско, со своим скарбом и со своими бабами и детишками в обозе.
О том, чем сегодня дышит и живет казахстанская армия интервью журналиста Владимира Северного с министром обороны РК.
Имангали Тасмагамбетов: » Как любая система развития, казахстанская армия имеет свои проблемы (http://camonitor.com/)
Чем живет современная казахстанская армия, насколько хорошо она вооружена, одета, накормлена? Как личный состав обеспечен жильем и другими социальными гарантиями? Боеготова ли она в той мере, как требует Верховный главнокомандующий — президент страны Нурсултан Назарбаев? Какие проблемы сейчас являются для гражданского министра обороны первоочередными, а какие отошли на второй план? На прошлой неделе исполнился ровно год, как Имангали Тасмагамбетов был назначен на эту ключевую должность. Эта «новостная привязка» и послужила одним из главных поводов для встречи нашего специального корреспондента с главой оборонного ведомства.
— Имангали Нургалиевич, как в целом прошел год с момента вашего назначения на эту должность? Какие из важных событий оборонного значения запомнились? Чего главного, на ваш взгляд, удалось добиться?
— Очень обширный вопрос. В такой системе, как Министерство обороны, за год подводить итоги очень нелегко, как сложно говорить и о каких-то достижениях, поскольку на результат можно рассчитывать только через определенный период, часто долгосрочный. Таким ответом я и хочу ограничиться, потому что оценивать свою работу я, наверное, смогу по прошествии времени или в дальнейшей перспективе.
— Ваши ощущения в кресле силового министра? Как вам, сугубо гражданскому человеку, удается вникать в организацию боевых операций и руководить ими наряду с генералами? Зная ваш характер, я уверен, что по вечерам вы занимаетесь самоподготовкой на основе документов генштаба…
— В одном вопросе вы смешали и эмоциональное, и рациональное. Если говорить о первом вопросе, то поначалу, возможно, эмоции и присутствовали, но понимание ответственности быстро сменило их на конкретные задачи и планы. Понятно, что данная сфера была для меня новой, о ней я имел лишь общие представления. Мне пришлось заняться, как вы отметили, в том числе и самоподготовкой, вникать в организацию боевых операций и т.д. Что касается генералов, то мы выполняем общие задачи, поставленные Верховным главнокомандующим.
— По вашей инициативе в войсках всех региональных командований были проведены масштабные проверки. Был ли при этом достигнут эффект внезапности? И какова ваша личная оценка нынешней боеготовности соединений и частей казахстанской армии?
— Любого человека можно заподозрить в отсутствии откровенности или в некомпетентности, если он будет рисовать в идеальных красках ту сферу, которой руководит. И как любая система развития, казахстанская армия имеет свои проблемы. Их основную причину я бы обозначил, во-первых, как сложность роста. Еще один немаловажный фактор
— это необходимость адаптации наших войск к изменению ситуации в мире. Изменились методы ведения войн, а значит, должны меняться форма и содержание боевой подготовки. И это, поверьте, не одномоментно решаемая задача. Именно в этом контексте необходимо рассматривать те проверки, которые проводятся по приказу Верховного главнокомандующего Вооруженных сил РК. Их цель
— не констатация имеющихся проблем, а прежде всего повышение боевой готовности воинских частей.
— Как вы решаете извечные проблемы оборонного комплекса? Какие заводы уже работают, а что планируется запустить в перспективе? Чем нам можно гордиться? Что предлагается «Казинжинирингом» на мировом рынке вооружений?
— Это вопрос журналиста, который достаточно хорошо знает изнутри казахстанскую армию, потому как данный вопрос чрезвычайно важен для нашей армии. Развитие оборонно-промышленного комплекса обеспечивает относительную независимость от внешних поставок вооружения и военной техники. Я говорю «относительную», потому что всем спектром производства вооружения Казахстан обеспечить себя не сможет. Да и ни одно государство в мире к этому не стремится. Многие страны-производители определили для себя так называемую линейку видов вооружения и военной техники, которую они в силу тех или иных факторов могут выпускать. Таких факторов много — это и наличие конструкторских бюро, и внутренние потребности, и широкие возможности экспертного потенциала и т.д. Исходя из этого мы выработали определенную стратегию ОПК. Этому направлению особое внимание уделяет президент страны — Верховный главнокомандующий Вооруженными силами Нурсултан Абишевич Назарбаев. Поэтому создание в Казахстане современных высокотехнологичных производств с участием зарубежных партнеров можно назвать «высшим пилотажем» с точки зрения инвестиционной результативности. К примеру, в Астане успешно функционирует совместное казахстанско-турецкое предприятие «Казахстан ASELSAN инжиниринг», которое выпускает новейшие оптические приборы, необходимые для оборонных нужд нашей страны. Производственная линейка этого предприятия включает в себя широкий спектр электронных плат, применяемых в различной технике (от подводных лодок до космических кораблей), и их выпуск возможен только на имеющемся специальном оборудовании.
Вполне логичным экономическим результатом таких проектов является прежде всего локализация производства на территории нашей страны. Как результат, создается мультипликативный эффект в виде трансферта технологий и методов управления производством; роста налоговых поступлений; увеличения высококвалифицированных рабочих мест в оборонно-промышленном комплексе и смежных отраслях промышленности; повышения интереса к исследованиям оборонного характера. Но, пожалуй, самое главное, к чему сегодня стремится абсолютное большинство стран мира, — это уход от закупа вооружения и военной техники за рубежом. Решению столь важной государственной задачи подчинен еще один перспективный проект, который реализуется в Астане. Это завод по выпуску бронированного автомобиля с противоминной защитой «Арлан». Аналогичные машины уже стоят на вооружении ряда других стран и были испытаны в боевых условиях. Этот высокотехнологичный проект осуществляется совместно с южноафриканской компанией Paramount Group. Запуск завода станет очередным достижением Казахстана в направлении повышения потенциала своего оборонно-промышленного комплекса.
Также отмечу, что в Казахстане функционирует ряд предприятий, занимающихся производством, модернизацией и ремонтом продукции военного и двойного назначения. Это заводы АО «Семей инжиниринг», АО «Уральский завод «Зенит», АО «Тыныс», АО «Машиностроительный завод им. С.М.Кирова», ТОО «Казахстан Парамаунт инжиниринг», ТОО «Казахстан Aselsan инжиниринг». Они предлагают на экспорт различные корабельные комплектующие, торпеды, судовую гидравлику, авиационные комплектующие, современные тепловизионные приборы, линзы для прицелов, приборы ночного видения.
— Каково ваше мнение относительно нынешней работы по патриотическому воспитанию молодежи? Деньги из бюджета на различные помпезные мероприятия тратятся немалые. Есть ли ощутимый эффект? Что, на ваш взгляд, надо делать? Как правильно воспитывать подрастающее поколение? На чем?
— Занимаясь воспитанием патриотизма у молодежи, мы должны прежде всего исходить из ее мироощущения. Не секрет, что в рыночное время меняется и восприятие молодых людей в вопросах воспитания. Оно становится более рациональным. Образно говоря, им надо пощупать и попробовать на зуб существование самого предмета. К сожалению, от этого никуда не денешься. Поэтому мы провели в Спасске первый молодежно-патриотический слет «Айбын», который станет традиционным. В нем приняли участие представители военно-патриотических клубов из всех регионов страны. Это сделано с той целью, чтобы молодежь почувствовала пульс армии через непосредственное участие в боевой подготовке и в имитации военных учений. Хочу сказать, что человеку, который там не присутствовал, очень сложно ощутить ту энергетику и представить, как искренне они говорили о любви к родине. При этом участники обещали донести все услышанное и увиденное до сверстников в своих регионах.
Второй пример связан с вашей профессией — речь идет о проекте «Военный дискурс». В рамках трех семинаров более сотни журналистов и блогеров имели возможность получить базовые знания о работе в зоне военного конфликта. Причем это преимущественно молодые люди, публикации и посты которых ориентированы на молодежь. Стоит отметить, что семинар собрал множество положительных откликов среди участников, которые высоко оценили уровень его организации. Они смогли не только поучаствовать, но и испытать все чувства, которые так необходимы для понимания целостности всей картины. Более того, наш анализ показывает, что их суждения стали более адекватными, выверенными и профессиональными. Это, на мой взгляд, позволит закрепить в умах молодых людей позитивное отношение к армии, отождествление себя со своей Родиной.
— ЦСКА — один из лидеров спорта в Казахстане, но спортсменов-армейцев мы уже давно не видим на международной арене. Вот, например, сейчас горнолыжники Казахстана, местные ребята, наши воспитанники, готовы показывать результаты на уровне 30 лучших в мире. Однако у них отсутствует материально-техническая база. И возможности ЦСКА они не могут использовать, как раньше: им в этом отказывают. Готова ли армия взять под свое крыло этих спортсменов и сборную страны?
— Думаю, вы не зря задаете этот вопрос после разговора о патриотизме. Именно спорт как элемент идеологического воспитания во все времена играл большую роль в формировании духа и боеготовности армии. Хочу привести конкретные примеры. Сегодня наши талантливые спортсмены Центрального спортивного клуба армии Министерства обороны повышают престиж не только отечественного военного спорта, но и всей армии. Подтверждением их растущего мастерства стало участие в VI Всемирных армейских играх. Сборная Вооруженных сил РК завоевала на них 13 медалей и заняла 12 место среди 130 стран-участниц. Кроме того, по итогам первых Военно-спортивных игр стран СНГ армейцы Казахстана заняли 2-е место, завоевав 49 медалей. Призовое место нашей стране принесли титулованные военные спортсмены ЦСКА, которые своими выступлениями еще раз доказали высокий уровень казахстанского военного спорта. И эти показатели, считаю, достойны похвал. Юные талантливые спортсмены, которые уже сегодня защищают честь страны на международной арене, — это самые большие патриоты. Очень хороший состязательный элемент присутствует и в Международных армейских играх-2015. На них наши команды показали неплохой результат. К слову сказать, в «Танковом биатлоне» казахстанцы стали четвертыми среди 13 команд, в «Авиадартсе» и на «Кубке Каспия» — вторыми. В определенном смысле это показатель развития нашей армии на данном этапе.
— Каков эффект от ежегодной Международной выставки KADEX? Сколько заключено сделок? На что вы обратили особое внимание? Что из современного вооружения и техники необходимо закупить для оснащения нашей армии?
— Уверен, что проведение в Астане IV Международной выставки вооружения и военно-технического имущества KADEX, которое запланировано на июнь следующего года, станет уверенным шагом в плане продвижения отечественного бренда. Как вы знаете, подобные выставки имеют огромную популярность во всем мире. Один из главных акцентов делается на совершенствование электронных и электронно-оптических систем, систем связи и управления, сетевых решений. Традиционно большим интересом пользуются комплексы управления войсками и оружием, системы защиты от высокоточного оружия, авиационная техника, средства и системы противовоздушной обороны, оптико-электронные приборы. В условиях растущей конкуренции страны активно интегрируют предприятия оборонно-промышленного комплекса, развивают наукоемкие производства, способные производить высокотехнологичную продукцию. Ведь перевооружение и комплекс¬ное переоснащение войск современными образцами вооружения и военной техники, средствами разведки и связи является основным направлением в обеспечении нашей обороноспособности. Сегодня приоритет отдается соединениям и воинским частям Аэромобильных войск, Военно-воздушных сил, Силам специальных операций, разведки и связи. В частности, для Сухопутных войск приобретены боевые машины поддержки танков «БМПТ», турецкие машины «Кобра» и бронетранспортеры БТР-82А, для Военно-воздушных сил — военно-транспортный самолет С-295 и многофункциональный истребитель Су-30СМ.
KADEX-2016 открыт для всех гостей. Думаю, предстоящая выставка станет площадкой профессионального диалога, где военные специалисты смогут в конструктивной атмосфере обменяться мнениями, опытом. Это гарантированно послужит развитию отечественной военной мысли, а также укреплению военно-технического сотрудничества.
— Казахстанские военнослужащие в нынешнем году приняли участие в трех парадах, включая поездки в Россию и Китай. Пригласили
— значит, уважают и высоко ценят…
— Да, в этом году наши военнослужащие приняли участие сразу в трех военных парадах — в Астане, Москве и Пекине. Первый был посвящен 70-летию Великой Победы. Поэтому он нес в себе мощный заряд гордости, любви и уважения. Кроме того, он продемонстрировал боевую мощь, единство и сплоченность нашей армии, общества, народа Казахстана, стал символом крепости суверенитета нашей страны. Второй политический аспект связан с тем, что это был парад войск состоявшегося государства. Парад Победы — это прежде всего показатель того, что за годы независимости при непосредственном участии главы государства была создана крепкая и боеспособная армия. А в нынешнем году парад стал еще и зримым олицетворением глубокой дани уважения нашим ветеранам. Поэтому гораздо шире были и размах, и масштаб, и качество меро¬приятия. Военные атташе других государств дали нашему параду самую высокую оценку. Эта оценка складывается из множества показателей: экипировка парадных расчетов, равнение в шеренгах и колоннах, молодцеватость солдат, темп движения колонн в унисон заданному музыкой ритму. Еще сложнее выдержать эти параметры при движении военной техники, особенно в небе — для стремительно проносящейся реактивной авиации.
В параде, состоявшемся в Москве, участвовали 74 курсанта и офицера Военного института Сухопутных войск Вооруженных сил РК. Командование Военного института на протяжении месяца отбирало курсантов, которые затем были командированы в российскую столицу, где с честью и достоинством выполнили поставленную перед ними задачу.
В параде по случаю 70-летия победы китайского народа в войне сопротивления с Японией от Казахстана принимала участие рота почетного караула Аэромобильных войск Вооруженных сил РК. По главной площади Пекина прошли 32 коробки, из них 15 — военнослужащие Китая. Коробка из 76 прекрасно подготовленных казахстанских военно¬служащих показала высокий уровень подготовки…
Беседовал Владимир СЕВЕРНЫЙ