На минувшей неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом Великобританию, где провел несколько важных встреч и подписал ряд важных документов.
Едва проводив высокого американского гостя – государственного секретаря США Джона Керри, казахстанский президент отправился в Лондон. Туманный Альбион встретил Нурсултана Назарбаева и всю казахстанскую делегацию во всем своем торжестве. В ходе официального визита глава Казахстана встретился с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, королевой Елизаветой и банковским королем Джейкобом Ротшильдом. Эта встреча заслуживает особого внимания. Возможно, даже больше, чем все остальные. Ведь с фамилией Ротшильдов в мире связывают очень многое. Но об этом позже.
Помимо официальных аудиенций глава нашего государства провел встречу с представителями крупных британских компаний, заинтересованных в сотрудничестве с нашей страной, где речь шла об инвестициях в экономику Казахстана. В целом, как сообщают казахстанские и международные СМИ, визит оказался плодотворным. По его результатам достигнуты важные соглашения, подписаны важные для обеих стран документы и контракты, сулящие перспективное взаимодействие.
Вначале был Китай
Стоит отметить, что это второй азиатский официальный визитер на Британских островах за короткий промежуток времени. Буквально за несколько дней до приезда в Лондон казахстанского лидера его посетил глава Китая Си Цзиньпин. СМИ отмечают этот визит как беспрецедентный по длительности и торжественности, взбудораживший умы политологов.
По мнению многих из них, Британия, считавшаяся на протяжении нескольких последних столетий этаким центром цивилизации, вокруг которого все последнее время крутилась вся политическая и экономическая активность, стала уделять столько внимания азиатскому континенту не просто так.
Исторически сложилось так, что крупнейшими мировыми финансовыми центрами являются Лондон, Нью-Йорк, Сингапур и Гонконг. Но, имея более выгодное географическое положение и развитую транспортную систему, Гонконг в последние годы стал идеальной площадкой для захода европейских и американских компаний на рынки Азии и, прежде всего, Китая. Лондон и Нью-Йорк уже несколько лет как не делают погоды в финансовом мире в той мере, в какой делали раньше. Сегодня тенденцию банковского дня и финансового года в целом задает Гонконг. Хотя Сингапур также не остается в стороне.
Экономическое развитие Поднебесной, ее обладание колоссальными материальными ресурсами и безграничным промышленным потенциалом объективно делает необходимым создание очередного глобального финансового центра где-нибудь в Азии. И во многом этим и объясняется желание Великобритании войти в недавно созданный Азиатский Банк Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ).
Объективная реальность такова, что азиатский регион сегодня на самом деле превращается в один из ключевых на планете. Это значит, что на статус ведущих мировых финансовых центров сегодня в полной мере могут претендовать и Гонконг, и Сингапур.
Британия имеет непосредственное отношение и к тому, и к другому. Первый до недавнего времени принадлежал ей непосредственно. И сегодня, постепенно переходя под полную юрисдикцию Китая, он все же отставляет на себе некий британский отпечаток.
Британцы прекрасно знают, что Гонконг служит не только финансовым центром Китая. Обрабатывая 80 процентов заказов китайской международной торговли, он является крупнейшим в мире оффшором китайской валюты. Расчеты между Поднебесной и ее особой экономической зоной производятся в китайских юанях. К тому же Гонконг — один из крупнейших центров обработки транзакций в юанях, а китайская валюта уже практически включена в список мировых резервных валют. И именно через этот мегаполис проходит значительная часть китайских инвестиций в другие государства. Гонконгская фондовая биржа сегодня является третьей в Азии и седьмой в мире. Кроме того, Гонконг является вторым по величине центром венчурного капитала и крупнейшим центром обмена валюты в Азии.
Помимо всего прочего, город находится в пяти часах лета от половины населения мира. Китай, Япония, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Индия – все эти страны, весь Азиатско-Тихоокеанский регион расположен практически рядом с Гонконгом, на расстоянии, что называется, вытянутой руки. Это делает его очень эффективным местом с точки зрения охвата Азиатско-Тихоокеанского региона и всего мира.
Все это, разумеется, с реальной перспективой роста и не может не привлекать внимание международного бизнес-сообщества, в том числе и британского.
Что же касается Сингапура, то там влияние Лондона сохраняется практически полностью. И сегодня значительная часть капиталов из Европы и Америки постепенно перетекает именно туда.
Еще один фактор — увеличение китайского влияния в азиатско-тихоокеанском регионе. С ростом его экономического могущества объективно возрастает и военная мощь. Сегодня уже дошло до того, что Пекин прямо заявляет о возможности прямого столкновения военно-морских сил Китая и США в том случае, если американцы продолжат свои провокации в Восточно-Китайском море. Каких-то десять лет назад такого никто не мог представить.
Европа между делом
В этой связи нельзя не сказать несколько слов о Европе. Разразившийся мировой экономический кризис открыл глаза на многое. В частности, на то, что экономическая модель Европейского Союза, опиравшаяся на отношения зависимости между такими промышленно развитыми странами центра, как Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, и такими странами периферии, как Португалия, Испания, Ирландия, Италия, Греция, достигла своего пика развития. Страны периферии на протяжении длительного времени выполняли функцию рынков, на которые промышленно развитые государства экспортировали излишки своего производства. Кредиты, за счет которых финансировался импорт, увеличивали прибыльность их капиталов. Но, как только вспыхнул финансовый кризис, эти страны вдруг столкнулись с огромными финансовыми проблемами. Производственные мощности резко упали и теперь не позволяют им справиться с ними. Невозврат долгов. Плюс к этому санкционная война между Евросоюзом и Россией.
Безусловно, она подкосила экономики обеих сторон. Но в России принята программа по импортозамещению, стимулирующая собственное производство. В Европе же об этом речи быть не может, поскольку она долгое время безбедно жила именно за счет значительной доли в мировом экспорте. К тому же сегодня существует реальная перспектива того, что азиатские компании полностью вытеснят своих европейских конкурентов с рынка ЕАЭС, а затем примутся к завоеванию и рынка ЕС. Прямые предпосылки к этому – коридор «Западная Европа – Западный Китай», а также проект «Шелковый путь».
Тихая гавань Казахстан
Встречи Нурсултана Назарбаева с британским премьером Дэвидом Кэмероном и королевой Елизаветой, безусловно, являются весьма важными. Но гораздо больше внимания, на наш взгляд, заслуживает встреча казахстанского президента с Джейкобом Ротшильдом – человеком, который влияет на общую температуру планеты не меньше, а, возможно, и больше руководителей ведущих держав. И это немудрено. Обладая такими капиталами, какими обладает этот господин, невозможно оставаться в стороне от мировых процессов.
Известно, что семейство Ротшильдов уже несколько лет, как перевело свои основные капиталы в банки Гонконга и Сингапура. Многие это воспринимают в качестве еще одного аргумента в пользу того, о чем мы говорили выше. И вот глава этого уважаемого семейства изъявил желание встретиться с президентом Казахстана.
Встреча, разумеется, проходила за закрытыми дверями. Но сам ее факт уже говорит о многом. Прежде всего о том, что Казахстан находится в поле зрения мировых финансовых воротил, которые встречаются далеко не со всеми президентами. Возможно, речь шла о создании какого-нибудь финансового или биржевого центра в нашей стране, что, наверное, пошло бы нам на пользу. В любом случае, разговор с финансовым магнатом, скорее всего, шел о деньгах. Вернее, об их правильном вложении. И, возможно, в банковский сектор и экономику Казахстана. Почему бы нет?
Наша страна в этом плане может быть привлекательна сразу по нескольким причинам. Благодаря тому, что в геополитическом плане Россия и Китай гарантируют нашу безопасность, у нас сохраняется стабильность. От возможного нападения экстремистов с юга нас прикрывают наши центральноазиатские соседи. Помимо этого, свою значительную роль в сохранении безопасности играет наше участие в ОДКБ.
Казахстан занимает выгодное геоэкономическое положение, становясь одним из важных звеньев цепи «Западная Европа – Западный Китай», являясь, по сути, мостом, связывающим Азию с Европой. Мы являемся неотъемлемой частью проекта «Шелковый Путь». На нашей территории находится свободная экономическая зона «Хоргос – Восточные ворота», которая в обозримом будущем станет самым большим в мире сухим портом. И Китай, и Россия, также играющая немаловажную роль во всех этих проектах, – наши основные экономические партнеры. В конце концов в сотрудничестве с нами заинтересованы представители крупного бизнеса из того же Гонконга, которые приезжали пару лет назад в Алматы налаживать контакты.
Понятно, что Джейкоб Ротшильд далеко не меценат и преследует исключительно свои интересы. Но если они совпадают с нашими, хуже от этого нам явно не станет.