АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Чем запомнились первые 100 дней Бауыржана Байбека?

скачанные файлы17 ноября Бауыржан Байбек переступит знаковый рубеж — 100 дней на посту акима города Алматы. По истечении этого временного отрезка принято давать первые оценки работе чиновников такого ранга. С просьбой охарактеризовать деятельность нового градоначальника, назвать его основные достижения и неудачи на старте, а также оценить дальнейшие перспективы мы обратились к политологу Юрию Булуктаеву, главному научному сотруднику КИСИ при президенте РК.

— Юрий Очирович, насколько продуктивными, с вашей точки зрения, были прошедшие три месяца?

— Скажем так: сто дней — полет нормальный! Самое главное — новый аким и его команда справились с двумя задачами: подготовкой транспортных магистралей города к 1 сентября и запланированным на 15 октября открытием отопительного сезона. Была проведена работа по изысканию дополнительных резервов и дальнейшему устойчивому развитию города. Так, бюджет Алматы на 2015 год был оптимизирован более чем на 30 миллиардов тенге. В целях сокращения неэффективных бюджетных расходов было решено приостановить реализацию таких крупномасштабных и затратных проектов, как приобретение комплекса «Ипподром Алматы», строительство ГЛК «Кок Жайлау». На перспективу разработан проект программы развития «Алматы-2020». Так что если оценивать продуктивность делами, то следует признать, что сделано немало.

— А чем за это время новый градоначальник успел запомниться алматинцам?

— Он не стесняется встреч с населением. Одним из первых его публичных выходов было посещение районов, пострадавших от селя, где он беседовал с местными жителями. В первый день октября аким поздравил представителей старшего поколения с Международным днем пожилых людей и посетил город­ской Дом ветеранов. При этом он отметил, что в успешном развитии Казахстана, и Алматы в частности, есть большая заслуга старшего поколения. Это очень верный посыл.

Запомнилась стремительная реакция градоначальника на сигнал в социальных сетях о непорядках, царивших в дет­ской инфекционной больнице. Последовавшие за этим выезд акима в медицинское учреждение и увольнение главврача вызвали широкий резонанс в городском сообществе. В сети появились новые фото и видео, свидетельствующие о неблагополучии и в других учреждениях социальной сферы. Но стало ясно, что глава города не может и не будет выезжать, словно пожарник, по каждому сигналу, что здесь не обойтись без системной работы по исправлению недостатков. Обеспечение жизнедеятельности мегаполиса — это не тот случай, когда можно применить девиз veni, vidi, vici, то есть «пришел, увидел, победил».

Не вызывают у горожан одобрения озвученные акимом некоторые намерения и планы, затрагивающие основы их повседневного бытия. К примеру, платные для автомобилей улицы, закрытие трамвайного парка и отказ от экологически чистого транспорта, появление на месте кинотеатра «Алатау» ресторана «Макдональдс».

Что касается «Макдональдса», то здесь очевидно, что вложенные в уста акима планы выглядят как элементарное лоббирование частных коммерческих интересов. Между тем проведенный недавно в США опрос выявил, что владельцы франшизы McDonald’s негативно оценивают перспективы компании в ближайшем будущем. Некоторые из них отметили, что сеть находится «в глубоком спаде» и что вскоре для ресторанов могут наступить «послед­ние дни». Но дело даже не в этом, а в том, что Mc­Donald’s — это не здоровое питание, это фаст-фуд, сдобренный глюконатом натрия. Не лучше ли открыть ресторан вкусной и здоровой пищи с привлечением местных кулинаров?

В целом становится очевидным, что некоторые намерения акимата требуют или общественного обсуждения, или технологических информационных усилий по подготовке общественного мнения.

— Не успев занять пост, Бауыржан Байбек произвел в акимате целый ряд перестановок… Как вы оцениваете его кадровую политику?

— Ротация кадров в акимате была вполне ожидаемой. Бауыржан Байбек пригласил в акимат тех, кому доверяет и на кого он может положиться. Арман Крыкбаев, Асель Жунусова, Румиль Тауфиков, Саясат Нурбек — это лидеры нового поколения. Заместителем председателя Алматин­ского городского филиала партии «Нур Отан» (то есть Бауыржана Байбека) избрана Зауреш Аманжолова, ранее работавшая заместителем у Ахметжана Есимова. У них есть желание работать, а неуемная энергия, помноженная на знания, обязательно принесет плоды.

— Конечно, делать далеко идущие сравнения еще рановато, но все же чем, на ваш взгляд, новый аким отличается от старого и как эти качества могут повлиять на развитие Алматы?

— Есть некоторые отличия в стиле работы нового акима. Его действия подтверждают курс на транспарентность, коммуникабельность, более высокий уровень сотрудничества с представителями гражданского общества. С приходом новой команды у акимата города появился аккаунт в Инстаграме — @akimat_al­maty. Обзавелась городская администрация и приложением Periscope, с помощью которого планируются ежедневные прямые включения с объектов коммунальных служб, отчеты о дорожных работах и многое другое…

— Каковы, по-вашему, перспективы Байбека на столь важном посту?

— После его назначения раздавались голоса скептиков: мол, молод еще руководить таким мегаполисом, тем более что он имеет за плечами лишь опыт работы на дипломатическом поприще, в службе протокола да в партии «Нур Отан». Но Байбек сразу же показал, что готов к новым вызовам в своей карьерной судьбе. Руководитель должен быть дипломатом, протокол — это прежде всего следование определенному порядку, а руководство крупнейшей в Казахстане партией — бесценный опыт политического управления. Он начал свою работу в Алматы с оценки того, что было, что есть и что будет. А говоря о молодости, можно вспомнить, что Нурсултан Назарбаев в таком же возрасте был секретарем Компартии Казахстана — в то время это считалось высокой статусной позицией.

Начинать команде Байбека надо с лечения застарелых болезней, доставшихся в наследство от прежних акимов. Прежде всего, оборудовать остановочные комплексы на всех без исключения автобусных остановках, обеспечить горожанам и гостям столицы доступ к общественному транспорту в местах общего пользования, то есть в аэропорту и на железнодорожных вокзалах. А затем уже решать проблему незаконных застроек.

Конечно, многое будет зависеть от того, сможет ли новый аким найти баланс общественных интересов с материально-финансовыми интересами различных элитных кланов. Здесь существует угроза сращивания власти и капитала, власти и бизнеса. Уязвимой могут сделать городскую власть и аппаратные интриги, склоки, всякого рода междусобойчики и борьба за ресурсы.

Если Бауыржан Байбек сделает главным мерилом своей работы качество жизни и социальное самочувствие алматинцев, то ему будет обеспечено самое важное — поддержка и доверие горожан. С учетом того, что пост градоначальника южной столицы в континууме казахстанской властной вертикали занимает очень высокую позицию, перед новым акимом вырисовываются мощные перспективы карьерного роста.

 

 

Айман Жусупова,

координатор проектов по социальным вопросам Института мировой экономики и политики:

«Настоящим испытанием для Бауыржана Байбека станет предстоящая зима»

— Начнем с того, что Бауыржан Байбек пришел на должность акима Алматы в момент, когда к городу было приковано самое пристальное внимание. Не секрет, что на протяжении последнего года деятельность Ахметжана Есимова неодно­кратно подвергалась критике со стороны населения. Широкое распространение получили демотиваторы, когда отдельные высказывания акима воспринимались как показатель оторванности чиновников от жизни простых граждан. Но об этом чуть позже.

Население Алматы отличается сравнительно высоким уровнем политической культуры, что вполне объяснимо: в южной столице больше, чем где-либо в стране, развит гражданский сектор: здесь размещены офисы большинства республиканских СМИ, НПО, общественных организаций. Алматы вообще стоит особняком среди других городов и регионов страны. Во-первых, он обеспечивает наибольший уровень поступлений в госказну за счет развитости малого и среднего бизнеса, который, как известно, составляет основу среднего класса. А средний класс — это те, кому есть что терять и кто может отстоять свои интересы в правовом поле, грамотно обосновать свои требования к власти (как это было несколько лет назад во время конфликта по поводу праворульных авто). Во-вторых, Алматы — это город контрастов. Здесь сосредоточен слой самых обеспеченных в стране людей, и сюда же в поисках лучшей жизни стекается широкий поток внутренних мигрантов. Все это делает обстановку в городе более динамичной, но в то же время взрывоопасной. Те же внутренние мигранты зачастую сталкиваются с массой проблем, решение которых может тянуться долгие годы.

Сегодня в городе наиболее остро стоит проблема перенаселенности. Так, по официальным данным, население Алматы составляет порядка 1,6 млн человек. Однако реальное количество постоянно проживающих в городе людей, по оценкам некоторых экспертов, достигает 2-2,2 млн. Причем значимую их часть составляют трудовые мигранты, приехавшие как из регионов Казахстана, так и из сопредельных стран. Эта проблема является типичной для мегаполисов. И потому на первый план выходят вопросы развития транспортной, социальной инфраструктуры, решение которых требует значительных денежных затрат, а также детального обсуждения непосредственно с самими горожанами. Понятно, что эти проблемы будут в зоне пристального внимания населения.

Что касается уже озвученных инициатив нового акима, то начну с позитивных. Это, в частности, меры, направленные на улучшение транспортной инфраструктуры: идея создания общественного транспорта для жителей пригородных районов и в целом повышения удельного веса общественного транспорта с 32% до 50% к 2020 году, обновления его парка, вывода доходов этой сферы из теневого оборота в легальный… Впрочем, эти инициативы оказались несколько смазанными ситуацией с трамваями, решение об упразднении которых было принято без участия населения города. Понятно, что здесь повлияли участившиеся в пос­лед­нее время «трамвайные происшествия». Но, как оказалось, у нас попросту нет юридически оформ­ленных механизмов вовлечения граждан в подобные процессы.

И тут стоит упомянуть еще одну инициативу нового градоначальника — начинается публичное обсуждение программы развития «Алматы-2020», проект которой будет размещен на сайте акимата, и любой желающий сможет направить свои предложения и замечания на специальный электронный адрес. В этой связи стоит отметить, что в развитых странах активность горожан не только приветствуется, но и поощряется. К примеру, на Западе активистам, оказывающим содействие в решении проблем других горожан и занимающимся благотворительностью, выдаются специальные, пусть и символичные, бонусы, оказываются различные преференции. Таким образом, люди облегчают жизнь друг другу, создают общественную поддержку. А в Москве была запущена платформа «Активный гражданин». Москвичи, предварительно зарегистрировавшись на этом ресурсе, могли участвовать в решении насущных проблем города, которые требовали коллективного обсуждения, одобрения, воздействия. К примеру, расписание движения городского транспорта… За активное участие в этой работе пользователи платформы собирали баллы (на основании полученных комментариев), на которые затем могли получить бесплатные билеты, например, в музей и т.д.

Предполагаю, что новый аким исходил из этой мировой практики, когда говорил о необходимости обратной связи с горожанами. Тем не менее делать выводы об эффективности инициативы пока рано…

А теперь об инициативах, которые я скорее назвала бы отрицательными либо реализация которых вызывает много вопросов. Прежде всего, это планируемое введение платных дорог и платного въезда в центр города. Впервые такая идея прозвучала два года назад, и уже тогда некоторые исследователи отмечали, что подобные меры могут привести к четкому разделению алматинских улиц на две группы — для богатых и для бедных. Кроме того, это неизбежно усугубит ситуацию с пробками, поскольку дороги, которые планируют сделать платными, не дублируются. И потом, как я уже отмечала, Алматы — город контрастов, одной из особенностей которого является высокий процент самозанятых. Для них это новшество станет очень большой проблемой и может привести к росту социальной напряженности.

Вспомним деятельность Ахметжана Есимова на посту градоначальника. Нарекания в его адрес были связаны в основном с проблемами транспортной и социальной инфраструктуры, решение которых является первостепенным для любого мегаполиса. Помню, первые серьезные претензии к Есимову возникли после того, как городские службы не справились с уборкой города в период крайне снежной зимы 2013 года. При этом именно Есимов заявлял о необходимости реализации проекта «Город — для горожан», который в том числе предусматривал сокращение количества авто. Вместе с тем справедливости ради стоит отметить, что решение вопросов, связанных с перенаселенностью Алматы и внутренними мигрантами, о чем я говорила выше, не зависят от градоначальника. Тут дело, скорее, в низкой эффективности программ по развитию аграрной отрасли и подъему села.

Деятельность на посту акима города Алматы не только является стартовой для включения в обойму «политических тяжеловесов», но и обязывает постоянно находиться в зоне повышенного внимания алматинцев, которые, повторюсь, являются наиболее активными и политизированными гражданами страны. В этом плане настоящим испытанием для Бауыржана Байбека станет предстоящая зима — самый сложный период для Алматы.

Подготовила Сауле Исабаева

http://camonitor.com/