АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Стандарты инвестиционного казахского гостеприимства

IMG_0663По итогам 2014 года РК вошла в ТОП-30 стран с наибольшим объемом привлеченных ПИИ — 28 место с $9,6 млрд. Согласно последнему исследованию Ernst&Young 2014, 80% уже работающих в Казахстане инвесторов довольны инвестиционным климатом страны.

    Отметим, что за первую пятилетку индустриализации создана законодательная база, решены большинство инфраструктурных проблем, разработаны инструменты господдержки бизнеса, модернизированы предприятия и улучшен инвестклимат. 

    Единое окно в Европу

     Важно подчеркнуть, что за пять последних лет привлечено $17,6 млрд.   прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в обрабатывающую промышленность — в три раза больше чем, за предыдущую пятилетку.

    По мнению экспертов, этому способствовала система мер, предложенных главой государства.  Это внедрение нового пакета стимулов для инвесторов в июне 2014 года; отмена визового режима в 2014 году для граждан 10 стран; создание центра поддержки инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; — назначение инвестиционного омбудсмена. А также стимулирование реинвестиций.

    В результате, по данным министерства по инвестициям и развитию РК (МИР), в обрабатывающую промышленность (ОП) за годы ГПФИИР привлечено 74% всех инвестиций в эту сферу, начиная с 2005 года. При общем росте притока ПИИ, доля ОП увеличилась с 7% до 14% в годы реализации ГПФИИР.

     Как отмечают аналитики, в этот период началось активное заполнение специальных экономических зон (СЭЗ) индустриальными проектами. При этом были созданы 4 новые СЭЗ и общее их количество  в стране достигло 10-ти. В целом отечественные СЭЗ можно разделить на три группы:

1) промышленно-производственные зоны – «Морпорт Актау», «Онтүстік», «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк», «Павлодар», «Сарыарқа», «Астана – новый город», «Химический парк Тараз»;

2) сервисные – «Бурабай», «Астана – новый город», «Хоргос – Восточные ворота»;

3) технико-внедренческая зона – «Парк информационных технологий».

   Рассмотрим главные итоги деятельности СЭЗ.  Так, за прошедшие пять лет в инфраструктуру СЭЗ   вложено 143,8 миллиарда тенге – вдвое больше государственных инвестиций, чем за предыдущие 9 лет. Непосредственно в проекты привлечено Т336 млрд., что более чем в 7,5 раз больше, чем за предыдущие 9 лет.

    Отдача от инвестиции также ощутима —  объем производства вырос более чем в 4,5 раз и составил Т678 млрд. При этом достигнут ощутимый социальный эффект — количество рабочих мест возросло в 4 раза или 6684 человек.

    За исключением СЭЗ «Астана – новый город» все остальными СЭЗ руководят управляющие компании. Отметим, что в случае создания СЭЗ по инициативе госорганов не менее 50% голосующих акций такой компании должны принадлежать государству. Если же СЭЗ создается по инициативе частных юридических лиц, государству должно принадлежать не менее 26% голосующих акций.  

     Управляющая компания оказывает услуги участникам СЭЗ по принципу «одного окна», что означает минимизацию бюрократии, и ограничение их непосредственного контакта с чиновниками.   К управлению отечественными СЭЗ привлечены всемирно известные компании — DPWorld, Shamrock, TonyBlairAssociates, IDI, FEMOZA.

    Качество и стабильность

    Особо отметим, что в 2015 год был принят новый закон о СЭЗ, который    предусматривает создание Единого координационного центра (ЕКЦ) на базе  МИР РК. Он призван   внедрить новые стандарты в сфере контроля за качеством проектов, внедрения международных стандартов управления и механизмов привлечения инвесторов. Одной из функций центра будет доверительное управление госпакетами акций от 26 до 49%.

    Иностранные инвесторы также отмечают важность принципа внедрения стабильности законодательства на 10 лет для инвесторов в СЭЗ. Также предусмотрено увеличение срока пользования земельными участками на срок, равный сроку действия СЭЗ.

    Кроме того, существуют также дополнительные налоговые льготы для участников СЭЗ «Парк инновационных технологий» (ПИТ) и «Астана новый город».  Для «Астана новый город» — реализация на территории СЭЗ товаров, полностью потребляемых в процессе строительства и ввода в эксплуатацию объектов инфраструктуры, больниц, поликлиник и др., по перечню товаров, определенных правительством РК, облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

    Для СЭЗ «ПИТ» — освобождение от социального налога на 5 лет при условии, что расходы на оплату труда составляют не менее 50% от годового дохода и 90% от расходов на оплату труда расходуется на резидентов РК.

    Как показывает мировой опыт, специальные экономические зоны является фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.  

   Безусловно, мировой экономический кризис не является фактором процветания для СЭЗ. Но как сказал Терри Гибсон, менеджмент — это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов.

 

  Бек Аргынов