АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Айдос МУРАТ.Алматы и алматинцы

Алматы всегда славился как город-сад. Но кроме того раскинувшийся в живописных предгорьях Заилийского Алатау город всегда был средоточием научной и культурной элиты Казахстана. 

Однако в последнее время с культурой здесь нынчскачанные файлые проблемы. Это сегодня видно невооруженным глазом. Исключительно по внешним признакам.

Процессы, происходящие в последние годы в Алматы, — свидетельство изменения не только городского состава алматинцев, но и стремительно падающего культурного и духовного уровня жителей, вызванного изменением ментального, образовательного и общего гуманитарного мейнстрима.

После 1991 года коренных алматинцев в городе заметно поубавилось. И в образовавшиеся лакуны хлынули приезжие, принесшие с собой свою культуру и навыки жизни, значительно изменив и существенно подкорректировав интеллигентный ландшафт города.

В прежние времена здесь было кому окультуривать сельских провинциалов, заполнявших многочисленные общежития, а затем спальные районы, составляя значительную часть рабочей силы на многочисленных промышленных предприятиях. Было кому обучать их не только культуре, но и наукам разным вкупе с профессиональными премудростями. Теперь это делать некому. Да и, в принципе, уже незачем.

Промышленных и научных предприятий в городе почти не осталось. Им на смену пришли рынки и торговые центры. Тихий, спокойный и умеренно интеллигентный Алматы уверенно и бесповоротно превращается в заурядный город, заполоненный теми, кто прежнюю Алма-Ату не знает совершенно.

А еще есть приезжие водители, которыми кишат все дороги и дорожки Алматы. Они едут сюда из городков, где о правилах движения почти ничего не известно, пребывая в полной уверенности, что точно так же могут ездить по южной столице. И дорожная полиция ничего не может с ними поделать. Потому что культура вождения автомобиля есть элемент общей культуры человека. И как он ведет себя в жизни, так будет вести себя и за рулем. Для примера достаточно вспомнить водителей городских маршрутных автобусов, в которых постоянно присутствует устойчивый запах неухоженности. Кто сидит за их баранками, хорошо известно. Их очень много и помимо автобусов. За каждым полицейского не поставишь.

Не мы такие

Все это не иначе как последствия «лихих девяностых», в которые было не до культуры. Всех тогда поглотил рынок. Стремительно разваливающееся село массово рвануло в город и поменяло его, подмяв под себя и раскрошив в щепы тонкую оболочку городской цивилизации. И речь не о том, какая цивилизация — сельская или городская — лучше. А о том, что Алматы уже не тот, что был. Это не тот город, что воспевали Ермек Серкебаев, Лаки Кесоглу и «Дос-Мукасан». Давно не тот.

pogudxaHR0cDovL2QuY2RubmFpai5jb20vby8zU2NZTFdVVkdoYTMzS1Fzb2Rhc1RqUzEuanBn.prx.r800x600.fd719cf9Алматы всегда географически делился на «верх» и «низ». Но сегодня это деление намного контрастнее, чем двадцать лет назад. Город разделился на районы, которые не имеют ничего общего с административным делением. Появились новые жилые массивы, каждый из которых живет своей жизнью.

Смотря на карту Алматы, мы считаем, что горы должны быть вверху, и недоумеваем, когда видим, что они обозначены внизу карты. Наверное, потому, что ближе к горам живут представители элит и намного более обеспеченные горожане, нежели те, кто живет в нижней части города.

При этом и у тех, и у других собственное понимание культуры: одни практически не «поднимаются» выше проспекта Райымбека, а вся культурная жизнь других заключается в посещении торгово-развлекательных центров, ночных клубов и ресторанов.

Обеспокоенные сложившейся ситуацией социологи проводят различные опросы, результаты которых, в общем-то, мало кого волнуют. И все же к ним стоит присмотреться.

Так, по данным общественного фонда «Стратегия», 70 процентов опрошенных отметили, что за последние пять лет уровень культуры алматинцев повысился, горожане чаще стали посещать культурные заведения. Однако, судя по всему, в качестве таковых жители южной столицы, скорее всего, воспринимают «меги», «праймы», «променады» и другие подобные места тусовок.

Потому что официальные данные, предоставленные Агентством РК по статистике, говорят о том, что при бюджете городского управления культуры в 4 693 830 000 тенге общий доход культурных объектов за 2014 год составил 367 987 000 тенге. Это свидетельство того, что объекты классической культуры — театры, музеи, концертные залы и библиотеки — у людей не в почете. А ведь в Алматы 19 театров и 20 музеев.

— Город перестает окультуривать население, — говорит координатор проектов ОФ «Стратегия» Ольга Симакова. — Культурное пространство города не может перемолоть тот человеческий материал, который оно постоянно получает. Выходит, что городская идентичность слабеет и город перестает справляться со своей условной цивилизационной функцией.

И все же Алматы борется. Борется за то, чтобы сохранить за собой статус города высокой культуры. В нем все еще есть креативный класс, который для этого пытается взаимодействовать с городскими властями, но чаще действует самостоятельно, а потому не всегда успешно.

В скверах, парках и просто на газонах появляется все больше скульптур и статуй. А в одном из самых любимых горожанами мест поставлен уникальный, первый на всей постсоветской территории бронзовый монумент группы «Битлз».

— «Ливерпульская четверка» застыла на лавочке, посылая свои трели в вечность, — сказал один мой знакомый иностранный журналист, впечатленный скульптурной композицией во время пребывания в Алматы. — Посмотрите, как рада местная малышня возможности посидеть на коленях у Джона, и рядом с Полом, Ринго и Джорджем. Удивительный унисон песен степных акынов и мелодий «жуков» — отличный эстетический старт в культурное будущее.

А еще в городе проводятся различные музыкальные фестивали и театрализованные представления, которые теперь именуют модным словом «флешмоб».

Мы еще можем быть культурными

— В Алматы, несомненно, исторически сложился собственный габитус, — говорит культуролог Александра Цай. — Об этом можно говорить потому, что в городе существует коллективная память о старой Алма-Ате. Она чувствуется как среди тех, кто производит культуру, так и среди тех, кто ее потребляет. Алматы — первый в Казахстане город, в котором стало возможным формирование креативного класса — молодые художники, дизайнеры, писатели, представители свободных профессий, которые вне зависимости от государственных институтов способны создавать смыслы, продукты, творческие объекты.

Однако, по мнению молодого писателя Павла Банникова, понимание культуры как исключительно искусства является ограниченным и неверным. Потому что городская культура гораздо шире, чем творчество. Социальная ответственность бизнеса и местных властей в вопросе окультуривания населения пребывает на весьма низком уровне.

Что же касается отечественных «звезд первой величины», проживающих преимущественно в Алматы и, по их собственному признанию, очень щепетильно относящихся к собственному пиару, то весь их вклад в культуру заключается в участии в различных ток-шоу и подражании своим зарубежным прообразам.

А еще они производят всяких клубных певичек, что приносят им немалые доходы и позволяют разъезжать по культурным столицам мира, делая селфи на фоне наиболее известных культурных достопримечательностей.

— Мы констатируем факт увеличения количества кинотеатров, но в то же время такие замечательные кинотеатры, как «Алатау» и «Целинный», закрыты, — говорит кинокритик Олег Борецкий. — И я не удивлюсь, если очень скоро в них заработают какие-нибудь гостиничные комплексы. Отсюда я делаю вывод, что верхом культуры горожан становится гипермаркет. Вот это и есть культурный центр для горожан.

— Я не думаю, что культурное пространство Алматы растет и нас ждет какой-то ренессанс, — говорит Александра Цай. — То, что у нас есть, на мой взгляд, это сочетание исторически сложившихся обстоятельств — того габитуса, который существовал в этом городе. И заявления о том, что репертуары театров должны быть подконтрольны государству и что существуют фильмы, позорящие нашу страну, вызывают опасение по поводу развития и дальнейшего функционирования дальнейшего культурного пространства. То, как это пространство будет существовать и развиваться, зависит, наверное, от городской администрации, от того, насколько она способна разработать долгосрочную стратегию встраивания культуры в другие сферы, во взаимодействие с бизнесом, образовательными учреждениями. Но также это будет зависеть и от нас, от аудитории потребителей и участников процесса.

От себя добавим, что не всякий из тех, что поменяли село на город, несет угрозу культуре. В Алматы множество интеллигентных и интересных людей, приехавших из сел и маленьких городов. И дело здесь отнюдь не в прописке. Прожив в Алматы хоть сто лет, можно остаться дремучим персонажем. В то же время, никогда не покидая пределов родного села, можно быть культурным человеком, без малейшего налета дремучести. Каждый, в принципе, выбирает для себя сам.