АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Республика Казахстан: Заключительное заявление по итогам визита сотрудников МВФ

скачанные файлыПадение курса тенге по отношению к доллару примерно на 40 процентов с момента перехода на плавающий обменный курс 20 августа позволит уменьшить внешние дисбалансы, однако оно также способствует выходу темпов инфляции за границы целевого диапазона в 6-8 процентов и может неблагоприятно повлиять на финансовое положение частного сектора

В заключительном заявлении излагаются предварительные выводы персонала МВФ по завершении официального визита сотрудников МВФ (или «миссии»), в большинстве случаев в страну-член МВФ. Миссии проводятся в рамках регулярных (обычно ежегодных) консультаций по Статье IV Статей соглашения МВФ, в связи с просьбой об использовании ресурсов МВФ (заимствовании у МВФ), в рамках обсуждений программ, осуществляемых при мониторинге персонала МВФ, или в рамках других видов мониторинга персоналом экономической ситуации.

Официальные органы дали согласие на публикацию настоящего заявления. Взгляды, выраженные в настоящем заявлении, принадлежат персоналу МВФ и не обязательно отражают точку зрения Исполнительного совета МВФ. Итоги настоящей миссии не будут обсуждаться Исполнительным советом.

Миссия МВФ во главе с Хоссейном Самии посетила Алматы и Астану с 12 по 17 ноября с целью анализа ситуации и мер политики в экономике и финансовом секторе. Миссия благодарит официальные органы и других участников встреч за их гостеприимство и продуктивные обсуждения. По завершении визита г-н Самии сделал следующее заявление:

Макроэкономическая обстановка остается сложной. На фоне значительных и длительных шоков, таких как падение цен на нефть и снижение экономической активности в России и Китае, темпы экономического роста в Казахстане резко замедлились по сравнению с 2014 годом. Также ужесточились финансовые условия, причем существенно сократилось кредитование частного сектора. Ожидается, что падение курса тенге по отношению к доллару примерно на 40 процентов с момента перехода на плавающий обменный курс 20 августа позволит уменьшить внешние дисбалансы, однако оно также способствует выходу темпов инфляции за границы целевого диапазона в 6-8 процентов и может неблагоприятно повлиять на финансовое положение частного сектора. Мы ожидаем, что темп роста реального ВВП будет гораздо ниже экономического потенциала страны и составит 1,2 процента в этом году и 2,2 процента в 2016 году, с сохранением внешних рисков.

Несмотря на сложную экономическую обстановку, Национальный банк Казахстана (НБК) предпринял важные шаги по модернизации основ денежно-кредитной политики и монетарных операций. В частности, с принятием в августе этого года решения о переходе на плавающий обменный курс тенге и с введением в сентябре новой ключевой процентной ставки (базовой ставки), служащей новым «якорем» денежно-кредитной политики, был запущен процесс модернизации основы денежно-кредитной политики. Последующая минимизация валютных интервенций НБК, начиная с 5 ноября, позволила лучше адаптироваться к шокам и обеспечила курсообразование тенге в соответствии с фундаментальными факторами. Модернизация основы денежно-кредитной политики необходима, поскольку ранее существовавший режим фиксированного обменного курса оказался неустойчивым перед лицом постоянных внешних шоков. В данном контексте НБК необходимо как можно скорее, в зависимости от тенденций на валютном и денежном рынках, восстановить свой новый инструмент политики процентных ставок (его действие было временно приостановлено 6 ноября), поддерживаемый за счет операций открытого рынка и постоянных кредитных механизмов, и возобновить проведение регулярных совещаний по обсуждению ключевой процентной ставки. Систематическое информирование о намерениях, обсуждениях и решениях в области денежно-кредитной политики имеет важное значение для повышения прозрачности и предсказуемости денежно-кредитной политики в отсутствие курсового «якоря». Более того, для успешного функционирования новой основы денежно-кредитной политики важнейшее значение имеет тесное взаимодействие с Министерством финансов по вопросам прогнозирования ликвидности и выпуска долга. Ввиду необходимости ослабить инфляционное давление и уменьшить спекулятивное давление на тенге, может понадобиться проводить денежно-кредитную политику с уклоном в сторону ужесточения в течение длительного периода. И, наконец, для усиления механизмов передачи воздействия денежно-кредитной политики и повышения эффективности монетарных операций необходимо: (i) прекращать действие соглашений о долгосрочных валютных свопах НБК по мере истечения их сроков (либо продлевать их только по действующим рыночным ставками) и (ii) отменить ограничение максимальной величины ставок коммерческих банков по депозитам физических лиц, либо привязать его к базовой ставке наряду с внедрением срочных депозитов со стандартными условиями. МВФ готов и далее оказывать техническую помощь (ТП) по мере необходимости.

Уязвимость финансового сектора вследствие замедления экономического роста и недавнего падения курса тенге требует укрепления практик банковского надзора. В частности, несмотря на некоторые результаты, достигнутые в области внедрения инструментов оценки и принципов надзора на основе оценки рисков, необходимо продолжить работу, в том числе тщательно отслеживать возникновение системных рисков на основе регулярно проводимых в настоящее время стресс-тестов. Мы приветствуем успешное выполнение ряда рекомендаций Программы оценки финансового сектора 2014 года, таких как использование коэффициента необслуживаемых кредитов (НОК) в качестве оперативного индикатора раннего предупреждения, однако необходимо добиваться дальнейших результатов, в том числе усовершенствовать оценку платежеспособности финансовых учреждений, которым оказывается финансовая поддержка. Осознавая те трудности, которые ожидают финансовый сектор в предстоящий период, мы тем не менее хотели бы рекомендовать проявлять осторожность в смягчении регуляторных требований. Мы также призываем к осторожному применению контрциклических мер регулирования в банковском секторе, таких как временная отсрочка запланированного повышения минимального уровня достаточности капитала.

В краткосрочный период налогово-бюджетная политика должным образом направлена на поддержание экономического роста , однако для ее реализации в среднесрочный период необходим четкий план консолидации бюджета. Рассчитанный на несколько лет пакет мер бюджетной поддержки (государственная программа «Нурлы Жол») позволяет смягчить влияние неблагоприятных шоков, однако, наряду с более низкими, чем планировалось, нефтяными доходами, также приводит к расширению дефицита бюджета в 2015 году. Прогнозируется, что дефицит бюджета сектора государственного управления без учета нефтяных доходов (в соответствии с определением МВФ) в этом году достигнет 11 процентов от ВВП по сравнению с 9,3 процента от ВВП в 2014 году. Прогнозируется, что уровень дефицита без учета нефтяных доходов в краткосрочный период постепенно снизится примерно до 8 процентов от ВВП в 2020 году. Для достижения устойчивого уровня дефицита без учета нефтяных доходов (оцениваемого в 5,5-6 процентов от ВВП) официальным органам необходимо срочно выработать и четко определить среднесрочные меры консолидации бюджета, особенно в части доходов. Такие меры могут включать в себя усиление контроля за сбором налогов, устранение налоговых лазеек и сокращение налоговых льгот, в том числе в специальных экономических зонах. Досрочно предпринятые Министерством финансов шаги по приведению своей статистики в соответствие с «Руководством МВФ по статистике государственных финансов» (GFSM) приветствуется, однако для успешного внедрения руководства необходимо усилить координацию на высоком уровне между Министерством финансов и Министерством национальной экономики. Мы готовы оказать дополнительную ТП в этих областях.

Мы приветствуем новые планы приватизации и призываем к скорейшему выполнению повестки структурных реформ. В целях содействия экономическому росту на базе частного сектора и привлечения иностранных инвестиций официальные органы недавно объявили о планах проведения широкомасштабной приватизации. Мы приветствуем эти инициативы и намерение официальных органов выполнить программу приватизации на конкурентной основе и таким способом, который обеспечит подлинную частную собственность и частное управление. В этой связи, мы поддерживаем усилия, направленные на тесные консультации с международными экспертами по методам приватизации. Кроме того, длительный характер нынешних шоков требует неуклонного осуществления ранее объявленных реформ, направленных на ускорение экономического роста, включая, в частности, укрепление человеческого капитала и институтов, а также диверсификацию экономики. И, наконец, мы приветствуем недавнее улучшение позиций Казахстана в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» и его предстоящее официальное вступление в ВТО.