АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Дастан ЕЛЬДЕСОВ. Когда пожмут мозолистую руку труженика?

maxresdefaultКак сказал один писатель, «общество восхваляет трудолюбие в изысканных выражениях, указывая, однако, трудолюбивому человеку низшую общественную ступень. Оно целует руку в перчатке и плюет на мозолистую руку труженика». Такая «народная аксиома» была опровергнута в советское время: рабочий и колхозница были символом целой эпохи, это проявилось и в оплате их труда. Профессии шахтера, сталевара, комбайнера, чабана были не только воспеты в многочисленных произведениях, но из этой среды вышли немало руководителей, депутаты, политики.

                            И в кризис не пожмут руку труженика?

В годы независимости Казахстана мир труда перевернулся. В почете оказался спекулянт в широком смысле, вместо строителей домов появились «строители пирамид», вместо тружеников – мошенники «дикого капитализма», бритоголовые рэкетиры и другие «герои» накопления первоначального капитала.

Казалось, лихие 90-ые канули в лету, но отношение к сельскому труду, к рабочим профессиям осталось прежнее. Сельчане до сих пор бегут в города, наше образование готовит многочисленных юристов и экономистов, а стране не хватает специалистов рабочих профессий, инженеров, зоотехников, чабанов и т.д. Самая низкая зарплата – в сельском хозяйстве, низкий уровень жизни, слабые медицинские услуги и школьное образование – в сельской местности.

Как следствие такой политики, вместо заводов и фабрик появились торгово-развлекательные центры. Эксперты посчитали, что деньги, которые уйдут на разрушение Алма-Атинского хлопчатобумажного комбината, достаточны для его модернизации. В этом есть что-то символическое – слом зданий Алма-Атинского хлопчатобумажного комбината и строительство вместо них торгово-развлекательного центра.

Никто сейчас не мечтает о работе металлурга, комбайнера, строителя, токаря, а хотят стать банкиром, юристом, чиновником. Ныне на рынке труда очень востребованы рабочие высокой квалификации: токари, фрезеровщики, сварщики, крановщики, каменщики, механизаторы, рабочие профессии в машиностроительной отрасли и т.д. Отдельные предприятия вынуждены сами готовить для себя специалистов. Дело дошло до того, что открываемые предприятия по индустриальной программе нередко простаивают из-за отсутствия специалистов, рабочих высокой квалификации. Это закономерное явление: за годы независимости закрылись «за ненадобностью» многие СПТУ и ПТУ, и профтехобразование надолго было забыто.

Самое удивительное, «аристократическое» отношение к труду не изменилось и в прошлые кризисные годы, и в нынешний небывалый кризис. Что мешает государству строить производственные комбинаты в городах, овощехранилища, элеваторы, заводы по переработке сельхозпродукции в регионах, создавать коллективные хозяйства, сельхозкооперации с выделением субсидии и т.д.? В пору экономической стагнации спасение страны – развитие разнообразного производства и сельского хозяйства, и продовольственная безопасность выходит на первое место.

Возможно, кризис заставит пересмотреть государственную политику в сельском хозяйстве, в производстве товаров первой необходимости, чтобы выйти из сложного экономического положения. Ведь пока финансовая помощь, как и в прошлый кризис, идет в основном банкам второго уровня, крупным предприятиям, госкомпаниям.

                            Нужен закон о социальных стандартах

10 июля 2012 года в «Казахстанской правде» была опубликована программная статья президента Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». В ней даны конкретные поручения правительству по социальной модернизации: «Правительству надо решать вопросы о создании новых объектов индустриальной и инновационной экономики в регионах с избыточным числом самозанятого населения». Создание условий для реального производственного труда, прежде всего, необходимо для поселков и малых городов.

Для претворения в жизнь программы социальной модернизации вышло Постановление правительства РК от 31 декабря 2013 года №1443 О проекте Указа Президента РК «Об Общенациональной концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года».

1419224854_f8b1577e-176e-4b07-9e5e-947d55abf87e_mw1024_s_n

 

В нем рассматривались три социальные модели: скандинавская, континентальная и англосаксонская. В континентальной модели социальные выплаты зависят главным образом от предыдущих взносов и статуса; предоставление бюджетного финансирования и рыночное регулирование, высокий уровень налогообложения, наличие обязательного и добровольного социального страхования. И делается вывод, что наша социальная модель развивается по основным принципам, характерным континентальной модели, но с учетом национальных особенностей.

При этом в нем упоминается: при сравнении финансовых показателей зарубежных социальных моделей необходимо отметить, что в Казахстане доходы госбюджета практически в два раза ниже, чем в любой из рассмотренных стран – порядка 20% от ВВП. Зачем тогда их рассматривать как примеры?

Вызывает удивление сопоставление социальной модели Германии, Швейцарии, Финляндии и др. с нашей. Нам бы хотя бы изучить опыт социально ориентированной модели экономики, к примеру, Беларуси с ее бесплатными образованием и медициной, минимальной безработицей, со средней продолжительностью жизни (72,5 года), которая выше, чем у нас и т.д. Советская социальная практика также осталась за рамками рассмотрения.

Основным в статье президента Казахстана стал вопрос изменения идеологии развития социума, которая сложилась в 1990-е годы. Эта пресловутая западная идеология потребления, которая критиковалась в советское время, но без должного анализа в известной мере перенятая в первые годы независимости.

Как заявил Назарбаев, «казахстанскому обществу нужен закон о социальных стандартах и гарантиях социальных прав, который бы содержал минимальные ключевые индикаторы». Такой закон способствовал бы формированию условий для социальной модернизации страны, выравниванию уровней жизни в разных социальных группах и территориальных делениях. Например, в странах Скандинавии уровень жизни в маленьких деревушках приближен к городскому.

                            Для кого написан Трудовой кодекс?

 В самом деле, закон о социальных стандартах и гарантиях социальных прав актуален в нашей стране. Например, какие сейчас аграрные отношения? Эти отношения порой носят «допотопный» характер из-за формы хозяйствования: с неразвитой социальной инфраструктурой села, противоречивым законодательством мелкотоварные хозяйства не развиваются, особенно в животноводстве, где они (частные подворья) составляют около 80%.

Трудовые отношения нередко строятся лишь на устных договоренностях: поработай на моем поле – я буду платить в день по 1500 тенге, паси мое стадо – осенью получишь то-то и т.д. В силу мелкотоварности сельского хозяйства многое строится на «честном слове»: частник, не имея своей техники, идет к тому, у кого есть трактор, и договаривается о вспашке своего надела, осенью договаривается о цене с посредником и т.д. И это «честное слово» не отражено ни в одном законе, в том числе и в Трудовом кодексе.

Парламент Казахстана 5 ноября принял проект нового Трудового кодекса. 23 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал новый Трудовой кодекс.

Разработчики проекта закона, как и парламент, принявший закон, вместо анализа ситуации внутри республики, как водится, опять кивают на опыт развитых стран. Конечно, в такой ситуации логика закона должна требовать и соответствующей экономической основы для такого проекта, как и в европейских странах – как, не имея такой же экономики, принимать законы этой экономики?!

Поэтому в новом кодексе никак не отражены социально-трудовые отношения на селе, а ведь там живут около 45% населения. В то же время кодекс в большей степени защищает интересы работодателя – недаром профсоюзы назвали его «антинародным».

Например, основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя усилились новыми основаниями – увеличены с прежних 19 до 26. Это такие, как «ухудшения экономического состояния организации», «сокращение численности или штата работников», «ликвидации работодателя – юридического лица либо прекращения деятельности работодателя – физического лица», «нарушения условия о неконкуренции, предусмотренного трудовым договором» и др.

Из-за экономического состояния организации можно творить чудеса увольнений – ведь работники не имеют доступа к документам работодателя. Если раньше представители работника имели право осуществлять общественный контроль соблюдения трудового законодательства, то в новом кодексе этого нет. Новый проект дает работодателю право при подписании коллективного договора самому устанавливать перечень актов, которые требуют согласования с работниками. Но ведь работники – не юристы, и где гарантия, что в договоре учтены его интересы? К тому же не везде отношения регулируются коллективными договорами, особенно в сельской местности, а раз нет этих договоров, то нет и профсоюзов. Работники лишены права и на забастовку: такое право вроде есть, но реализовать его теперь куда сложнее.

Законодательно присутствует понятие «испытательный срок», которым и сейчас злоупотребляют работодатели: претендент на вакансию может работать и за меньшую оплату, иногда и без оплаты. К примеру, в некоторых ресторанах от официантов требуют бесплатной стажировки на первое время. «Испытательный срок» распространяется и на молодых специалистов, чего не было в советское время (вузы не отвечают за своих выпускников?). Лица, достигшие 55-летнего возраста и выше, не могли быть уволены до достижения пенсионного возраста. В проекте нового закона такого положения уже нет.

images (1)

Министерство здравоохранения и социального развития как разработчик законопроекта взяло стандарты развитых стран, однако не учло национальные особенности Казахстана. Самое главное, не было большого обсуждения в обществе, и закон принят в спешке. Например, в интернете имеются несколько вариантов законопроекта, которые корректировались «на ходу» после критики. Например, в варианте за сентябрь говорится, что любая работа сверх положенного – сверхурочная, ночная, праздничная – будет оплачиваться лишь с коэффициентом 1,25 от обычной оплаты, не в 1,5-2 раза, как было раньше. Однако некоторые депутаты говорят о коэффициенте 1,5. Но в целом по новому кодексу система оплаты труда меняется: работодатель будет самостоятельно это определять.

Надо констатировать, что новый Трудовой кодекс законодательно фиксирует трудовые отношения, которые ныне складываются в Казахстане – социализм канул в Лету, на дворе – рыночные отношения, которые никак не могут развиться в полный рост. По этой причине предусматривается создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу. Таковы социальные правила рынка в пору кризиса. Иными словами сейчас время работодателей – надо искать пути для перехода в них от статуса работников.

                                                                                                     

                                                                                                           d.eldesov@mail.ru