Участники акций протеста против системы «Платон» убеждены в ее несправедливости.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – В среду 2 декабря тремя депутатами от фракции КПРФ в Госдуму был внесен законопроект об установлении моратория до 1 января 2017 года на взимание дорожного сбора с грузовиков весом более 12 тонн.
Авторы документа – Владимир Кашин, Николай Арефьев и Иван Никитчук – в пояснительной записке отмечают: «Закон не проработан, ухудшает уровень жизни населения и транспортных компаний, нуждается в проработке; именно поэтому следует ввести мораторий на его действие». Депутаты также обращают внимание на то, что «администрировать государственный дорожный сбор почему-то поручено частной фирме “Платон”, которая по своему статусу не имеет права выполнять государственные функции».
Между тем, участники всероссийской акции протеста против введения дорожного сбора утверждают, что ни мораторий, ни многократное снижение штрафов за неуплату их не устроит. Речь может идти только об окончательной отмене «Платона».
Послание дальнобойщиков президенту
Член координационного совета санкт-петербургских дальнобойщиков Сергей Гуляев в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» сообщил, что он постоянно поддерживает связь с участниками акции протеста во многих регионах: «Сегодня я связывался с Курском – ребята едут в Москву. Вчера разговаривал с волгоградскими – они тоже движутся в этом направлении. Дальнобойщики из Нижнего Новгорода и Дагестана прорываются небольшими группками в столицу, и все намерены принять участие в большой акции», — свидетельствует Гуляев.
Собеседник «Голоса Америки» несколько уклончиво ответил на вопрос, когда должна начаться акция в Москве, но не исключил, что она может совпасть по времени с обращением Владимира Путина к Федеральному Собранию. «У нас – свое послание к президенту, оно совершенно однозначное и понятное. А именно: отметите эту коррумпированную систему “Платон”», — подчеркивает член координационного совета петербургских дальнобойщиков.
Сергей Гуляев рассказал также, что по пути в столицу водители из многих российских регионов сталкиваются с противодействием со стороны сотрудников ГИБДД. «Дальнобойщиков из Дагестана начали тормозить в районе Ставрополя, — утверждает он. – Их останавливали, заставляли писать расписки о том, что они не будут участвовать ни в каких акциях. Люди стали потихонечку объезжать посты обходными путями, не колоннами, а по одиночке, по двое-трое, но все же они движутся к Москве», — продолжает Сергей Гуляев.
По его словам, точно также ведут себя дальнобойщики из Новгорода, Курска, Белгорода, Ростова, Воронежа и многих других городов.
«Наш план – блокировать Москву»
Корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с петербуржцем Юрием Бубновым – владельцем двух грузовиков. В Москву он поехал на легковой машине, потому что так легче пройти через многочисленные посты ДПС.
Юрий рассказывает, что и он сам, и водитель второй его машины постоянно совершают дальние перевозки из Санкт-Петербурга в города Сибири, Урала и европейской части России. Дорожный сбор он считает несправедливым. «Я вынужден платить с каждой машины ежемесячно по 40 000 рублей. И для меня это – очень существенная сумма», — говорит Юрий Бубнов.
По пути в столицу он также связывается со своими коллегами, чтобы узнать, как они продвигаются к Москве. «Многих останавливают, проверяют документы и спрашивают, будут ли они принимать участие в акциях протеста? Ребята делают большие глаза и отвечают: “Какая акция? Какой протест? Ничего не слышал, еду по делам”. И их, как правило, пропускают. Хотя бывают проблемы, когда полиция на дорогах утверждает, что машина числится в розыске, и требуется время, чтобы выяснить, что это – не так», — сообщает участник марша на Москву. На вопрос о том, что будут делать участники акции по прибытии в столицу, Бубнов отвечает: «Вообще, наш план – блокировать Москву. А каким способом – пока я не могу сказать».
«Нужно перестать воевать по всему миру»
К действиям дальнобойщиков с сочувствием относятся представители гражданского общества. Член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Юрий Нестеров утверждает, что он в полном объеме поддерживает требования водителей, недовольных системой «Платон».
По его словам, власти хотят назначить водителей фур главными выгодоприобретателями от введения нового дорожного сбора. На самом же деле, дальнобойщики оказываются проигравшими, точно также, как и те российские граждане, которые будут вынуждены оплачивать перевозимые ими товары по более высоким ценам.
«Я вообще считаю порочной идею массово переходить на сбор платы за ремонт дорог, — говорит Нестеров. — Хотя за границей есть платные дороги, но там эта плата взимается за дополнительный комфорт. Например, в Германии есть трасса от Кельна до Бонна, так там можно промчаться за 8 минут».
В России же, отмечает правозащитник, качество дорог несоизмеримо ниже, чем на немецких автобанах. «И я понимаю, что в ФРГ деньги за платные дороги идут на содержание фирм, которые стоят такие экстраординарные дороги. А то, что происходит у нас это – нелепость, это – все равно, что брать деньги с крови за укрепление кровеносных сосудов!», — приводит образное сравнение Юрий Нестеров.
Странной кажется собеседнику «Голоса Америки» и ситуация, когда система указывает водителю, каким маршрутом следует ехать. «При этом всегда происходит удлинение маршрута процентов на двадцать – тридцать, и, соответственно, возрастает плата за проезд», — подмечает он. И заключает, что дороги нужно ремонтировать за бюджетные деньги. «Мы платим налоги для того, чтобы нас хорошо обслуживали. А где взять деньги в бюджет? Для этого нужно перестать по всему миру воевать и перестать наращивать военные расходы даже в условиях экономического кризиса», — предлагает член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Юрий Нестеров.
Чего не вынесет «даже самый покорный русский человек»
С последней мыслью полностью согласился и профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Андрей Заостровцев. По его словам, нынешний российский бюджет, это – «бюджет страны, ведущей войну». «Отнимите у милитаристов денежки, и у нас будут дороги, лучше, чем автобаны. Конечно, если мы поручим строить их иностранным фирмам, а не российским. И если не будет сговора чиновников с нашими бизнесменами», — уточняет он.
Профессор Заостровцев считает, что на данный момент дальнобойщики не стали принципиальными противниками действующей власти. «Их просто довела (до протеста – А.П.) ситуация с введением этого сбора. Представьте себе, что вы взяли в кредит большую сумму на покупку фуры и работаете по 16 часов в сутки, чтобы вернуть кредит и заработать на прокорм семьи. И если у вас отнимают эти деньги, то после этого даже самый покорный русский человек что-нибудь скажет против власти», — оценивает ситуацию эксперт.
Что же касается действий власти, то Андрей Заостровцев полагает: «Происходящее можно охарактеризовать хорошим, но немножко жаргонным русским словом: “оборзели”. То есть, это – традиционная модель, когда диктатор уже не знает предела. Ввел одни санкции, сейчас ввел другие, все его только благодарят и руку целуют. Ну, так чего уж тут – давайте и с этих дальнобойщиков возьмем сбор. Тем более, что в бюджете денег мало», — подытоживает Андрей Заостровцев.
«Сегодня – экономические требования, завтра – политическое противостояние»
Сергей Гуляев полагает, что в сложившейся ситуации дальнобойщики настроены очень решительно. «Многие из них ни разу в жизни не участвовали ни в каких митингах-демонстрациях, кроме Первомая, да и то еще при Советском Союзе. А сейчас они хотят заявить свой гражданский протест исключительно мирными средствами», — подчеркивает член координационного совета дальнобойщиков Санкт-Петербурга.
Однако, сталкиваясь с противодействием сотрудников ГИБДД и с попытками запугивания, водители заявляют, что в случае необходимости будут добираться до столицы даже пешком. «Ведь даже на трассе Москва – Петербург им придется до 25% своей выручки отдавать Ротенбергам. Ну, с какой стати? Конечно, в нашей акции примут участие не все – некоторые боятся столкновения с государственной машиной. А другим терять уже нечего, и они говорят: “У нас забрали все, мы потеряли работу, машину не продать, потому из-за санкций, эмбарго и падения рубля рынок перевозок просел. Поэтому я свою “ласточку”, которая меня 10 лет кормила просто сожгу в знак протеста”. И вот таких ребят, я думаю, уже не запугать», — отмечает Сергей Гуляев.
В конце беседы Гуляев выразил опасение, что разворачивающиеся события могут иметь кумулятивный эффект. «Если сегодня идет чисто экономический протест с требованием дать работать, то завтра это может прекратиться в гражданский протест и в политическое противостояние», — предупреждает один из координаторов акции протеста российских дальнобойщиков.