Европейские производители сделали обзор по развивающимся странам. И Казахстан они рассматривают как государство, которое может объединить все заказы, в том числе из Европы.
И все же казахстанцы пока не чувствуют наличие собственной легкой промышленности. И информация о том, что у нас в стране она есть, будет для многих открытием. К тому же люди привыкли одеваться во все иностранное. И здесь основную роль играет сложившийся с советских времен стереотип, что импортное лучше отечественного.
Однако за двадцать с лишним лет психология наших производителей изменилась. Предприятия стали частными и борются за качество. Если раньше продукция могла лежать на базах годами, то сейчас каждый производитель заинтересован в ее быстрой реализации. Это бизнес. За эти годы создано несколько отечественных брендов. Некоторые предприятия уже реализуют свою продукцию через сеть собственных магазинов. В качестве примера можно привести образцы спортивной одежды, в которую были одеты наши спортсмены и волонтеры на прошедшей в 2011 году Азиаде.
К сожалению, пока не все предприятия имеют возможность открывать свои магазины. Поэтому они отдают свою продукцию на реализацию в торговые сети, которые ее с удовольствием принимают и успешно продают. Но при этом отрывают этикетки нашего производителя и лепят вместо них иностранные бренды.
А все потому что этикетка «Made in Kazakhstan» продолжает отпугивать нашего покупателя. Интересно, что в то же время никто не шарахается от откровенного ширпотреба с маркой «Made in Kyrgyzstan». У нас уже есть продукция, которая востребована как в России, так и в дальнем зарубежье: головные уборы, постельные принадлежности, хлопчатобумажная пряжа, бельевой ассортимент, детская одежда из трикотажа и тканей, пальто, куртки, спортивные костюмы, включая горнолыжные. Разработана концепция производства спортивной одежды для школьников. За рубежом все дети на уроки физкультуры выходят в одинаковой спортивной форме. К примеру, в Алматы уже введена единая школьная форма. И наши компании производят ее с учетом всех гигиенических условий, соответствующих стандартам санэпиднадзора. Но ту же школьную форму завозят из Кыргызстана, Китая и Турции. Она дешевле, но полностью синтетическая.
Если раньше российские компании размещали свои заказы в Кыргызстане и Китае и оттуда импортировали уже готовую продукцию, то сейчас размещают в Казахстане. То же можно сказать и о некоторых странах дальнего зарубежья. Это очень хорошее подспорье для развития нашей легкой промышленности.
Кадры по-прежнему решают все
В позапрошлом году в нашей стране был запущен проект по развитию фэшн-индустрии в Казахстане. Кроме наших производителей в нем принимают участие еще пять государств: Греция, Голландия, Болгария, Кыргызстан и Узбекистан. Главная задача проекта — получение возможности выхода на международные торговые сети. В Европе эта система уже давно отработана. Мы же пока туда войти не можем. У нас есть экспортные поставки, но они носят несистемный характер. Участвуя в этом проекте, наши производители одежды ставят целью научиться тому, как выходить на мировой рынок и повышать конкурентоспособность своей продукции.
Именно поэтому они уже успели поучаствовать в ряде семинаров по изучению опыта европейских стран, посмотрели, как у них работает фэшн-индустрия. У нас она пока в зачаточном состоянии. Есть дизайнеры, но они существуют сами по себе и никак не связаны с производителями. Поэтому предприятия вынуждены сами создавать свои дизайнерские группы, разрабатывать коллекции и самостоятельно их продвигать.
Еще одна проблема – вопрос подготовки специалистов. У нас есть ряд учебных заведений, готовящих специалистов для легкой промышленности. Тем не менее проблема квалифицированных кадров стоит очень остро. Не хватает элементарных рабочих, таких как швеи, портные и т.д. Нет достаточного количества профессионалов технического профиля среднего и высшего звена. Вузы их выпускают, но нынешняя система образования не отвечает требованиям времени. Образовательные стандарты в последний раз были разработаны в девяностых. И разрабатывали их сами вузы. Поэтому знания, которые они дают, не соответствуют современным тенденциям. Ведь за эти годы мода ушла далеко вперед.
Сегодня нужны специалисты с новым мышлением. Их нужно готовить так, как это делают в развитых странах. Там стандарты образования разрабатывают отраслевые ассоциации совместно с реальным сектором бизнеса. Затем они передаются учебным заведениям, на основе которых разрабатываются стандарты образования. То есть мы говорим, что нам нужно, а они говорят, как это делать. Только в этой связке можно изменить ситуацию и улучшить качество подготовки специалистов.
Есть ли реальная перспектива развития отечественной легкой промышленности? Специалисты говорят, что есть. Несмотря на тяжелое положение, данная отрасль у нас в стране намерена развиваться. Сегодня уже ощущаются меры государственной поддержки. Если раньше предприятия выходили с предложением о субсидировании кредитных ставок для производственных объединений и бесконечно наталкивались на стену бюрократии, то сегодня все по-другому. Появилась «дорожная карта», в рамках которой в прошлом году наши компании уже воспользовались новой программой и получили кредитные ресурсы по программе «Регион-2». За счет нее ставка снизилась с 25 до 4 процентов. Это очень привлекательно для производителя.
В свободной экономической зоне на юге страны построены 4 текстильных предприятия и еще 4 созданы вне зоны. Если мы раньше экспортировали 94 процента хлопка, то теперь стоит задача перерабатывать его у себя и экспортировать не как сырье, а в виде готовой продукции. Уже сегодня она поставляется в Италию, Германию, страны Балтии, а также в Россию и даже в Китай и Турцию.
И если развитие будет проходить, как намечено в отраслевой программе, то это возымеет положительное влияние на всю нашу экономику в целом. Это и занятость населения, и увеличение ВВП.