АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Забытый город

tulipa8«Крепость Сабрана является сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала, и око голубого неба не видело на одной четверти обитаемой части земного шара подобной ей по укрепленности твердыни.
Высота ее была такой, что лучи солнца никогда не доходили даже до ее вала. Прочность ее была такова, что никому не приходила мысль разрушить башни и вал ее».

Так писал о городе-крепости Сауран автор второй половины XVI века, описывая события, сязанные с завоеванием Саурана Абдаллах-ханом. Этот шейбанидский правитель, а до него десяток других удачливых и не очень завоевателей, рассматривали Сауран (Сабран) как стратегическй пункт, обеспечивавший господство над всеми племенами и народами, населявшими бескрайние просторы Дашт-и-Кипчака.

Возникший более чем за тысячу лет до этого город Сауран, в силу своей исключительной военно-стратегической, торгово-экономической и культурно-исторической значимости, упоминается всеми средневековыми авторами, писавшими о событиях, происходивших в присырдарьинском регионе и в казахских степях. И поныне руины этого города высятся остатками своих крепостных стен в 45 километрах к западу от города Туркестана. Внимание бесчисленных путников, следующих по трассе Туркестан –
Кызылорда, неизменно привлекает затейливый зубчатый контур крепостных стен. При этом редкий эрудит, увидев промелькнувший на обочине указатель с названием казахского аула, предположит, что это остатки некогда грозной крепости Сауран. И лишь бесконечно любознательный водитель свернет с асфальта в пыль ухабистого проселка, чтобы воочию увидеть то, что осталось от большого и славного в прошлом города. А ведь в былые времена его не мог миновать ни один караван, следовавший на север или восток из благословенной Бухары или достославного Самарканда.
Городище средневекового Саурана – один из наиболее значительных памятников средневековой городской культуры Казахстана. А по степени своей сохранности, естественно, в археологическом смысле, является уникальным. Внимание случайного туриста привлекут полуразрушенные крепостные стены, вздымающие свои вершины среди ровной степи, широкий оборонительный ров у их подножия, мощные круглые башни на углах причудливо изогнутых стен. Внутри стен пытливый взгляд различит ложбины магистральных улиц, холмы на месте былых жилых кварталов и фундаментальных общественных сооружений. Поднявшись на развалины крепостных сооружений, можно оглядеть окрестности и увидеть следы пригородной застройки, широко раскинувшейся во все стороны от подножия стен. Если хватит воображения, можно представить вместо желтой слегка всхолмленной равнины темно-зеленые купы плодовых и декоративных деревьев, строгие прямоугольники ухоженных садов и виноградников над живительными артериями арыков и каналов, а внутри стен угадать силуэты беспокойно вонзающихся в голубое небо минаретов, глазурованных порталов и узорчатых куполов. Перед пытливым взром легко предстанет образ восточного города во всем его своеобразии, великолепии и притягательности.
В том, что это не плод разгоряченного под жарким солнцем воображения, убеждают нас первые результаты археологических исследований, начатых на городище Институтом археологии им. А. Маргулана в рамках Государственной программы «Культурное наследие».
Сам комплекс – городище Сауран – по всем параметрам готов вновь стать важным пунктом на Великом Шелковом Пути, но теперь в качестве археологического памятника –
города-музея. Сочетание ряда благоприятных факторов делают это место действительно уникальным. Памятник расположен всего в трех километрах от международной автотрассы Оренбург – Ташкент. Городище входит в уже давно и успешно действующий Государственный музей-заповедник «Азрет Султан», а находящийся неподалеку город Туркестан со всемирно известным архитектурным комплексом Ходжа Ахмеда Ясави уже фактически стал крупнейшим в республике центром цивилизованного международного туризма. Значительная часть паломников и туристов, посещающих Туркестан, может стать посетителями города-музея Сауран. В настоящее время на городище проводятся археологические исследования, уже позволившие сделать ряд открытий уникальных памятников средневековой архитектуры. Существует еще много других благоприятных факторов для дальнейшего проведения исследований.
Что же достойно внимания и нуждается в консервации и музеефикации на городище? На этот вопрос должны ответить археологические работы.
Любого посетителя впечатляют, прежде всего, сами крепостные стены. Они охватывают территорию городища площадью более 40 га. Местами они высятся на семь-восемь метров, местами уже превратились в просто оплывшие валы. Но при этом нужно отметить, что их сохранность уникальна. Практически ни одно городище в Казахстане не имеет столь хорошо сохранившихся крепостных стен, изучая которые можно восстановить всю систему средневековой фортификации. Стены пережили два этапа строительства. На втором этапе подверглись значительной реконструкции, изменившей их первоначальный облик.
Учеными еще в ходе предварительных работ было установлено, что город на том месте, которое сейчас называется «городище Сауран», был построен не ранее второй половины XIV века. А ранее Сауран располагался на месте городища Каратобе, расположенном в четырех километрах к югу от стен позднего Саурана.
Есть обоснованная гипотеза, что перемещение города произошло в период развала монгольской империи и образования на ее месте ряда фактически независимых государств. В этот период сходные явления перемещения центров крупных историко-культурных областей, обусловленные рядом социально-экономических причин, наблюдаются на всей огромной территории, объединенной в империю Чингисхана.
Примерно через сотню лет после основания города на новом месте, Сауран в свите очередного завоевателя Шейбани-хана посетил Ибн-Рузбихан, нашедший его «необыкновенно приятным городом» и оставивший нам описание своих впечатлений. На страницах своих «Записок бухарского гостя» он отметил, что город «… построен в открытой ровной степи. Он чрезвычайно веселый, светлый, с мягким, бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. В окрестностях его пасутся стада диких коз, и во всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Сам город окружен высокой стеной, которую нельзя быстро взять властной рукой, а вокруг нее неприступный ров…».
Близкое по времени свидетельство о Сауране содержится и в труде Зейнаддина Васифи, который не преминул упомянуть о некоторых уникальных сауранских постройках. Как «чудо света» он описал, например, качающиеся минареты сауранского медресе и грандиозные кяризы, обеспечивавшие живительной водой город и его окрестности.
В настоящее время вся обширная территория, которая некогда была занята цветущим городом, представляет собой холмистую глинистую равнину, поросшую верблюжьей колючкой. После того, как город был постепенно заброшен, в XVIII веке его архитектурные сооружения для окрестных жителей долгое время служили местом добычи качественного строительного материала с целью вторичного использования. В «Путевых заметках» П.Пашино, одного из первых русских авторов, оставивших описание увиденного в недавно завоеванных землях Туркестанского края, сохранился интересный рисунок, сделанный по фотографии, на котором, как нам представляется, изображен процесс разрушения минаретов Саурана. Кстати сказать, следы намеренного разрушения построек и выемки кирпича и глазурованных декоративных плиток, украшавших некогда фасады и порталы, фиксируются учеными повсеместно при расчистке руин сауранских построек. И на этом рисунке, видимо, показан процесс разрушения уникальных сооружений: человек, стоящий слева от минаретов, держит в руках инструмент в виде кирки, а другой персонаж, сидящий на верблюде, длинным шестом толкает в верхнюю часть правый минарет. При этом у обоих минаретов разобрана часть ствола у основания, они как бы подрублены, так что было вполне достаточно сильного толчка в верхнюю точку минарета, чтобы обрушить его окончательно. То есть перед нами единственный, пожалуй, в своем роде документ XIX века, засвидетельствовавший процесс разрушения памятника средневековой архитектуры в Центральной Азии.

0_9df78_aa32dd21_XL
Концепция программы «Культурное наследие», в рамках которой проходят исследовательские работы на городище Сауран, ориентирована в своей археологической части на создание прежде всего научной базы для развития цивилизованного туризма, т.е. на выявление и исследование объектов, способных в перспективе привлечь массы любознательных туристов. Это дает надежду на то, что научно-исследовательские работы на городище средневекового Саурана станут первым этапом создания вокруг этого памятника средневековой культуры современной туристической инфраструктуры.

Текст – Е.А. Смагулов