АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Декабрьские события в Алма-Ате (16 — 18 декабря 1986 года)

9745462F-3542-4E04-902C-6E9AB11FECD3_cx0_cy7_cw0_w308_h173Второй год перестройки в Казахстане ознаменовался драматическими событиями. 16 декабря 1986 года состоялся Пленум Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. На повестке дня стоял организационный вопрос — выборы первого секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. Первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана, вместо отправленного на пенсию Д. А. Кунаева, был избран Г. В. Колбин, работавший до того первым секретарем Ульяновского обкома КПСС.

Утром 17 декабря 1986 года в Алма-Ате началась демонстрация молодежи с протестом против принятого решения (длившаяся 2 дня), которая вошла в историю как Декабрьские события.

К полудню 17 декабря на площади им. Л. Брежнева демонстрантов было около 5 тысяч. С утра площадь была оцеплена силами Министерства Внутренних Дел (МВД), после обеда к милиции добавили курсантов школы милиции и пожарно-технического училища. Перед собравшимися выступали с увещеваниями и призывами разойтись государственные деятели. Успеха эти речи не имели.

Вечером 17 декабря была предпринята первая попытка разгона демонстрации, применены пожарные машины, саперные лопатки, дубинки, служебные собаки. Начались массовые беспорядки.

Утром 18 декабря в Алма-Ату прибыли специальные части из других городов страны. Вечером началось вытеснение демонстрантов с площади. Демонстрация была разогнана.

По официальным данным, в ходе массовых беспорядков в Алма-Ате погибло 2 человека, сожжено 11, повреждено 24 транспортных средства, выведено из строя 39 автобусов, 33 машины такси, нанесен материальный ущерб 13 общежитиям, 5 учебным заведениям, 6 предприятиям торговли, 4 административным зданиям.

Митинги и демонстрации протеста прошли также в Джезказгане, Павлодаре, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Чимкенте и других городах.

После разгона демонстрации власти приступили к репрессиям. Около 900 человек были наказаны в административном порядке, более 300 человек отчислено из вузов, уволены с работы 319 участников событий, исключены из рядов КПСС — 52, из ВЛКСМ — 758. Общее количество задержанных составляло 8500 человек, 99 человек были осуждены к различным срокам лишения свободы. Один — К. Рыскулбеков — по обвинению в убийстве дружинника, инженера телецентра С. Савицкого приговорен к смертной казни, которую позже заменили на 20 лет лишения свободы.

25 декабря 1986 года на заседании Политбюро ЦК КПСС произошедшее было оценено как «факты проявления национализма», а в июле 1987 года ЦК КПСС принял постановление «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», в котором декабрьские события были названы «проявлением казахского национализма».

Первую попытку прорвать завесу молчания весной 1989 года предпринял М. Шаханов (известный советский и казахстанский поэт и писатель, депутат Верховного Совета СССР), выступив с требованием объективного рассмотрения декабрьских событий на I Съезде народных депутатов СССР.

Только через три года, в 1989 году, Верховный Совет Казахской ССР единогласно осудил постановление ЦК КПСС.

В июле 1989 года была создана Комиссия Верховного Совета Казахской ССР по рассмотрению обстоятельств, связанных с декабрьскими событиями. Однако в ноябре1989 года Верховный Совет, заслушав отчет сопредседателя комиссии М. Шаханова, постановил преобразовать ее в «рабочую группу по рассмотрению жалоб «декабристов».

 

Под угрозой волнений и голодовки, которую были готовы объявить члены Комиссии, Указом Президиума Верховного Совета республики в январе 1990 года была создана «Комиссия Президиума Верховного Совета Казахской ССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года.

Параллельно шел процесс пересмотра дел осужденных „декабристов“ — 322 из них были освобождены за отсутствием состава преступления.

В мае 1990 года Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, в котором было признано, что содержащаяся в постановлении ЦК КПСС 1987 года „оценка массовых нарушений общественного порядка в г. Алма-Ате в декабре 1986 года как проявления казахского национализма является ошибочной…“.

В сентябре 1990 года выводы Комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР были опубликованы.

Выводы и предложения Комиссии Президиума Верховного Совета Казахской ССР по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года:

Выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате и ряде областей Казахстана не были националистическими — это была первая попытка воспользоваться гарантированным Конституцией и декларированным перестройкой правом на свободное выражение гражданской и политической позиции.

Глубокие причины недовольства молодежи уходили своими корнями в низкий жизненный уровень, социальную несправедливость и издержки командно-административной системы.

Непосредственным толчком к выступлению молодежи послужило келейное и оскорбительное по форме назначение Г. В. Колбина первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, которое было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Особое возмущение вызвало явное противоречие между традиционно-командными действиями центра и провозглашаемыми демократическими принципами перестройки.

С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочей и учащейся молодежи города Алма-Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с ним.

Руководство республики в самом начале не пожелало вступить в равноправный диалог с молодежью и выслушать их мнение. Расценив политический протест как угрозу власти, оно отреагировало на него приведением в готовность Алма-Атинского гарнизона и оцеплением площади силами, во много раз превосходящими количество демонстрантов.

Решение о переброске из разных регионов страны в Алма-Ату спецчастей внутренних войск МВД было принято министром внутренних дел СССР А. В. Власовым после настойчивых просьб республиканского руководства. По положению Конституции СССР такое решение был правомочен принимать только Президиум или Сессия Верховного Совета СССР, при условии объявления чрезвычайного положения в городе Алма-Ате Верховным Советом Казахской ССР. Оно было принято за спиной высшего органа власти и правительства узким кругом лиц.

Перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход в острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю.

Действия части демонстрантов нередко выходили за рамки законного поведения. При попытках диалога с руководителями республики демонстранты проявили по отношению к ним отсутствие политической культуры, нетерпимость, недопустимое неуважение, вплоть до прямых оскорблений и хулиганских выходок. Оказывая неповиновение силам охраны порядка, оскорбляли их, вступали с ними в стычки, драки, забрасывали камнями, наносили им телесные повреждения. Имели место безответственные, провокационные призывы к незаконным действиям, поджоги автомашин, повреждения зданий.

При подавлении беспорядков силы охраны порядка совершили неоднократные и вопиющие нарушения законности — избиение задержанных, вывоз их зимой полуодетых за город, помещение без санкции прокурора в следственные изоляторы и изоляторы временного содержания на несколько суток, нередко без пищи и медицинской помощи. При разгоне использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки.

Трагические последствия столкновений выразились в гибели людей как со стороны демонстрантов, так и со стороны лиц, обеспечивающих охрану общественного порядка, причинения многим телесных повреждений, в том числе и тяжких.

Безусловного осуждения заслуживают действия тех партийных и советских работников, которые дали указание создавать и вооружать гражданские формирования из числа рабочих и служащих, тем самым противопоставив друг другу массы людeй по национальному признаку, что придало событиям характер межнациональных столкновений. Такая политическая слепота и недомыслие привели к разжиганию межнациональной розни.

Официальные данные о последствиях событий были противоречивы и неточны. Количество задержанных, по данным МВД, было 2336, по данным КГБ -2212, прокуратуры — 2401 человек. Установлено, что с учетом доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники, следственные изоляторы и вывезенных за город число задержанных составляло около 8,5 тыс. человек. Указывалось и разное число лиц, получивших телесные повреждения, — от 763 до 1137, по оценке комиссии — телесные повреждения получили более 1,7 тыс. человек.

До последнего времени руководители правоохранительных органов и прокуратуры отрицали применение саперных лопаток и служебных собак.

Грубые нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Следствие по ним велось в сжатые сроки, поверхностно и с явным обвинительным уклоном. Характерно в этом отношении дело К. Рыскулбекова, приговоренного к смертной казни, по мнению комиссии, без достаточных оснований. Судьи различных инстанций, в том числе и Верховный суд республики, во многих случаях рассматривали дела в спешке, не проводили необходимых судебных разбирательств, по существу проштамповывая неубедительные выводы следствия. Работа судебно-следственного аппарата по делам об участниках событий характеризуется заведомой беспринципностью следователей и судей всех уровней и осуществлялась при неприкрытом давлении со стороны руководства суда и прокуратуры, политических властей, вынуждавших к принятию скорых и неправомерных обвинительных приговоров и заключений. В настоящее время из 99 осужденных 46 реабилитированы. Многие из осужденных, которым снижены сроки наказания, также заслуживают реабилитации.

Столь грубые и беззастенчивые нарушения законности со стороны сил охраны порядка, правоохранительных, следственных, судебных органов и прокуратуры стали возможны в силу того, что в полной мере сработала сложившаяся в стране жестко централизованная командно-административная система с непререкаемой и монопольной властью партийного аппарата, в конечном итоге — узкого круга лиц из числа политического руководства.

Не прибавляет авторитета партийным органам и та позиция, которую они заняли в оценке декабрьских событий и их последствий. За все время, прошедшее после событий, в этой позиции произошла лишь одна подвижка: содержащееся в постановлении ЦК КПСС обвинение в казахском национализме признано ошибочным. Однако если в свое время подобные обвинения раздавались громогласно по всей стране и во всех средствах массовой информации, то отмена произошла тихо, незаметно и безгласно. Публикация соответствующего решения Политбюро ЦК КПСС появилась лишь в малотиражном издании — „Известиях ЦК КПСС“.

По сути дела в этом постановлении нет и намека на признание властями хотя бы частично своей вины. Вновь говорится, что имели место выступления молодежи, спровоцированные экстремистами и националистическими элементами. Таким образом, обвинение повторено, хотя и в более завуалированной и ханжеской форме.

Считая главным виновником декабрьской драмы командно-административную систему, нельзя не видеть ее конкретных представителей, отдельных людей, в чьей власти было давать установки, влиять на ход событий и кто злоупотребил этой властью или ложно понятым долгом.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, комиссия считает необходимым публично и поименно назвать партийных и государственных руководителей, чьи установки и указания обусловили применение силы при подавлении мирного политического выступления молодежи и кампанию репрессий против участников событий; должностных лиц, которые выполняя эти указания, отдавали приказы на применение незаконных методов подавления и репрессий; исполнителей, бездумно выполнявших незаконные приказы и распоряжения; работников правоохранительного и судебного аппарата, не обеспечивших соблюдение законности и нарушивших свой служебный долг; инициаторов создания и вооружения гражданских формирований.

Непосредственное руководство подавлением выступления и последующими репрессиями осуществляли представители центра.

Вместе с тем, объективность требует признать, что моральную ответственность за пассивную, соглашательскую позицию, самоустранение от влияния на принятие ключевых решений, ход событий и на развернутую за ними кампанию репрессий в равной мере должно разделить в целом Бюро ЦК Компартии Казахстана.

Комиссии, состоящей из людей разных национальностей, как и всем гражданам республики, дороги покой, мир, добрососедство и взаимное уважение народов. Члены комиссии убеждены, что правда, сказанная открыто, снимет многие больные вопросы, что это будет способствовать упрочению политической стабильности, от которой прежде всего зависит проведение политики экономического преобразования республики.

Вместе с тем мы разделяем горькие чувства людей, чьи судьбы были исковерканы декабрьскими событиями.

Лица, виновные в допущенных беззакониях, порою приводивших к противопоставлению друг другу братских народов, должны понести ответственность.

С учетом вышеизложенного комиссия предлагает:

1. Осудить действия прежнего состава Политбюро ЦК КПСС за диктат при назначении высшего политического руководителя Казахстана без учета мнения коммунистов и народа республики; одобрение неконституционного решения о введении в Алма-Ату спецчастей внутренних войск МВД, вызвавшего тяжкие последствия, в том числе гибель людей; политически безответственное и оскорбительное обвинение казахского народа в национализме, нанесшее тяжелый урон традиционно дружественным отношениям народов Казахстана.

2. Осудить обращение от 18 декабря 1986 года к населению г. Алма-Аты от имени ЦК Компартии Казахстана, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Казахской ССР, принятое без их ведома узким кругом лиц и задавшее искаженную оценку событий.

З. Президиуму Верховного Совета Казахской ССР ходатайствовать перед Верховным Советом СССР и Президентом СССР:

  • пересмотреть решение о назначении Колбина Г. В. на должность председателя Комитета народного контроля СССР;
  • отозвать Мирошхина О. С. с поста Чрезвычайного и Полномочного Посла в Замбии;
  • поставить вопрос о недопустимости использования на руководящих постах Бобкова Ф. Д., Мирошника В. М. — в системе Комитета государственной безопасности, Сороки О. В. и Князева Г. Н. — в системе МВД СССР.

4. Президиуму Верховного Совета Казахской ССР поставить перед соответствующими инстанциями вопрос о признании невозможным пребывание на ответственных постах: Елемисова Г. В. — прокурора Казахской ССР, Айтмухамбетова Т. К. — председателя Верховного суда Казахской ССР, Тетеркина И. А. — главного государственного арбитра Казахской ССР, Досполова Д. — ответственного работника аппарата Совета Министров Казахской ССР, Басарова Э. О. — первого заместителя и Серикова С. Д. — заместителя министра внутренних дел Казахской ССР, Мызникова А. Д. — алма-атинского транспортного прокурора, Волтунова В. С. — заместителя прокурора г. Алма — Аты, Ефимова В. И. — докторанта Академии общественных наук при ЦК КПСС.

5. Верховному Совету Казахской ССР при назначении судей и особенно при утверждении состава Верховного суда Казахской ССР учитывать соблюдение ими законности при рассмотрении уголовных дел, связанных с декабрьскими событиями.

6. Возбудить уголовные дела по фактам:

  • применение против демонстрантов саперных лопаток, служебных собак, пожарных машин, вооруженных дружинников металлическими прутьями, обрезками кабеля, палками;
  • незаконных арестов и заключения под стражу без санкции прокурора и постановления суда;
  • осуждения заведомо невиновных;
  • смерти студента Алма-Атинского энергетического института Е. М. Спатаева;
  • нанесения тяжких и средней тяжести телесных повреждений;
  • жестокого обращения с задержанными, в том числе с женщинами и несовершеннолетними.

7. Возобновить прекращенные уголовные дела с целью выявления истинных виновников по фактам смерти:

  • инженера республиканского телецентра С. Савицкого;
  • студента Алма-Атинского архитектурно-строительного института К. Рыскулбекова;
  • студентки Усть-Каменогорского педагогического училища С. Мухамеджановой;
  • студентки Алма-Атинского музыкального училища Л. Асановой.

8. Прокуратуре Казахской ССР и Верховному суду Казахской ССР пересмотреть все дела об уголовном и административном наказании участников декабрьских событий на предмет обоснованности и законности наказания.

9. Проинформировать избирателей республики и ЦК КПСС о роли и действиях в период декабрьских событий 1986 года народных депутатов СССР Колбина Г. В., Мирошника В. М., Мендыбаева М. С., Мещерякова Ю. А. и призвать их пересмотреть вопрос о своем доверии к ним.

10. Отменить постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР и Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении лиц соответственно грамотами и Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР и орденами и медалями СССР за активное участие в подавлении политического выступления молодежи в декабре 1986 года.

11. В целях политической и социальной реабилитации людей, безвинно пострадавших за участие в декабрьских событиях, министерствам народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, Советам народных депутатов, политическим и общественным организациям принять меры по восстановлению их нарушенных гражданских и социальных прав — на труд, жилье, обучение в учебных заведениях, лечение, социальное обеспечение, членство в общественных организациях.

12. При разработке проекта новой Конституции Казахской ССР, основ Союзного договора и Декларации о суверенитете республики предусмотреть механизм, исключающий сосредоточение власти в руках узкого круга лиц, возможность злоупотребления властью, бесконтрольность со стороны Верховного Совета, вмешательство и диктат представителей центральных органов власти и партийного аппарата при решении вопросов, жизненно важных для населения республики, охраны прав, чести и достоинства народа и личности.

13. В память о трагических событиях декабря 1986 года и в знак того, что подобное не должно повториться в истории Казахстана, объявить день 17 декабря — Днем памяти либо Днем демократического обновления.

14. Опубликовать настоящие выводы и предложения комиссии в средствах массовой информации.

Постановление Президиума Верховного Совета Казахской ССР О выводах и предложениях Комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17 -18 декабря 1986 года

Рассмотрев материалы комиссии, заслушав и обсудив сообщение ее сопредседателя, народного депутата СССР Шаханова М. Ш., Президиум Верховного Совета Казахской ССР отмечает, что выступление казахской молодежи в декабре 1986 года в Алма-Ате не было националистическим и в начальной стадии не носило противоправный характер. Непосредственной причиной протеста молодежи послужили откровенное пренебрежение мнением населения и партийных масс республики со стороны центра, направившего первым секретарем ЦК Компартии Казахстана по стереотипу доперестроечных времен малоизвестного в республике партийного работника, недооценка возросшего самосознания народа.

Неумелые, политически неоправданные действия руководства республики, паническая оценка демонстрации рабочей и учащейся молодежи против скоротечного и по сути оскорбительного для достоинства решения пленума ЦК Компартии Казахстана, предпринятые неадекватные ситуации меры по отношению к демонстрантам, способствовали перерастанию событий в негативные формы. Вместо того, чтобы избрать с самого начала тактику равноправного диалога, была сделана ставка на подавление выступления молодежи столицы силой. Руководство этим процессом взяли на себя представители центра и новый партийный руководитель республики, отключив практически от принятия решений не только местных руководителей, но и ее высшие законодательные и исполнительные органы. Узким кругом лиц из центра решался вопрос о переброске в Алма-Ату спецчастей внутренних войск из других регионов, о применении силы для подавления демонстрации.

После упущенного момента для контакта с демонстрантами, когда обстановка уже обострилась и мирное настроение молодежи на площади стало сменяться нетерпением и агрессивностью, попытка диалога переросла уже в прямые оскорбления и хулиганские выходки по отношению к руководителям республики, вышедшим к микрофонам на трибуне. Стали звучать противоправные призывы, начались стычки с силами охраны порядка, забрасывание их камнями, поджоги машин и другие нарушения.

Вооружение рабочих дружинников по указанию партийных органов палками, металлическими прутьями и обрезками кабеля придало событиям характер противостояния сторон по национальному признаку. Это стало одной из серьезных политических ошибок тех дней.

Подавление беспорядков сопровождалось избиением людей, нередко задержанных без разбора, применением других жестоких методов, включая использование малых саперных лопаток и служебных собак, что впоследствии лицемерно отрицалось в официальных версиях освещения декабрьских событий, вызывая недоумение и возмущение их очевидцев.

Сегодня требуется взвешенный подход к оценке этих событий с учетом конкретной обстановки тех дней, неожиданности происшедшего, но это ни в коей мере не оправдывает допущенных тогда грубых политических просчетов со стороны союзного руководства и руководства республики, вследствие которых первоначально мирный протест молодежи г. Алма-Аты привел к драматическим результатам, большому числу пострадавших среди демонстрантов и сил охраны порядка.

Много нарушений допускалось в процессе судебно-следственного разбирательства уголовных дел участников событий, которое проводилось скоропалительно и с выраженным обвинительным уклоном. Наряду с беспринципностью отдельных следователей и судей, здесь немалую роль сыграло давление со стороны партийных органов.

Президиум Верховного Совета Казахской ССР постановляет:

1. Отметить, что комиссия провела большую работу по выполнению поручения Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Согласиться в основном с выводами и предложениями комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в городе Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года.

2. Направить материалы комиссии в Верховный Совет СССР, Прокуратуру СССР, Верховный суд СССР, МВД СССР, Президенту Казахской ССР, Совету Министров Казахской ССР и соответствующим министерствам и ведомствам СССР и республики для рассмотрения и принятия мер по вопросам, входящим в их компетенцию.

3. Прокуратуре Казахской ССР, Верховному суду Казахской ССР и Министерству внутренних дел Казахской ССР пересмотреть все дела об уголовном и административном наказании участников декабрьских событий с целью проверки законности наказаний, а также возбудить или возобновить прекращенные уголовные дела по фактам, указанным в пунктах 6 и 7 выводов и предложений комиссии.

4. Выводы и предложения комиссии опубликовать в печати.

5. Признать работу комиссии по окончательной оценке обстоятельств, связанных с событиями в г. Алма-Ате 17–18 декабря 1986 года, завершенной.

Председатель Верховного Совета Казахской ССР Е. Асанбаев

12 декабря 1991 года Президент Нурсултан Назарбаев издал указ о реабилитации граждан привлеченных к ответственности за участие в событиях 17–18 декабря 1986 года.

18 сентября 2006 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев открыл в центре Алматы монумент „Рассвет свободы“ в память о декабрьских событиях 1986 года.

„Декабрьские события, которые вывели молодежь на площадь, были предвестником нашей независимости“ — сказал на церемонии открытия памятника Президент Казахстана, — тогда власть хотела придать этому событию окраску национализма, и мне приходилось на Политбюро ЦК КПСС убеждать, что это не так. Они хотели убедить нас, что это межнациональное столкновение. Ничего подобного! Это показала история. Все, что хотела молодежь, справедливости для Казахстана, равенства, братства и независимости».

Действительно, более 20 лет, прошедшие со времени памятных декабрьских событий, доказывают, что казахстанцы живут в единстве, понимая, что стабильность и спокойствие в стране, добрые отношения и равенство всех людей — это залог успеха и процветания республики Казахстан.

В церемонии открытия памятника приняли участие известные общественные деятели, участники событий декабря 1986 года, члены общественного движения «Желтоксан», представители политических партий и национально-культурных центров.

Памятник сооружен по проекту известного казахстанского архитектора Тимура Сулейменова. Внимание привлекают два пилона, символизирующие взрыв самосознания народа и падение идеологических канонов, торжество свободы и независимости государства. При этом каждый из пилонов имеет свое особое значение: пилон из красного гранита символизируют жертвенность и пролитую кровь, а пилон из белого гранита — молодость и надежду. И как объединяющий элемент — скульптура женщины: в правой руке она держит развивающийся по ветру платок — призыв к примирению, в левой руке — птицу, символ стремления к свободе и новой жизни.

http://www.tarih-begalinka.kz/