Как отмечает ряд российских СМИ, Минэнерго Казахстана дало понять, что страна не планирует присоединяться к инициативе России и ряда стран ОПЕК по замораживанию добычи нефти на январском уровне.
Прогнозы добычи нефти в Казахстане пересмотрели
Казахстан не принимает никаких административных мер для снижения уровня добычи нефти, сообщил заместитель министра энергетики Казахстана Асет Магауов. «Вместе с тем сами недропользователи принимают такое решение с учетом своих финансовых возможностей», — добавил он.
Комментируя инициативу заморозки добычи нефти на уровне января 2016 года, замминистра отметил: «Весь прошлый год страны, входящие в ОПЕК, очень агрессивными темпами наращивали добычу, то есть, соответственно, они сейчас на достаточно высоком уровне зафиксировали данные показатели. Что касается Казахстана, у нас, наоборот, по сравнению с прошлым годом происходит снижение добычи нефти», — добавил он.
Правительство Казахстана пересмотрело прогнозы добычи нефти на 2016 года в сторону снижения с 77 млн тонн до 74 млн тонн. Основную часть добываемой нефти (порядка 60 млн тонн) Казахстан экспортирует.
Петр Своик: Нефтедобыча в РК уже третий год снижается
«Январский уровень, на котором Россия и Саудовская Аравия договорились заморозить объемы нефтедобычи – это практически рекордный для них. Дело в том, что и ОПЕК, и другие крупные игроки на рынке нефти уже больше года пытаются реагировать на спад цен как раз не сокращением, а наращиванием добычи. То есть, согласование добычных квот ради поддержания мировых цен на выгодном для поставщиков уровне, ради чего в свое время и был создан ОПЕК, сменилось острой конкуренцией «всех со всеми» ради удержания за собой сбытовых ниш. И вот два крупнейших игрока – Россия и саудиты, после того как атака главного конкурента — американской сланцевой нефти фактически захлебнулась, договорились больше не соревноваться наперегонки. Цены на нефть это не поднимет, но дальнейшую игру на понижение прекратит. А в перспективе цены начнут потихоньку расти», — отмечает известный экономист Петр Своик.
«Что касается Казахстана – у нас на этом поле своей игры попросту нет. И дело даже не относительной малости нашей добычи, а в давно уже закончившихся возможностях ее наращивания. По сравнению с советскими временами, Казахстан увеличил добычу в три с половиной раза, и теперь на всех действующих месторождениях вопрос стоит уже не о дальнейшем росте, а о дополнительных затратах на поддержание достигнутого уровня. Некоторая перспектива наращивания имеется на Кульсарах, но требуются очень большие инвестиции и продолжительное время. И, конечно, все ждут запуска Кашагана, — хотя и здесь сроки и перспективы все равно вопрос не сегодняшнего дня.
А пока нефтедобыча в Казахстане уже третий год фактически снижается, и в такой ситуации присоединяться к инициативе России нам сейчас, как говорится, не с руки. Конечно, политически можно было бы поддержать партнера по Евразийскому союзу, и даже как бы показать пример снижения. Но на фоне реального положения дел – а оно вовсе не секрет – лучше спокойно наблюдать со стороны», — добавляет экономист.
Рейтинг Казахстана снизили до ВВ-
Напомним, что международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) понизило рейтинги нескольких нефтедобывающих стран, указав на негативные последствия более глубокого, чем ожидалось, падения цен на углеводороды для финансовых систем этих государств.
Эксперты агентства также прогнозируют, что в 2016 году средняя цена барреля нефти сорта Brent составит $40, а в 2017 году вырастет до $50. Ранее, осенью 2015 году, аналитики S&P полагали, что марка Brent будет торговаться в среднем по $55 за баррель в 2016 г. и подорожает до $70 за баррель к 2018 году.
Рейтинг Саудовской Аравии снижен на две ступени — до А-, Омана — до ВВВ-, Бахрейна — до ВВ, указывает S&P. Рейтинг Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валютах был понижен с ВВВ до ВВВ-, таким образом опустившись до последней ступени инвестиционного уровня. Рейтинг Бразилии, экономическая ситуация в которой ухудшается по целому ряду причин, понижен до ВВ с ВВ+. Рейтинг Катара был подтвержден.
Аналитики S&P полагают, что сделка, заключенная между Россией, Саудовской Аравией и еще рядом стран, и предполагающая замораживание добычи нефти на январских уровнях, не окажет серьезного влияния на прогнозы цен на нефть.
Экономист: Снижение рейтинга это закономерность
Петр Своик уверен: «Снижение рейтинга Казахстана до BBB- вполне закономерно, и не сулит нам ничего хорошего. Стоит напомнить, что еще с конца 90-х годов наш Национальный банк национальной кредитной и инвестиционной эмиссии не осуществляет вовсе – только обменную. То есть, «свежие» тенге поступают в экономику только в случае долларовой избыточности внешнего платежного баланса Казахстана, а такие времена закончились. К тому же, в «тучные годы» в Казахстан – как реакция на положительное сальдо платежного баланса — активно заводились иностранные инвестиции. А казахстанские банки – по той же причине — могли относительно дешево фондироваться за границей. Сейчас «обменная» эмиссионная подпитка внутренней экономики уже в прошлом, параллельно сильно поубавился приток иностранных инвестиций и осложнены заимствования за границей. Итого, былое валютное изобилие сменилось острым денежным голодом – внутренним и внешним.
И в такой ситуации снижение рейтинга до самой последней инвестиционной планки означает как дополнительное осложнение привлечения внешних средств, так и их удорожание. Конечно, палочкой-выручалочкой все надежнее становится Китай, все более инвестирующий в Казахстан и достаточно охотно дающий взаймы, однако с этим лучше бы поосторожнее. Тем более, что снижение рейтинга и здесь не замедлит сказаться на повышении той цены, в которую нам обойдется китайское финансирование.
По-хорошему, надо создавать нашу собственную систему национального инвестирования и кредитования. Взяв за основу, кстати сказать, Программу «Нурлы жол» и средства Национального фонда. Но правительство об этом пока даже не заикается», — считает Петр Своик.
https://finance.nur.kz/1060734-kazakhstan-ne-budet-zamorazhivat-doby.html