Только за два последних года, согласно статистике, 497 казахстанских подростков покончили жизнь самоубийством. Если учесть, что многие родители по различным соображениям предпочитают скрыть подобную причину смерти, то можно смело предположить, что реальная цифра детских суицидов значительно выше, пишет газета «Экспресс-К».
По данным Всемирной организации здравоохранения, наша страна находится на третьем месте по числу самоубийств. И самым страшным в сложившейся ситуации является то, что все чаще на суицид решаются мальчишки и девчонки школьного возраста. Причем психологи уже выявили основной ряд причин, по которым наши дети сводят счеты с собственной жизнью. Лидирующие позиции в этом страшном списке занимают проблемы, связанные с плохо сложившимися отношениями с одноклассниками и «старшаками».
Вымогательство денег и издевательства над теми, кто слабее, стали нормой во многих казахстанских школах, интернатах и колледжах. Ребенок, чувствующий себя, подобно обложенному флажками волку, не может самостоятельно найти выход из создавшегося положения. Он боится рассказать правду родителям и учителям, потому что знает сотни примеров, когда обидчики остались безнаказанными, а над тем, кто «сдал» их полиции и педагогам, устраивалась форменная расправа. Ни для кого не секрет, что нередко школьные психологи, учителя и инспектора любыми путями пытаются замять скандал и не дать ему выйти за пределы образовательного учреждения во имя сохранения репутации.
Депутат мажилиса парламента Жарасбай Сулейменов, ознакомившись с показателями суицида среди детей, просит правительство республики взять ситуацию под строгий контроль и уделить особое внимание работе школьных инспекторов и психологов. Полностью поддерживают его и лидеры неправительственных организаций, занимающиеся проблемами подрастающего поколения. Президент благотворительного фонда «Дара» Асель Избасарова вместе со своими единомышленниками всеми силами пытается внести изменения в действующие законы об усыновлении. ведь серьезный процент от числа маленьких самоубийц приходится как раз на выпускников детских домов. Асель Бекболовна не сомневается в том, что незначительные коррективы значительно снизят показатель суицидов и, наконец, лишат нашу страну такого позорного клейма, как нахождение в тройке мировых лидеров по количеству суицидов.
– Мы не просим невозможного, а лишь хотим дать детям возможность расти в семье. Если мать выбрасывает своего новорожденного ребенка в мусорный контейнер или оставляет его у порога интерната, то этого малыша нельзя усыновить в течение полугода. А за это время его шансы на усыновление медленно, но верно тают, потому что в силу местного менталитета казахстанцы стараются усыновлять детей, только появившихся на свет. Мы обратились в сенат с просьбой снизить этот срок хотя бы в два раза, – говорит Асель Избасарова. – Также есть смысл пересмотреть положение об усыновлении детей, имеющих братьев и сестер. Конечно, если малыши знают о своем родстве, их нельзя разлучать. Но есть и сотни других историй. Мать рожает одного ребенка за другим и оставляет их в разных городах республики. Кто сказал, что эти дети не имеют права на семью? Часто один из малышей серьезно болен. Он воспитывается в специализированном заведении, а его кровный брат вынужден проживать в детском доме. Ребенок, окруженный заботой, лаской и любовью, не покончит жизнь самоубийством, поэтому все казахстанцы должны объединиться и сделать все от них зависящее для того, чтобы все детские дома в республике закрылись. Сто лет назад на территории Казахстана не было ни одного приюта. Эту традицию непременно нужно возродить.
Татьяна АЛАДЬИНА,