АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

ЗЕМЛЯ – ЭТО ТЕЛО КАЗАХОВ, А КТО ПОДУМАЛ О ДУШЕ?

37381939.8cc30g3vfhТо, что всколыхнуло народ, особенно простых казахов, в последние недели – эти жаркие споры о земле, безусловно, при всем недостатке, быть может, профессиональной компетентности или не совсем научному (и коммерческому) подходу к «аграрному вопросу» на самом деле говорит о пробуждении очень важного элемента национального самосознания и реального, практичного патриотизма. И не случайно, носителями такого живого патриотизма, патриотизма «снизу», стихийной любви к земле всегда будут, в первую очередь, сами казахи – коренной народ этой страны.

Тем не менее, если смотреть в корень, а лучше сказать, с высоты космического полета, земля – это все-таки только «тело», это форма и материя, тогда как у этнического сообщества (а этнос – это сознательное целое, «большой человек» с коллективным «я»)  всегда есть более важная составляющая, его «ядро» и «сердце» – это Душа. Хотя, конечно, все взаимосвязано; и спор о земле – это тоже показатель того, что горе-модернизаторы, чиновники задели некий ранимый «нерв» народной души.

А кто думает сейчас о Душе Казаха? Душа – это самосознание, самоидентификация, ментальное поле и мироощущение культуры, это память прошлого, раны и травмы, боль и надежда, радость и вдохновение, это история и психология народа… Душа народа, несмотря на расплывчатость и многозначность этого понятия, проявляется прежде всего в его историческом самосознании, языке, религии и духовном наследии, бессмертных шедеврах, священной традиции.

Но Душа – это не всегда светлое и приятное, высокое и организованное; в структуре этнического сознания присутствует и «темный» аспект, хаос и невежество, сгустки негативных энергий, злости и агрессии, боли и горя – от многовекового унижения и поражения, социальных невзгод и жизни аутсайдера, маргинала и «вечного» этнического меньшинства на своей же земле…В душе народа, особенно порабощенного и пережившего колониализм, тоталитаризм, десятилетия террора и геноцида, массового исхода, безбожного и ущербного воспитания и т.д., неизбежно возникают «трещины» и темные пятна, некие деформации и странные привычки…

Никто не хочет войны и конфликтов, вражды и ненависти, и надо как зеницу ока хранить мир и согласие на Земле Казахской. Это – аксиома. Но есть такая, независимая от любой политики и рациональной науки, упрямая вещь, как «коллективное бессознательное». И если в трансперсональном (надличностном) пласте казахского сознания хранятся исторически унаследованные негативные энерго-информационные потоки, то нужно с ними грамотно работать, а не искусственно их подавлять и сдерживать, т.к. еще великий психолог Юнг раскрыл силу этих могучих энергий и архетипов. Возможно, нужно периодически «выпускать пар», дать народу хотя бы высказываться, полнее самовыражаться; параллельно заниматься социальными, экологическими и сугубо казахскими вопросами, изучать наши этнические «болезни» и чаяния.

Итак, не пора ли вместе с вопросом о земле, территории, государстве поднимать святую, вечную и животрепещущую тему – тему Казахской Души (Сознания)? Проблема Казахского Менталитета, его ревизии и возрождения будет сопровождаться волнующими вопросами, типа «Что было, есть и будет с коллективной Душой?», «К чему мы пришли за 25 лет политической независимости и достигнута ли нами духовная независимость, зрелость этнического «я», взросление и возмужание национального характера?»…

Предки говорили «Ауруын жасырған өледі» (Скрывающий болезнь ускоряет свою гибель). Как и в чем выражаются симптомы казахской душевной болезни? Да, не побоимся этого слова – исторически приобретенной ее психопатологии. Ведь не зря за последние десятилетия мы видим признаки антиинтеллектуализма, психической дегенерации, криминальности и коррупции, расточительства, вакханалии и «цыганизации», рекордов по суициду, извращенного сексуального поведения, деэтнизации и патологического раболепия перед иностранщиной, «международными браками», массового бегства за границу и пр.

И все же…. В чем тогда сила и святость Казахской Души, ее притягательность, мощь и красота, будущий потенциал, в том числе интеграционный, которые пока не могут полностью признать и оценить наблюдатели? Ведь был же «золотой век» нашей Души и Традиции! Каковы пути возрождения и восхождения народной Души, ее Ренессанса в XXI веке? А это – до сих пор актуальный призыв алаш-ордынцев «Оян, Қазақ!».

И вправду, можно ли не имея настоящего интереса и бережного отношения к самому корню многонационального Древа народов Казахстана, к ее святая святых – Казахскому Народу и ее Душе, одним лишь внешним и формальным (административно-политическим) соединением этносов с обилием формальных реверансов и дежурных комплиментов прийти к подлинному Согласию и Любви в общем Доме по имени Казахстан, к чему мы все искренне стремимся перед лицом Бога?!!! В реальной практике эти формализм и уравниловка зачастую могут  оборачиваться  чиновничье-пренебрежительным «остаточным» подходом к проблемам казахскоязычных аграриев и маргиналов: мол, «для казахов сойдет», «сельский казах и казах-оралман промолчат и подождут, только бы угодить гостям, иностранцам, диаспорам» (типа   «басқалардан ұят болмасын»). А ведь предки оставили нам и такую полную мудрости поговорку – «Жаман үйді қонағы билейді» (В плохом доме хозяйничает гость»)….

Назира Нуртазина, историк