[:ru]
Как известно, предки азербайджанских тюрок в большинстве своем являются потомками огузо-туркоманских, кыпчакских и тюрко-монгольских племен. Перечислять все племена Азербайджанских тюрок не буду (кабирли, каджары, казахлу, афшары, салахлу, устаджлу, шахсеваны, падары, терекеме и т.д.). Но, знаете ли, мне всегда было интересно, если убрать их, кто вообще останется?
Ядром формирования нашей нации стали огузы. В свое время В.Л.Величко про это и писал, что «по основному происхождению адербейджанцы – тюрки, туранцы, кровные родственники древних огузов, сельджуков» (В.Л.Величко, «Кавказ. Русское дело и межплеменные вопросы»).
Как сказано в Энциклопедии Britannica: «Этнические азербайджанцы объединяют в себе доминирующие тюркские корни, которые прибыли в Азербайджан в XI веке, особенно с переселением огузов-сельджуков, с ранним местным населением — иранцами и другими».
К.Каэн пишет, что еще во времена Меликшаха «Азербайджан остался экономической базой тюрок, выделенных вперед, в районы, недостаточно заселенные тюрками», и далее: «Через Азербайджан и второстепенно через Диярбакыр происходил контакт между туркменами Ирана и Анатолии… С основанием Сельджукской империи огузы распространились по всему Ирану, но особенно интенсивно обосновались в Малой Азии и нынешнем Азербайджане».
Но не только в XI веке пришли сюда огузы, кочевые туркоманы осели тут и под натиском тюрко-монгольских завоевателей в XIII и XIV веках (Хулагуиды и Тимуриды).
Не будем забывать, как я уже отметил, и кыпчакский фактор, так как кыпчаки оставили свой глубокий след на территории Азербайджана, как на территории Гянджа-Басара и Борчалы, Чухур-Саада (территория современной Армении), так и на территории Карабаха. Некоторые наши слова взяты с кыпчакского языка, например – «яхшы», ведь как мы знаем, огузы говорят «ийи» или «иги». Так же можно указать и диалектное жокание среди азербайджанских тюрок, которое так свойственно кыпчакам. Грузинские цари порой использовали наемных кыпчакских воинов в борьбе против сельджуков.
Многие согласятся со словами Ю.Евстегнеева, который пишет:
Страничка из Codex Cumanicus, XIV в. |
«К кыпчакам восходит происхождение некоторых этнических групп северных азербайджанцев, в частности казахов (газахляр, Казахский район Республики Азербайджана), о чем свидетельствует их этноним из слова, известного в «Кодексе Куманикусе», и особенности их говора»(Ю.Евстегнеев , «Кыпчаки/половцы/куманы и их потомки»).
Да, так же там и оседали огузские и туркоманские племена, такие как иймир, айрумли, шамшаддилы и т.д., что привело к особому огузо-кыпчакскому субстрату на данной территории и в нашей стране в целом.
Из племен тюрко-монгольского союза можно указать многих – джелаиры, ойрат, сулдус и .д.р, они тоже смешавшись с туркоманскими племенами, вобрав в себя их различные оймаки, огузировались.
Также можно указать племена хазарского происхождения, к примеру – кабирли и печенежского — кенгерли. Интересно, что на территории Северного и Южного Азербайджана можно найти топонимы, связанные с различными тюрками, начина от древних гунно-булгар, заканчивая даже карлуками.
Все видные этнографы, посетившие Северный и Южный Азербайджан, говорили о наших тюркских корнях и о славных предках. Вот, буквально несколько примеров:
«Татары [тюрки] Бакинской губернии происходят от разных племен тюркских, переселившихся в этот край во время нашествий и управления краем владетелей сельджукских, монгольских, Черного и Белого Барана, туркменских и сефевидских», — пишет российский этнограф Николай Зайдлиц.
Густав-Теодор Паули, знаменитый этнограф, побывав в наших краях в своем труде — «Этнографическое описание народов России» (раздел «Татары Закавказского края») писал:
«Кавказские татары (тюрки) считают себя потомками орд Чингисхана и Тамерлана; они постоянно помнят о некогда колоссальной мощи и огромных территориях, подвластных этим ордам».
Его слова схожи с тем, что говорил Александр Дюма в своем труде «Кавказ»:
«Ужинать с потомками Чингисхана и Тимура Хромого в Прикаспийских степях, возле развалин караван-сарая, построенного Шах Аббасом…слышать вокруг себя звон колокольчиков полусотни верблюдов, которые щиплют иссохшую траву или спят на песке, вытянув головы; быть одному или почти одному в стране, враждебной Европе; видеть свою одинокую палатку, как малую точку в безмерном пространстве; развернуть, быть может, в первый раз, при веянии ночного ветерка, трехцветное знамя над палаткой.
Это ведь не каждый день случается, все это оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь, все это можно снова видеть, закрыв глаза каждый раз, когда захочешь видеть — до такой степени рамка подобной картины величественна, даль поэтична, фигуры живописны, очертания определенны и контрастны».
Почти тоже самое писал и российский этнограф И.И.Шопен:
«Народ этот [азербайджанские тюрки] сохранил национальность: в нем есть гордость и порывистая храбрость. Татары [тюрки] помнят еще, что они потомки споджвижников Чингизхана и Тамерлана, и благородные чувства рождаются у них от этих воспоминаний» («Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи», 1852).
Можно тут же и вспомнить слова Аббас-Кули-аги Бакиханова, который, описывая наше известное племя каджаров, говорил: «Эмир Теймур (Тамерлан) переселил 50 тысяч семейств каджаров в кавказский край и поселил их в Эриване, Гандже и Карабаге, где они в течение времени еще более умножились».
Говоря о Южном Азербайджане, Колюбакин А.М писал:
«Турко-татары, населяющие Персию, происходят, как мы сказали, от различных племен тюркского происхождения, переселившихся во время нашествий и управления краем владетелями сельджукскими, монгольскими, туркменскими (Черного и Белого барана) и сефевийскими» (Подполковник Колюбакин А.М. Состав населения Персии по племенам и провинциям. Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. Выпуск 4, СПб, военная типография, 1883. Секретно. Издание Военно-Ученого Комитета Главного Штаба).
Берар же описывал этот регион так: «Область Атропатена, как ее называли древние, — теперь называют ее Адзербайджаном, — возвышенная, покрытая озерами равнина Тавриза и Урмии; она сделалась тюркской страной, своего рода Туркестаном, в котором тюркское наречие «азери» является господствующим языком» (В.Берар, «Персия и персидская смута»).
Многие наши деды, прадеды были «илатами» — вели полукочевой образ жизни. Но самое интересное то, что они называли татами (здесь: чужаками — ред.) даже перешедших на оседлый образ жизни тюрок, как и представителей ираноязычного народа, живущего преимущественно в гористых регионах.
«Азербайджанские татары [тюрки], как истые дети степей, привыкшие испокон веков к кочевому или полукочевому образу жизни, подвижны, болтливы, крикливы, лихие наездники», — писал Э.В.Эриксон в своем труде «Об убийствах и разбоях на Кавказе».
Профессор Б.Миллер в своем труде «Таты, их расселение и горы» писал по этому поводу:
«И сейчас в пределах Советского Азербайджана, в Шемахинском уезде, тюрки, жители низменности, называют татами также и тюрков оседлых, но живущих в горах. В Казахском уезде, в Карабахе и Гяндже тюрки называют татами персидских подданных, независимо от языка, и даже всех обитателей на юг от Куры, но непременно оседлых».
Кстати, резкий переход на оседлость свойственен для тюрок. Об этом писал С.Т Агаджанов («Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв.): «Археологические материалы свидетельствуют о наличии среди огузов, входящих в состав государства сырдарьинских ябгу, значительных групп оседлого населения. Это подтверждается и данными письменных источников в IX века. О племенах огузов низовьев Сыр-Дарьи, Масуди, например, сообщает, что огузы Приаралья разделялись на кочевых и оседлых. В этой местности, — пишет он, — среди тюрок преобладают гузы, кочевые и оседлые».
Другой пример можно привести из труда В.М.Запорожца «Сельджуки», где он разъясняет: «Начиная с XIII века в отношении огузов уже повсеместно используется термин «тюркмены» или «тюрки». Разница заключалась в том, что кочевых огузов называли тюркменами, а оседлых — тюрками. Со временем применительно к огузам Государства Сельджуков в Малой Азии стали употреблять (как в мусульманском, так и в христианском мире) один термин — тюрки».
Аналогично и у нас, термин илат или терекеме (арабизированный варинат словатуркмен) в основном оставляли за собой те, кто еще вел полукочевой образ жизни, тогда как оседлое тюркское население называло себя просто «тюрк». Про это и говорилГийом (Вильгельм) Тирский: «Чтобы сделать различие в имени людей того племени, которое избрав короля, снискало себе великую славу, и тех, которые, не изменяя прежнего образа жизни, оставались в своей первобытной дикости (продолжали кочевать), первые назывались тюрками, а последние сохранили древнее имя туркоманов» («История деяний в заморских землях»).
Я уже писал о наших единокровных братьях из Догу Тюркман-Эли (иракские туркмены) и Кашгай-Эли (область между Иездом и горными озерами Фарсистана), которые считаются нашими субэтносами с чуток отличным диалектом нашего языка.
Говоря о термине азербайджанский тюрок, можно вспомнить один из ярких моментов в 1891 году, когда в статье «Как называть закавказских мусульман», опубликованной на страницах русскоязычной газеты «Каспий», М.Шахтахтинский, в частности, писал: «Удобнее всего было назвать закавказских мусульман – азербайджанскими тюрками, а их язык тюркско-азербайджанским».
Да, и не будем забывать, что до реформ Сталина*, в паспортах наших дедов и прадедов писалось тюрок и даже турок, а термин азербайджанец носил культурно-географический характер. В известном сатирическом журнале «Молла Насреддин», когда речь шла о нашем народе, использовался сугубо этноним тюрк.
* Иосиф Виссарионович Джугашвили (он же Сталин) так и говорил в 1936-ом году: «Я не понимаю, почему в Грузии живут грузины, в Армении – армяне, а в Азербайджане – тюрки». Как говорил любимый нами поэт Халил Рза Улутюрк: «В 37-ом был расстрелян не только Микаил Мушфиг. Было расстреляно имя нашего народа, было расстреляно слово тюрк» (прим.автора).
[:]