[:ru]
Манипуляции правительства со статистикой по сути саботируют указания Президента. До тех пор, пока мы не признаем реальную ситуацию с безработицей и «самозанятыми», принять адекватные меры по решению проблемы невозможно.
Председатель попечительского совета Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев презентовал результаты исследования как фискальная нагрузка и структурные проблемы в экономике Казахстана, включая проблемы малого и среднего бизнеса, влияют на рост безработицы в Казахстане. Он отметил, что расчеты центра «Талап» показывают, что реальное число не занятых людей по Казахстану может достигать до 15% от экономически активного население и превышает официальные показатели почти в три раза. При этом по официальным данным за последние 15 лет уровень безработицы упал с 9,2% до 4,9%. Безработица продолжала сокращаться даже в кризисные периоды 2008-2009 годы и 2015-2016 годы.
При этом сейчас постоянной работы не имеют 3,3 млн чел из них 2,2 млн. «самозанятых», 0,4 млн безработных и 0,6 млн так называемых «неактивных», формально самозанытые безработными не признаются. В результате принятия новой методики (МЗСР), большая часть «непродуктивно самозанятых», не вставшая на официальный учет в качестве безработных, была отнесена к «неактивным». Это позволило сохранить общий уровень безработицы (5,1%) вместо роста до 6,4%. Всего, количество безработных, «непродуктивно самозанятых» и части «неактивных» без уважительных причин равно 1,4 млн чел. или 15% от экономически активного населения. Среди молодежи растет доля «поколения ни-ни», то есть тех, кто не работает и не учится — NEET – «Not in Education, Employment, or Training» – с 8,3% до 9,5% за год от общего населения 15-28 лет.
Особенно высок риск в Мангыстауской (с 8,3% до 17,3%) и Карагандинской областях (с 10,7% до 16,9%), где ничем не занят уже каждый шестой молодой человек. При этом в 2016-2020 годах население РК старше 15 лет вырастет на 350 тыс. человек. Основной рост придется на реально неактивное население — студенты, пенсионеры, инвалиды — 240 тыс. – что создаст нагрузку на социальную часть государственного бюджета. При этом в 2016 году доля наемных работников впервые снизилась и предполагается как минимум сохранение их общей численности на уровне 6,4 млн чел. Таким образом существует риск того, что скрытая безработица — самозанятые, безработные и часть «неактивных» может вырасти на 110 тыс. человек и достигнуть 3,4 млн человек, отметил Рахим Ошакбаев. Доля наемных работников в Казахстане составляет 66% реального экономически активного населения, в то время как в странах ОЭСР в среднем 82%. Для достижения уровня стран ОЭСР, численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 млн человек до 8 млн. человек к 2030 году, то есть по 500 тыс. каждые 5 лет. Таким образом, государство должно к 2030 году создать дополнительно 1,5 млн рабочих мест, чтобы приблизиться к стандартам пресловутой «тридцатки».
Программы занятости, в свою очередь, предусматривает создание 500 тыс. новых предпринимателей только к 2025 году через инструменты обучения и кредитования. Вместе с тем, согласно опросам центра «Талап» среди безработных, лишь 15% из них изъявили желание пройти обучение или получить другую специальность; менее 1% безработных искали ресурсы и обращались за кредитованием для открытия собственного бизнеса. Это все происходит на фоне серьезного сжатия малого и среднего бизнеса, который, как правило, поддерживал наиболее уязвимые слои населения. Так, за 2016 год количество действующих субъектов МСБ сократилось на 104 тыс. единиц, или на 8%. За январь-сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции МСБ уменьшился на 6,9%, численность занятых сократилась на 3%.
Тем временем, доля государства в экономике растет. Суммарные активы АО «НУХ «КазАгро», АО «НУХ «Байтерек», АО «ФНБ «Самрук-Казына» выросли с 15,5 трлн тенге в 2011 году до 27 трлн тенге в середине 2016 года, и составили 61,2% ВВП. Увеличивается также налоговая нагрузка на субъекты МСБ, что и ведет к их закрытию и появлению новой армии безработных, заметил Рахим Ошакбаев. В условиях минимального роста ВВП — 1% в 2016 году и падения деловой активности рост налоговых поступлений на 1,1 трлн. тенге или 23% свидетельствует о возможном ужесточении налогового администрирования. А впереди введение пенсионных взносов для работодателей в размере 5% с 1 января 2018 года и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование в размере 2% от дохода работника с 1 июля 2017 году с поэтапным повышением до 5% в 2020 году.
Министерством труда и соцзащиты населения был разработан законопроект, предусматривающий снижение размера отчислений для работодателей: с 1 июля 2017 года – 1%; с 1 января 2018 года – 1,5%; с 1 января 2020 года – 2%; с 1 января 2022 года – 3%. Взносы индивидуальных предпринимателей предлагается с 1 июля 2017 года установить в размере 5% от 2-х МРЗП, то есть около 2,5 тыс. тенге в месяц. Ожидается снижение порога НДС: 30000 МРП в 2017 году, 25000 МРП в 2018 году, 20000 МРП в 2019 году, 15000 МРП с 2020 года, а также повышение ставок акцизов и реформирование специальных налоговых режимов с обязательным ведением налогового учета доходов и расходов.
По словам Рахима Ошакбаева, все эти меры лягут тяжелым бременем на плечи бизнеса, который будет уходить в тень, вырастут зарплаты в конвертах, а формально даже занятые люди будут переводиться в незанятые, так как работодатели сократят долю людей, с которыми будут заключаться трудовые договора. Таким образом, к числу самозанятых может прибавиться значительная доля людей, работающих нелегально, без трудового договора и без отчисления пенсионных выплат.
Эксперт отметил, что, к примеру, для определения объекта обложения, исчисления и представления налоговой отчетности по НДС налогоплательщику нужно знать 82 статьи, 375 пунктов, 489 подпунктов Налогового Кодекса РК. При этом нужно учитывать, что все эти статьи и пункты содержат 268 ссылок, из которых 206 статей включают в себе дополнительные ссылки на другие статьи. За 20 лет объем налогового кодекса увеличился в 5 раз, с момента кодификации налогового законодательства в 2001 году объем Налогового Кодекса РК вырос более чем в 3 раза.
Тем временем, основным драйвером повышения налоговой нагрузки является рост расходов бюджета. Расходы республиканского бюджета за 5 лет — 2011-2016 — выросли на 3,5 трлн. тенге или 69%. Резкий рост наблюдался в 2014 году — +18% или 1,1 трлн и в 2016 году — +21% или 1,5 трлн. Несмотря на рост налоговых поступлений, их обеспечение расходов снизилось в 2 раза — с 91% в 2006 году до 45% в 2016 году. Расходы начали финансироваться за счет трансфертов (с 17% до 40%) и дефицита (с — 3% до 10%).
Рахим Ошакбаев также дал рекомендации для новой модели роста и обеспечения занятости.
А именно:
- Необходимы позитивные сигналы для бизнеса, чтобы начать новый инвестиционный цикл
- Оптимизация налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования (отказ от НДС, снижение нагрузки на ФОТ до 10-20%, «горизонтальный» налоговый режим для МСБ)
- Снижение репрессивности уголовного законодательства (отмена статьи «лжепредпринимательство»)
- Оптимизация контрольно-надзорных функций
- Доступ бизнеса к информации
- Демонтаж квазигосударственного сектора (приватизация / трансформация)
- Повышение бюджетной устойчивости за счет сокращения неэффективных расходов, в первую очередь, на финансирование квазигоссектора, точечную поддержку предприятий, госсубсидии, консалтинговые исследования и содержание госаппарата
- Существенное увеличение расходов на образование
- Решение проблем банковского сектора (очищение от плохих кредитов, снижение волатильности курса тенге)
[:]