[:ru]
В 1917-1920 годах, возглавляя автономию «Алаш», Алихан продолжил свою политику развития национальной экономики, доказательством чему служит материал из газеты «Сибирская жизнь» (17 января 1919 г.) под заголовком «Киргизы в заботах о національным развитіи»: «В Алашорде (город Алаш — столица автономии — прим. авт.) Семипалатинской области сорганизовался и открыл свои действія алашскій союз развитія національнаго хозяйства и фабрично-заводской промышленности.
Цель союза: а) способствованіе выгоднейшему сбыту предметов скотоводческаго хозяйства их производителями, с одной стороны, и полученіе ими предметов потребленія и сельскаго хозяйства — с другой, по возможности, из первых источников; б) развитіе скотоводческаго хозяйства путём улучшения породы скота и культивированія трав; в) развитіе фабрично-заводской промышленности и г) производство правильнаго товаро-обмена и устраненія в этом деле посредничества спекулянтов».
А ранее, в 1915-м, Алихан писал: «В нашей России культура производства низкая. Здесь нет заводов и фабрик, выпускающих качественный товар. То, что производится, не лучше гвоздя или ткани, выпускаемых сартами. Люди, пользующиеся качественной одеждой и производственными товарами, покупают их в Англии, Бельгии, Франции, Германии. В их производстве нет воровства, обмана, их качество безупречно, словно швейная машинка «Зингер»…
Куда же подевался гремевший в свое время Попов, который в Каркаралинском уезде в хлебопекарне плавил серебро, лежавшее практически на поверхности земли? Но почему закрылся его завод? Да потому, что для добычи серебра из недр нужны наука и профессионализм. Они же, увлёкшись легкодобываемым серебром, не подумали о том, как извлекать его из руды в последующем, стали засыпать эти копи его же грунтом. Его серебро в хлебопекарне плавил казах за 25 рублей.
А что он сделает помимо того, что поддерживает огонь в печи?! Золото, встречающееся в руде вместе с серебром, так и оставалось в руде. Свинец, остающийся после извлечения серебра, вот уже 30 лет лежит валунами под открытым небом… Если же рядом с заводом Попова проложить железную дорогу, заводом будет руководить ученый, а работать будут профессионалы своего дела, то месторождение серебра снова оживёт».
Видимо, неслучайно у истоков освоения Жезказганского месторождения цветных металлов (!) стоял не кто иной, как сын лидера «Алаша» — Октай (Угедей, по паспорту Сергей). После расстрела отца в 1937 году Сергей Букейхан был изгнан из Казахстана, а его место занял… Каныш Сатпаев.
Элита «Алаш» во главе с Алиханом использовала с максимальной пользой для своей деятельности десятилетие затишья после гражданской войны и установления советской власти в республике.
Несмотря на то, что все бывшие «алашевцы» были отстранены от руководства республики, они вплоть до середины 1930-х годов доминировали в сфере образования, науки и культуры.
Они занимались научными исследованиями, составлением и переводом учебной, научной и другой литературы, создавали новые учебные заведения — школы, училища, техникумы, институты, университеты, в которых сами же преподавали, читали лекции в качестве профессоров и, наконец, руководили этими учебными и научными центрами.
Например, Ахмет Байтурсынулы, возглавляя Академический центр республики, составил учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий. А.Ермекулы после ухода с поста наркома земледелия в 1921 году открыл в Каркаралы двухступенчатую школу и педагогический техникум. С.Аспандиярулы стоял у истоков двух медицинских вузов.
В целом за неполные десять лет элита «Алаш» сумела заложить надёжную основу современного среднего, среднего специального и высшего образования Казахстана, науки, культуры и искусства.
За этот же период на казахском языке появились десятки новых газет и журналов, в том числе школьных, литературных, научно-популярных. Назову некоторые из них: «Темірказык» («Полярная звезда»), «Жас казак» («Молодой казах»), «Жас кайрат» («Молодая сила»), «Шолпан» («Венера»), «Сана» («Сознание»), «Тан» («Утро»), «Жана мектеп» («Новая школа»), «Айел тендігі» («Равноправие женщин») и т.д. Добавлю, что последние два журнала издаются до сих пор под названиями «Казакстан мектебі» («Казахстанская школа») и «Казакстан айелдері» («Женщины Казахстана»).
Ссылка в Москву
О национальном лидере казахов Кремль имел особое мнение. Поскольку он сохранял свой непререкаемый авторитет, безупречную репутацию не только в своей республике, но даже среди старой «ленинской гвардии» большевиков, его влияние невольно признавало и советское руководство. Например, вот что заявил председатель Совнаркома Казахской АССР Радус-Зенкович В.А. на 1-й казахской партконференции 13 июня 1921 года в Оренбурге:
«Тов. Соколов, член ВЦИКа, спросил меня, правда ли, что у нас в КазЦИКе сидит «алашординец» Букейханов? Сообщаю, что тов. Букейханов… лучший знаток края. Его необходимо умеючи использовать. Его влияние, может быть, имеет и далее влияния рядового технического работника, но он так быстро ориентируется в местной обстановке, что оказывает большую помощь. Он настоящий энциклопедист по части казахского быта, истории края вообще. Никакие книги не могут его заменить. Побольше бы нам таких работников, конечно, при условии непосредственного нашего присмотра и руководства».
Однако в Кремле решили ограничить влияние Алихана до минимума и удалить его из Казахстана. Осенью 1921 года он был уволен с поста члена коллегии народного комиссариата земледелия Казахстана, а в 1922-м арестован и доставлен в Москву. Его здесь ждала работа рангом значительно ниже — редактора Казахской секции Центрального издательства народов СССР (ЦИН СССР).
В июне 1924 года в Оренбурге элитой «Алаш» был проведён первый и, как оказалось, последний съезд деятелей науки и образования Казахстана, в работе которого участвовал прибывший из Москвы Алихани Назир Торекул (Тюрякулов), тогда директор Казахской секции ЦИН СССР. На съезде были обсуждены многие актуальные вопросы, по которым приняты соответствующие постановления, в том числе о переходе с арабской графики на латиницу.
К примеру, в своем письме Алихану от 1 июня 1925 года А.Байтурсынулы писал: «Согласно подписанному с Казахским государственным издательством контракту, по новой орфографии я должен составить три учебника по грамматике и написать новую азбуку».
Школьные, вузовские учебники и пособия по физике, математике, геометрии, географии, биологии и многим другим предметам были написаны или переведены из других языков представителями движения «Алаш» до и после этого съезда.
Например, до середины 1920-х были составлены или переведены и изданы следующие учебники по школьным и вузовским предметам: химия, природоведение, зоология (1922), география (1922, 1924), физика (1924), математика (1924), биология и т.д. Один только Алихан, живя в Москве, перевел на родной язык с французского и других языков «Популярную астрономию» К.Фламмариона, «Происхождение земли» Т.Тутковского, «Происхождение мира» Д.Граве и т.д.
Даже из поверхностного обзора всех этих фактов упорно напрашивается очевидный вывод: у истоков современного образования, науки и культуры Казахстана стояла не Советская власть, о чём более 70 лет твердила советская мифология, а казахская элита «Алаш». В доказательство приведу ещё ряд ярких примеров.
Общеизвестно, что легендарный народный певец Амре Кашаубайулы в 1925 году получил серебряную медаль на всемирной выставке ЭКСПО в Париже. Но мало кому ведомо, что за его блестящим выступлением стоял не кто иной, как Алихан Букейхан, проживавший в Москве. Об этом свидетельствуют ряд строк из его письма от 23 июня 1925 года, адресованного Ахмету Байтурсынулы:
«Родной мой Ахмет!.. Амре Кашаубайулы хотят отправить в Париж. Он же ведь не знает слов ни одной песни. Несёт всякую бессмыслицу. Я сводил его к известным певцам, вокалистам, где его прослушали. Все были в восторге от его вокальных данных. Однако послушав содержание его песен, я едва не провалился сквозь землю от стыда. Ни одна его песня не имеет смысла. В Париже потребуют содержательные песни. Отправляя певца в Париж, стоило же позаботиться о том, чтобы он выучил хотя бы одну песню со смыслом! Певцы других национальностей, отправляющиеся вместе с Амре, наряжены в традиционную национальную одежду, а наш Амре вырядился как русский мещанин. Сложно ли было учесть такую важную деталь?»
В январе 1926 года первый казахский драматический театр (в Кызыл-Орде) был открыт пьесой «алашординца» Хошмухамеда Кеменгерулы «Алтын сакина» («Золотое кольцо»). Первым лауреатом Ленинской премии среди казахских писателей стал Мухтар Ауэзулы (Ауэзов), представитель элиты «Алаш» второй волны.
Из других видных деятелей, воспитанных ею и оставшихся до конца верными её заветам, можно назвать учёного-историка Ермухана Бекмаханова, литературоведа Каима Мухамеджанулы, академиков — геолога Каныша Сатпаева, этнографа Алькея Маргулана.
Годы репрессий
Элита «Алаш» уже с середины 1920-х испытывала давление и негласное преследование. Вот что, например, писал сотрудник ОГПУ по Казахстану Фома Иванов в своём заявлении от 10 сентября 1926 года, адресованном секретарю Казкрайкома ВКБ (б) Ф.Голощёкину и члену Бюро Казкрайкома С. Садуакасулы (Садвакасову), который счёл своим партийным долгом донести следующее: «По линии ОГПУ первоочередной операционной работой является собирание ложных материалов на казахских ответработников.
Мы практикуем различные способы, специально нанимаем уголовных элементов и казаков, или арестовываем конокрадов для получения ложных свидетельских показаний на казахских ответработников, нарочно создаем группировки из казахских влиятельных родоначальников и русских кулаков, чтобы натравить последних на казахских ответработников, и тем самым приобретаем нужные нам материалы, кроме того, усиливаем слежку и, для того чтобы побеждать и парализовать казахских работников, искусственно натравливаем одних работников на других, сваливая «вину» с одного на другого».
Осознавая свою обречённость, элита «Алаш» и ее сторонники тем не менее продолжали свою деятельность во благо народа и страны. Преследуя при этом единственную и благородную цель — «придать казахской советской культуре отчётливо национальный характер», как это подчёркивалось в исследованиях британских учёных Общества изучения Средней Азии из Оксфордского университета.
Верные декларативным, утопическим идеям коммунизма Т. Рыскулулы (Рыскулов), С. Мендешулы (Мендешев), С. Сейфуллин и другие в своих секретных служебных записках-докладах доносили о том, что влияние бывшего главы «Алаш-Орды» перевешивает политику и влияние Кремля, партии и правительства республики.
Следует отметить, что после секретной записки Т. Рыскулулы от 18 и 24 апреля 1924 года газета «Ак жол», которая издавалась в Ташкенте экс-«алашевцами» и на страницах которой часто публиковал свои статьи Алихан, была закрыта распоряжением И.Сталина.
По жалобе С.Мендешулы, поступившей в ЦК ВКБ(б) в 1925 году, о чём лидер «Алаша» с возмущением писал А. Байтурсынулы, партийно-правительственная газета «Енбекші казак» (ныне «Егемен Казахстан» ) перестала печатать его материалы. В итоге в октябре 1927 года Алихан был уволен и из Казахской секции ЦИН СССР «в связи с сокращением штатов» и отправлен преждевременно на пенсию, но без получения положенного в таких случаях денежного довольствия.
Дело дошло до того, что Ф.Голощёкин пожаловался И.Сталину на то, что казахские народные комиссары по прибытии в Москву сперва спешат к Алихану, чтобы поприветствовать и проконсультироваться с ним. В связи с этим бывший глава и премьер-министр автономии «Алаш» вынужден был в Москве оправдывать казахских наркомов перед следователем ОГПУ-НКВД.
Влияние Алихана на процессы в Казахстане серьезно ослабло лишь после того, как его бывшие соратники по «Алаш-Орде» во главе с А.Байтурсынулы в 1928-1929 годах были массово арестованы (всего 44 человек) и доставлены в Москву, где их продержали в заточении в Бутырке несколько лет. Бывшие первые руководители Казахской АССР С.Садуакасулы (Садвакасов), Н.Нурмакулы (Нурмаков), С.Кожанулы (Ходжанов) и другие, сочувствовавшие идеям «Алаша», были отозваны в Москву или переведены на второстепенные должности в республике.
После секретного письма Голощёкина на имя Сталина, в котором первый буквально умолял не отпускать «алашординцев» в Казахстан, вся элита «Алаш» была «осуждена» в 1930-1931 годах. За исключением Алихана.
Сталин вплоть до июля 1937 года не решался расправиться с Алиханом, опасаясь, что его арест наверняка приведёт к нежелательным последствиям — бунту многомиллионного народа против советской власти в Казахстане. Малообразованный, но коварный Сталин, насильно удерживая самого Алихана в Москве, жестоко расправился с его родными и близкими в Казахстане…
Мечта — по наследству
Однако для Алихана самым болезненным ударом было то, что он не достиг важной цели — сотворить из Алашско-Казахской республики вторую Японию. Советская власть остановила его на полпути и отбросила развитие Казахстана на целый век назад. Вслед за арестом «алашевцев» в 1928-1930 годах в республике вместо добровольного объединения скотоводов в кооперативы была насильно проведена массовая коллективизация. В результате поголовье только овец сократилось с почти 40 миллионов до 4-х миллионов (!).
Эта чудовищная акция советской власти привела к тому, что в 1932-1933 годах казахский народ едва выжил от беспрецедентного по масштабу и последствиям массового голода. Об истинных потерях казахов от голода свидетельствуют следующие факты.
В октябре 1924 года Алихан опубликовал в «Енбекші казак» статью о численности казахов в республике. По его словам, коренной народ составлял 6,470 миллиона человек. К 1932 году численность казахов при естественном приросте должна была составить по крайней мере 7,250 миллиона.
Но спустя четыре года после голода, по итогам переписи населения СССР от 1937-го, казахов было всего… 2,1 миллиона человек. Это означало, что казахов в 1933 году осталось меньше 2-х миллионов. Следовательно, потери составили более 5 миллионов человек, или почти 70%(!).
За два года более чем семимиллионный народ «Алаш», стремившийся за 20-25 лет ускоренной модернизации догнать Японию и Западную Европу, оказался на грани физического исчезновения. Кремль совершил в отношении казахов неслыханное злодеяние, аналогов которому не было в истории человечества.
Точную характеристику этому бедствию дал Алихан Букейхан, находившийся в Москве без права выезда. 6 августа 1937 года в Бутырке он заявил следователю ОГПУ следующее: «В Москве в разное время я имел связь с некоторыми студентами-казахами. Они посещали меня на квартире… В 1933 году, я помню, я говорил о ГИБЕЛИ (!) КАЗАХСКОГО НАРОДА».
Истребив три четверти казахов и массово репрессировав национальную элиту, советская власть лишь к лету 1937 года решилась расправиться с Алиханом и вместе с ним навсегда похоронить идею «Алаш». Он был арестован в июле 1937-го в своей коммунальной квартире и заключён в Бутырку. 27 сентября того же года его приговорили к высшей мере наказания и в тот же день расстреляли.
Однако лидер казахов представлял опасность для Кремля даже после своей смерти. Поэтому власти скрывали место его вечного покоя до тех пор, пока сама «империя зла» не рухнула в декабре 1991 года.
Лишь благодаря деятельности международного фонда «Мемориал» выяснилось, что тело покойного Алихана Букейхана было тайно кремировано на Донском кладбище в Москве и похоронено там же в братской могиле №1, которая в документах ОГПУ-НКВД фигурировала как «Яма №1».
К этому следует добавить, что в течение одного только 1937 года были расстреляны как «враги народа» по политическим статьям 1 таджик, 7 узбеков, 40 кыргызов, а казахов — свыше 25 тысяч!
Да, Алихану Букейхану, идейному основоположнику и политическому лидеру национально-освободительного движения «Алаш», основателю и главе Алашско-Казахской автономии, выдающемуся учёному-энциклопедисту, журналисту и публицисту, не удалось претворить в жизнь свой грандиозный, но реальный план — за 20-25 лет сотворить из Страны Великой Степи вторую Страну Восходящего Солнца.
Но он оставил после себя основу современного Казахстана, воссоздав его в декабре 1917 года из руин Казахского ханства. А свой замысел превращения родной страны в мировую державу Алихан словно завещал нынешнему лидеру нации, первому президенту независимого Казахстана и нынешнему поколению «алаш» — казахам.
Султан Хан Аккулы, директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева
[:]