[:ru]
Нет! я перед родней, где встретится, ползком
Сыщу ее на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
(Монолог Фамусова).
Грибоедов. Горе от ума.
Сразу оговорюсь, я не называю происходящее спланированной диверсией против политики президента Назарбаева, или коррупцией, я привожу только голые факты.
Так кто и как закрывает производства в Казахстане? Кто оставляет сотни казахстанцев без работы, а значит и без гарантированного куска хлеба?
Заглянем в недавнее прошлое. В 2015 году сорок одно предприятие легкой промышленности Казахстана получало финансовую поддержку со стороны государства, в виде оборонного заказа на пошив спецодежды и обмундирования.
И это были многомиллиардные средства, не только поддерживающие на плаву предприятия казахстанского легпрома, (в условиях существующей жесткой конкуренции со стороны китайских, турецких, киргизских и узбекских обувщиков и швейников), но и оставлявшие часть полученной прибыли на развитие.
Прибыль шла на приобретение немецких и турецких линий по пошиву одежды и обуви, на закуп новых станков и оборудования. И казахстанский производитель начал выдавать результат.
Примерно в это же время наш президент Нурсултан Назарбаев демонстрирует на себе элегантный казахстанский костюм и призывает акимов и чиновников Казахстана носить одежду казахстанских швейных компаний, чтобы поддержать отечественного производителя.
Роковой, 2016 год.
И, казалось бы, все хорошо, чего еще желать? Однако идиллия длилась не долго. Где большие деньги, там и большие интересы. Аксиома, в условиях Казахстана, с его безмерными чиновничьими аппетитами, не нуждающаяся в доказательствах.
И вот наступил для отечественных швейников и обувщиков роковой 2016 год. В этот год Национальная Компания «Казахстан Инжиниринг», через которую, собственно, и распределялся государственный оборонный заказ, устанавливает новые правила, согласно которым безо всяких тендеров и открытых конкурсов (????) обладателем всей суммы государственного заказа, а это ни много ни мало, сорок пять с лишним миллиардов тенге, объявляется консорциум «Жасампаз». А, соответственно, все остальные отечественные компании «пролетают» мимо.
Вот тебе бабка, и Юрьев день. Вот тебе и поддержка отечественного производителя.
Этот отечественный производитель из-за отсутствия государственного заказа вынужден сегодня влачить жалкое существование. Так, по словам инженера-технолога единственного в Казахстане уникального производства по выпуску полушерстяных и смесовых тканей Фархата Садыкова, он каждый день с ужасом ждет закрытия своего предприятия. Оборудование для него закупалось за рубежом, за миллион восемьсот тысяч долларов, а соответственно и возврат средств заемщикам пока производиться не может. На предприятии уже и без того сто сорок рабочих сокращены, и еще сорок сотрудников ждут увольнения. Что, означает, ни много ни мало, банкротство нового производства.
И таких предприятий в легкой промышленности, по вине чиновников из Национальной Компании «Казахстан Инжиниринг» оказавшихся на грани разорения, уже сейчас насчитывается порядка тридцати пяти.
Выходит, нам уже не носить элегантные пиджаки и брюки от казахстанского производителя.
Лишившись поддержки со стороны государства, руководители данных обувных и швейных производств вынуждены увольнять своих сотрудников и сокращать производство, ссылаясь на объективные причины. Которые, как мы сами видим, являются субъективными, рукотворными.
М-да. Вот так у нас по стране и получается. Каждый год президент Нурсултан Назарбаев открывает новые производства, и каждый год, с не меньшим старанием и энтузиазмом, наши отечественные чиновники прикрывают и обанкрочивают эти предприятия. Что уже становиться темой для многочисленных анекдотов.
Вопрос: — Почему?
По словам сотрудников АО НК «Казахстан-Инжиниринг», решение о передачи государственного оборонного заказа на исполнение единственному получателю в лице консорциума «Жасампаз» мотивировано тем, что для самой Национальной Компании представляет определенные проблемы заключение договоров сразу с сорока казахстанскими предприятиями. Тогда как им легче работать с одним поставщиком. «Но это уже, ребята, ваши проблемы», — негодует по поводу такой нелепой постановки вопроса президент Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана Любовь Николаевна Худова: «Если вам тяжело готовить документацию, тогда и не беритесь за распределение государственного заказа», — считает она.
(При этом, АО НК «Казахстан-Инжиниринг» получает по договору 12% от суммы оборонзаказа по вещевому имуществу, что за 2016 год составило не менее 1,8 млрд. тенге – авт. ремарка).
Как говориться, что распределяю, с того и имею.
Не соответствует действительности и другая мотивировка со стороны Национальной Компании «Казахстан — Инжиниринг», поясняющая, почему львиная доля оборонного государственного заказа была передана консорциуму «Жасампаз». Согласно которой в одежде и обмундировании, пошитом консорциумом — фаворитом, практически девяносто шесть процентов приходится на казахстанское содержание.
Чего быть не может по определению. Так как ни собственных шерстяных, ни собственных смесовых тканей Казахстан пока в достаточном количестве не производит.
Словом, все, что сегодня может выдавать «на-гора» «Жасампаз», могут с не меньшим успехом производить и другие казахстанские предприятия легкой промышленности. Такие как ТОО «Арайлы», ТОО «Казлегпром Алматы», ТОО «Сталкер», ТОО «Алтекс», ТОО «Голден Номад», ТОО «Гаухар», ТОО «Жибек», ТОО «Нурдан», ТОО «АГФ Групп».
Причем, на оборудовании куда более высокого класса, чем то, что имеется на оснащении консорциума.
Вот так обстоят на сегодня дела. А значит, и вопрос с повестки дня не снимается. Чьи интересы за этим стоят? И кому сегодня выгодна подобная искусственная монополизация в легкой промышленности Казахстана? Побочным следствием которой станет банкротство и ликвидация порядка четырех десятков казахстанских компаний, уже успевших неплохо себя зарекомендовать на казахстанском рынке производителей одежды и обуви.
А между тем, как утверждают наши информированные источники, сам ответ на вопрос: — кому это выгодно, припрятан не столь уж и глубоко. Стоит только внимательней присмотреться к цепочке родственно-клановых связей, тянущихся снизу, от дверей правления консорциума «Жасампаз» на самый верх, в высокие кабинеты теперь уже бывшего руководства Министерства обороны РК. Как сразу все станет ясным и понятным, — поясняют те же самые информированные источники.
Что по-казахски называется «былыкпа», и переводится на русский язык, (если мы посмотрим в русско-казахский словарь — иронизирую), как: «полная отмена государственного подхода в распределении средств оборонного заказа, с переходом на распределение этих же многомиллиардных сумм по старому проверенному семейно-родственному принципу, не за особый профессионализм и заслуги, а за то, что ты чей-то зять. Ну и коли ты зять, то как тебе денег не дать.
О положении на местах.
На конкретном примере казахстанского производителя предлагаем посмотреть, с какими проблемами сегодня столкнулись отечественные предприниматели, лишившись поддержки со стороны государства.
Идея выпускать маскировочные сети была предложена на выставке МО РК «KADEX». Ранее эта позиция закупалась в России. (монополист по территории СНГ). Естественно цена росла «как на дрожжах». По программе ГПФИИР в 2012-2013 гг. был получен кредит отечественным товаропроизводителем и построена фабрика на территории СЭЗ «Онтустик» ЮКО. Первые два года инженерные войска МО РК, закупили сначала 500 и 400 единиц сетей соответственно. Потребность в десятки раз больше. Но с 2015 года между распределяемыми средствами гособоронзаказа и компанией внедряются «посредники» и предприятие встало. 100 человек остались без работы. Обращались в АО «КазИнжиниринг» к г-ну Идрисову Е.С. неоднократно. Он приезжал на фабрику, видел всё своими глазами, но «воз» стоит на том же месте.
О крайне плачевном положении дел в отрасли свидетельствуют и почта с мест.
Вот что, к примеру, сообщает руководитель ТОО «Азия-Текс» Наталья Морозова. Караганда:
О бедственном положении отечественных производителей в связи с заключением контракта без тендера по государственному оборонному заказу с неким неизвестным нам всем консорциумом. Мы возмущены таким положением дел.
Хотим выразить Вам особую благодарность за освещение этого больного для нас вопроса. Так как на данный момент, все производители боятся даже пикнуть в надежде получить хоть какую то работу от данного консорциума «Жасампаз», а в итоге получают крошки с барского стола….и то не все, а только особо угодные наверное…
Как нам всем выжить неизвестно, так как наше предприятие в основном специализировалось на пошиве форменного обмундирования, многолетние наработки и поставщиков и моделей оказались никому не нужны, как и мы сами. В том году мы практически сидели без работы и потеряли большую часть коллектива, а это высококлассные специалисты которых собирали по крупицам в течении 15 лет.
Что будет дальше неизвестно, все контролирующие органы упорно закрывают глаза на такое вопиющее нарушение закона, но в любом случае огромное спасибо за то, что подняли на поверхность эту проблему, надеемся нас услышат….
И здесь же мы приводим письмо работников столичной компании ТОО «КазПожСнаб», не оставляющее сомнений в достоверности фактов, приведенных в данной статье:
В настоящее время загруженность нашего производства составляет 7%.
Для сравнения: в 2014 году было выполнено заказов на 948 млн.тенге, в 2015 году – эта цифра составляла 1 500 млрд.тенге, в 2016 году – показатели снизились до 390 млн.тенге.
Чтобы сохранить рабочие места мы были вынуждены запустить пошив продукции «на склад», чтобы удержать своих работников, 90% из которых составляют женщины: матери-одиночки. Выпускаемая продукция довольна специфическая и габаритная: палатки армейские, мешки спальные, рюкзаки, защитная одежда для пожарных. Специалистов обучить и подобрать очень сложно.
Наступивший 2017 год уже грозит простоями и, как следствие, закрытием предприятия, на котором могут работать до 185 человек, при нынешних 25.
Алтынорда
[:]