[:ru]
Фильм о темнокожем гее победил. И многие, конечно же увидели в этом политически намек, знак, обвинили фильм в спекуляции и манипуляции. Но, это не так! Далеко не так! Спекуляций и манипуляций тут как раз таки нет. Тут настоящее независимое кино, со всеми его традициями, художественной составляющей, и неповиновением определенному закону жанра. Это история о большем. Это история почти о каждом!
Главный герой Шарон, воспитываясь в среде чернокожего Гетто (которое уж явно не располагает к раскрытию гомосексуальности в ребенке), терпит унижения и избиения за то, что он отличается от остальных сверстников. Первой и последней его любовью оказывается парень, которого он не перестает любить даже после жесткого предательства со стороны последнего. Шарон уезжает из города, под влиянием среды гетто он становится успешным наркодиллером с крутой тачкой, домом и деньгами, но душа его все время разрывается, забыть о своей «школьной любви» он все-таки никак не может. И вот, посреди ночи, спустя долгое время, ему звонит тот самый парень…
Можно, конечно, долго обвинять Киноакадемию потворству тенденциям чрезмерной толерантности и политкорректности, но фильм действительно заслуживает награды, потому что его снимала команда, явно не обделенная способностями и талантом, которая умеет надавить на болевые точки зрителя, снимая трогательное и эмоциональное кино..
Такая завязка очевидно предполагает историю преображения аутсайдера или драму преодоления, принятия себя, и режиссёр Барри Дженкинс не обманывает ожиданий. Однако привлекательность «Лунного света» в том, что драма преодоления и принятия внезапно поворачивается совершенно новой стороной, обнаруживая в себе более глубокие вопросы и сложные задачи, чем просто формирование бойцовских навыков и умение взглянуть врагам в лицо.
Преодоление внешних препятствий — это всегда прежде всего преодоление самого себя. Принятие внешней не идеальности мира, это принятие самого себя. Но что именно в себе преодолеть, или принять, какую часть себя подчинить своей воле, и действительно ли эта воля — своя собственная, а не навязанная со стороны?
Выбор между социально одобряемым и этически допустимым поведением встаёт перед всеми ключевыми персонажами «Лунного света», и проблема гомосексуальности — лишь одна из тех, которые раскрываются в сюжете. У каждого из героев есть возможность встроиться в систему или попытаться сохранить себя, и каждый раскрывает один из возможных вариантов этого выбора.
Мать Широна — пример раздвоения личности, когда человек пытается формально быть в системе, но при этом сохранить себя внутри, в глубине своего существа. Её слишком слабая для такой борьбы психика не выдерживает этого конфликта, поддерживать созданную ей иллюзию становится возможно только средствами искажения реальности. Но даже из изломанного наркотиками сознания и из изношенного потасканного тела прорывается искренняя материнская любовь, которую невозможно уничтожить. Прекрасная роль Наоми Харрис.
Друг детства Широна, Кенни (Джейден Паймер, Джаррель Джером, Андре Холланд), в отличие от главного героя фильма, не является аутсайдером. Он входит в главную школьную компанию и очень дорожит этой принадлежностью, но не в меньшей степени дорожит и теми отношениями, которые связывают его с Широном. Ему приходится делать, возможно, самый жестокий во всех смыслах выбор между требованиями социума и этики в этом фильме, и он ломается. И этот внутренний надлом определяет всю его дальнейшую жизнь.
Сам главный герой фильма, самым непосредственным образом сталкиваясь с этими выборами и их последствиями, делает свои выводы и прокладывает свой путь в жизни. Ему приходится заплатить высокую цену, но, в конечном итоге он оказывается единственным, кто сохранил свой внутренний стержень. Его оборона от внешнего мира оказывается самой прочной. Это проявляется и в актёрской игре. Широн говорит, кажется, меньше, чем любой из остальных персонажей, что сильно усложняет задачу каждому из троих актёров, его играющих (Алекс Хибберт, Эштон Сандерс и Треванте Родес). Все трое справляются на «отлично», передавая в некоторых кадрах весь спектр эмоций одними только выражениями лиц, и при этом ни в одной сцене не злоупотребляя мимикой.
Действие фильма происходит в бедном мигрантском районе, а речь персонажей пересыпана афроамериканским жаргоном со всеми их «Привет, ниггер!», «Чё как?», «Ну что, чёрный?» и «Давай, брат!», но при всём этом режиссёру удаётся сохранить реалистический баланс и не свалиться ни в блексплотейшн, ни в фарсовую комедию. Режиссёрски «Лунный свет» очень точен, что весьма непросто при заявленной теме.
Сценарий фильма является адаптацией пьесы Тарелла Элвина МакКрейни «В лунном свете чёрные парни выглядят голубыми», причём автор пьесы является и соавтором сценария. Это сразу чувствуется по драматургии фильма, которая не в пример лучше того, что представлено в номинации «Лучший оригинальный сценарий» этого года. «Лунный свет» очень точен в дозировании эмоций и действия в каждом кадре, он и не кричит, не давит на зрителя, но и не бормочет несвязно и еле слышно как зимняя сонная муха. Те, кто считает, что фильм удостоен повышенного внимания и «оскаровских» номинаций исключительно из-за провокационности темы и афроамериканского состава актёров, неправы. Это действительно серьёзная психологическая арт-хаусная драма, затрагивающая намного более общие темы, чем сексуальная амбивалентность, или расовый вопрос. Ведь кто знает, каким каждый из нас покажется в лунном свете?
[:]