[:ru]
В настоящее время наша Планета на пороге небывалых глобальных изменений, в том числе климатических. Во многих странах мира идут заметные духовные, технологические, политические, научные, социальные и другие изменения.
Соответственно трансформируется идеология и духовный мир человека. Духовность приобретет первозданную чистоту бережного отношения к самому себе, людям, окружающему миру, в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. То общество, которое готово к кардинальным изменениям, будет иметь будущее.
Общество готово к духовной модернизации
Недаром приоритетным направлением развития национальной системы образования становится духовно-нравственное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека. Сегодня отечественное высшее образование выполняет один из главных приоритетов развития страны, именно оно должно обеспечить развитие Казахстана через культурообразующую, интегрирующую миссию, через качество, глобализацию и гуманизацию знаний, что возможно только при изменении общественного сознания и духовной модернизации.
Эти идеи красной нитью проходят через многие выступления Президента Н.Назарбаева, особенно в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Елбасы подчеркивает: «Само понятие духовной модернизации предполагает изменения в национальном сознании. Открытость сознания означает, по крайней мере, три особенности сознания. Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты. Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому. В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей. Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания».
Необходимо отметить, что в интеллектуальном развитии подрастающего поколения традиционная подготовка специалистов, построенная на научно-технократической парадигме, имеет определенные успехи. Но вызовы ХХI века на первый план выдвигают вопросы нравственности и духовности граждан, гармонии и баланса, развития светской духовности и интеллекта, которые важны для современного человека.
Поколению Next предстоит решать вопросы экологии, физического и психологического здоровья, стрессов, мультикультурного сосуществования; дальше – биоробототехники, адаптации к небывалым климатическим изменениям, освоения космического пространства и др. Поэтому современным университетам в настоящее время необходимо направить свою деятельность на развитие духовно-нравственного потенциала будущих специалистов, таким образом меняя общественное сознание, насыщая его духовными ориентирами и смыслами.
Университеты должны менять общественное сознание
Поэтому основным принципом духовной модернизации общества и гуманизации образования является возвращение к истокам целостного понимания личности. На современном этапе развития философии, психологии и педагогики восстанавливается целостность понимания человека как триединства «тело-душа-дух». Духовность рассматривается как объективная реальность, которая не является производной человеческой деятельности, это единая, внутренняя сущность всей Вселенной и человека. Во Вселенной Духовная реальность проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок. В сознании человека Духовная реальность проявляется как общечеловеческие ценности, высшие идеалы: совесть, любовь, истина.
Далее, деятельность любого университета включает в себя как организацию учебного процесса, так и воспитывающую функцию, формирование мировоззрения будущего специалиста. Принцип единства преподавания и науки позволяет преподавателям не ограничиваться лишь традиционным занятием – передавать накопленные знания, но постоянно вводить в учебный процесс результаты новых исследовательских разработок.
В отечественных вузах уже внедрены такие дисциплины как «Этнопедагогика», «Самопознание», «Этика личного и социального успеха» и другие, которые успешно культивируют сохранение своей культуры, собственного национального кода, умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех.
Следует отметить, что интерес к духовно-нравственному образованию проявляют сегодня многие страны мира, но именно в Казахстане стало обязательным изучение дисциплины «Самопознание» – светского учения о духовности, которое учит нести ответственность за свои мысли, слова и дела, реализовывать право выбора, выполнять свой долг на совесть, бескорыстно служить, формируя качества истинного лидера.
Очень важно отечественным университетам в организации внеучебной деятельности студентов опираться на принципы. Это следующие: принцип социального взаимодействия предписывает усиление социального партнёрства; принцип национального наследия актуализирует необходимость познавать общечеловеческие духовные ценности через призму национальной духовной культуры; принцип природосообразности учитывает возрастные и индивидуальные особенности личности, уровень внутренней потребности в духовно-нравственном развитии, состояние физиологического и психического здоровья, единство духовной природы человека.
Как на практике идут от Сердца к Сердцу
Так, кафедра педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби всегда была флагманом в подготовке высококвалифицированных педагогов и для наших выпускников развитие духовно-нравственных качеств всегда строились на этих принципах. В этом направлении в вузе функционируют различные проекты, такие как «100 кітап», «Айналаңды нұрландыр», Green Campus, Культ здорового тела и т.д.
Множество воспитательных мероприятий проводятся в рамках проекта «100 кітап», например, в ходе обсуждения произведения Г. Мүсірепова «Ананың анасы», студенты прониклись идеей о священной материнской любви, а также более остро стали понимать историю отечества.
В рамках проекта «Айналаңды нұрландыр» преподавателями и студентами организуются встречи с ветеранами, посвященные дани уважения к их великому делу, поздравлению с праздником и организации помощи. Также проводятся благотворительные акции «Твори добро» совместно с Обществом Красного полумесяца. Участие в ней принимают студенты и преподаватели, каждый из них помог всем нуждающимся, сдав одежду, игрушки, книги, канцелярские товары, спортинвентарь (мячи). Более того, студенты и магистранты кафедры принимают добровольное участие в благотворительной акции «Стань донором – Спаси жизнь» в качестве волонтеров и доноров. Часто наши студенты посещают и детские дома. Так, в детском доме № 1 проведена акция для воспитанников, посвященная личной гигиене, в ходе которой студенты рассказали малышам о правилах личной гигиены и подарили небольшие подарки для личного пользования. Все встречи проходят в формате «От Сердца к Сердцу».
Экология начинается с человечности
Остро стоит вопрос изменения общественного сознания в рамках решения экологических проблем. Стоит отметить, что на сегодняшний день в Казахстане объём накопленных твёрдых бытовых отходов, по экспертным оценкам, составляет 25 млрд тонн. По подсчётам специалистов, лишь 5% твёрдых отходов перерабатываются, остальные 95% вывозят на полигоны для захоронения.
Большая проблема с опасными бытовыми отходами: отработанными аккумуляторами, электрическим и электронным оборудованием, ртутьсодержащими люминесцентными лампами и термометрами, отходами бытовой химии и т.п. Не говоря о токсических, радиоактивных и других опасных отходах.
Одним из факторов невысокого коэффициента переработки мусора является отсутствие его сортировки на первом уровне, т. е. поступление на базы переработки в смешанном виде. Ввиду этого, в рамках проекта Green Campus студентами кафедры была проведена Акция «Экология начинается с человечности» под лозунгом «Путь мусора до урны лежит через наше сознание».
Духовно-нравственное образование будущих граждан – одна из самых важных задач современных отечественных университетов, и должно быть направлено на раскрытие у человека духовных ценностей:
- сформированности мировоззренческой позиции, гуманистической направленности мышления, поведения и деятельности;
- умений проявлять внутреннюю активность и самостоятельность, ответственность за решения, быть способным к самопознанию, самообразованию, саморазвитию;
- умений позитивно мыслить, жить в единстве мысли, слова и дела, контролировать эмоции и др.
- сохранению национальной идентичности, любовь к Родине, бескорыстное служение отечеству.
Назгуль Анарбек, к.п.н., и.о. доцента кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби
[:]