АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]«Лотосы Аллаха», или Казахи – восставшая из пепла птица Феникс-Самурык (посвящается Дню Астаны) [:]

[:ru]

Сначала о первом символе. Лотос, священное растение Востока, вырастает из дна грязного болота и растет в мутной стоячей воде. Лотос – владыка всех других цветов, во всех религиях является символом тайны творения и духовной чистоты (не только в буддизме, но даже в Коране говорится о «лотосовом дереве» — «сидрат ал-мунтаха» на седьмом небе у Аллаха). И  несмотря на кажущийся парадокс, есть глубокий смысл в том, что находясь корнями и стеблем в темном болоте, это растение героически тянется к свету и (по воле Бога) пробивается сквозь толщу ила и воды, и, наконец, распускает на поверхности свой прекрасный цветок, обращенный всегда к солнцу.

Китайская поговорка «Цветок лотоса растет в грязи» обычно означает, что в самом падшем обществе могут родиться почти святые и благородные люди, возвысившиеся над  грязью этого мира.  «Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным…» (из буддийских текстов). Этот прекрасный образ, на наш взгляд, подходит к истории казахского народа, который в лице лучшей, сознательной, честной, верующей и борющейся его части, преодолел «ад» колониализма и коммунизма и очистился от грязи своей, на протяжении последних 300 лет кошмарной  судьбы-истории, и наконец увидев Солнце свободы, провозгласил свою Независимость и построил новое современное Государство и свою красавицу-столицу. То есть казахи – это «лотосы» Аллаха.  

Другой образ, который напрашивается для  литературного описания исторической судьбы казахов – это мифическая Феникс, могучая, красивая, бессмертная птица, самовозрождающаяся из своего пепла. Это – христианская метафора. И означает победу над смертью, воскрешение из мертвых, это — символ самого Христа, вечного обновления, бессмертия через веру и силу Духа. В то же время это образ, по нашему мнению, общий для авраамических (авраамитских) религий, т.к. есть околокоранический миф (апокриф) о животных и птицах в Ноевом Ковчеге (у казахов – Нұх пайғамбардың кемесі), по которой необыкновенно мудрую и скромную птицу пророк Ной /Нух  благословил на то, чтобы Всевышний Аллах дал ей бессмертия.

Также в мифологии уместна параллель   между образами Феникса и мифологической птицы Симург (у казахов – Самурык) у иранских и тюркских народов Центральной Азии. В одной мусульманской легенде говорится, что когда волшебная  птица Симург встретила свою смерть и сгорела, то в пепле, оставшемся на гнезде от прежнего феникса, поселился небольшой червь, который быстро рос и на третий день превратился в юного  «нового» феникса. Окрепнув, помолодевшая таким радикальным способом птица расправила свои крылья. И так стало происходить каждые несколько тысяч лет …

 Феникс – это символ веры (иман) и духа (рух) нашего народа, который вопреки  логике истории выстоял, не погиб, не исчез в пучинах исторического небытия, а язык его предков ученые-лингвисты в своих словарях и книгах не отнесли к семейству «мертвых языков исчезнувших народов». Казалось бы, все шло к уничтожению, надежды было мало… В новейшей истории, в ХХ веке, у казахов все было «не как у людей», и все обстоятельства были против нас. И были реки крови, и море слез, и горы трупов, и великая депрессия. Как будто нас преследовал некий злой рок. Но в итоге пусть из малочисленного своего остатка многострадальный казахский народ воспроизвел, притом не только физически, но и духовно (т.е. через самосознание, веру и память) нынешний   этнос – как государствообразующего краеугольного камня полиэтнического Казахстана,  как вдохновителя, организатора великого Исторического Воскрешения после 1991 года…

 Один из талантливых казахов-патриотов ХХ века, конечно, будучи вынужден  под прессингом советской цензуры  делать реверанс в сторону классовой идеологии Советов, все же смог еще в 1964 году донести миру суть этой запрограммированной самим Богом бессмертной природы Казаха. Это  – народный поэт-трибун Жубан Молдагалиев с его знаменитой поэмой «Я – Казах!» («Мен – Қазақпын, Мың өліп, мың тірілген! ), где есть такие строки:

«Я – казах, Умирал и рождался я тысячу раз!..

Я – Казах, Я – бессмертное сердце! …

А сейчас меня слышат народы и страны.

Видят гордость в чуть суженных солнцем глазах.

Я могу создавать мировые дастаны,

и вписал я в историю имя — Казах…»

А  еще раньше древнетюркский патриарх Тоныкок (Тоньюкок) в глубокой древности, в VIII веке  назвал страну предков казахов «Вечным Элем» («Бенгю Ель» — Bengü Еl), причем Эль (Ел) у древних тюрков означало не столько государство в классическом понимании, т.е. в традиции оседло-земледельческих народов, но именно народ-государство, страна с населением, где люди, этнос, граждане  считаются главным богатством Бога и державы (позднее, арабо-казахское «халык» буквально переводится как «творения Божьи»).   

 

Н. Нуртазина,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

[:]