[:ru]
Сначала о первом символе. Лотос, священное растение Востока, вырастает из дна грязного болота и растет в мутной стоячей воде. Лотос – владыка всех других цветов, во всех религиях является символом тайны творения и духовной чистоты (не только в буддизме, но даже в Коране говорится о «лотосовом дереве» — «сидрат ал-мунтаха» на седьмом небе у Аллаха). И несмотря на кажущийся парадокс, есть глубокий смысл в том, что находясь корнями и стеблем в темном болоте, это растение героически тянется к свету и (по воле Бога) пробивается сквозь толщу ила и воды, и, наконец, распускает на поверхности свой прекрасный цветок, обращенный всегда к солнцу.
Китайская поговорка «Цветок лотоса растет в грязи» обычно означает, что в самом падшем обществе могут родиться почти святые и благородные люди, возвысившиеся над грязью этого мира. «Как цветок лотоса, рожденный из грязи незапятнанным…» (из буддийских текстов). Этот прекрасный образ, на наш взгляд, подходит к истории казахского народа, который в лице лучшей, сознательной, честной, верующей и борющейся его части, преодолел «ад» колониализма и коммунизма и очистился от грязи своей, на протяжении последних 300 лет кошмарной судьбы-истории, и наконец увидев Солнце свободы, провозгласил свою Независимость и построил новое современное Государство и свою красавицу-столицу. То есть казахи – это «лотосы» Аллаха.
Другой образ, который напрашивается для литературного описания исторической судьбы казахов – это мифическая Феникс, могучая, красивая, бессмертная птица, самовозрождающаяся из своего пепла. Это – христианская метафора. И означает победу над смертью, воскрешение из мертвых, это — символ самого Христа, вечного обновления, бессмертия через веру и силу Духа. В то же время это образ, по нашему мнению, общий для авраамических (авраамитских) религий, т.к. есть околокоранический миф (апокриф) о животных и птицах в Ноевом Ковчеге (у казахов – Нұх пайғамбардың кемесі), по которой необыкновенно мудрую и скромную птицу пророк Ной /Нух благословил на то, чтобы Всевышний Аллах дал ей бессмертия.
Также в мифологии уместна параллель между образами Феникса и мифологической птицы Симург (у казахов – Самурык) у иранских и тюркских народов Центральной Азии. В одной мусульманской легенде говорится, что когда волшебная птица Симург встретила свою смерть и сгорела, то в пепле, оставшемся на гнезде от прежнего феникса, поселился небольшой червь, который быстро рос и на третий день превратился в юного «нового» феникса. Окрепнув, помолодевшая таким радикальным способом птица расправила свои крылья. И так стало происходить каждые несколько тысяч лет …
Феникс – это символ веры (иман) и духа (рух) нашего народа, который вопреки логике истории выстоял, не погиб, не исчез в пучинах исторического небытия, а язык его предков ученые-лингвисты в своих словарях и книгах не отнесли к семейству «мертвых языков исчезнувших народов». Казалось бы, все шло к уничтожению, надежды было мало… В новейшей истории, в ХХ веке, у казахов все было «не как у людей», и все обстоятельства были против нас. И были реки крови, и море слез, и горы трупов, и великая депрессия. Как будто нас преследовал некий злой рок. Но в итоге пусть из малочисленного своего остатка многострадальный казахский народ воспроизвел, притом не только физически, но и духовно (т.е. через самосознание, веру и память) нынешний этнос – как государствообразующего краеугольного камня полиэтнического Казахстана, как вдохновителя, организатора великого Исторического Воскрешения после 1991 года…
Один из талантливых казахов-патриотов ХХ века, конечно, будучи вынужден под прессингом советской цензуры делать реверанс в сторону классовой идеологии Советов, все же смог еще в 1964 году донести миру суть этой запрограммированной самим Богом бессмертной природы Казаха. Это – народный поэт-трибун Жубан Молдагалиев с его знаменитой поэмой «Я – Казах!» («Мен – Қазақпын, Мың өліп, мың тірілген! ), где есть такие строки:
«Я – казах, Умирал и рождался я тысячу раз!..
Я – Казах, Я – бессмертное сердце! …
А сейчас меня слышат народы и страны.
Видят гордость в чуть суженных солнцем глазах.
Я могу создавать мировые дастаны,
и вписал я в историю имя — Казах…»
А еще раньше древнетюркский патриарх Тоныкок (Тоньюкок) в глубокой древности, в VIII веке назвал страну предков казахов «Вечным Элем» («Бенгю Ель» — Bengü Еl), причем Эль (Ел) у древних тюрков означало не столько государство в классическом понимании, т.е. в традиции оседло-земледельческих народов, но именно народ-государство, страна с населением, где люди, этнос, граждане считаются главным богатством Бога и державы (позднее, арабо-казахское «халык» буквально переводится как «творения Божьи»).
Н. Нуртазина,
профессор КазНУ им. аль-Фараби
[:]